Газета Спорт-Экспресс № 158 (4738) от 18 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

18 июля 2008

18 июля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 21 день

Анатолий ОРЛЕЦКИЙ: "БЕЗ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ МЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ОБОЙДЕМСЯ"

За плечами профессора ЦИТО, заместителя заведующего отделением спортивной, балетной и цирковой травмы Анатолия Орлецкого две зимние и две летние Олимпиады. И если мне не изменяет память, мы в третий раз беседуем с ним накануне Игр в его рабочем кабинете, где стены сплошь увешаны вымпелами и фотографиями спортсменов - его пациентов.

ОСНОВНАЯ ЗАПОВЕДЬ

-Мысль, возможно, банальная , но пока никем не опровергнутая: для спортсмена выступать на Олимпиаде почетно и ответственно. А что чувствует врач, отправляясь на свои пятые Игры?

- Понимаешь, что это большое, очень большое событие в жизни спортсмена. В то же время знаешь, что у многих Игры бывают раз в жизни. У ребят на карту поставлено буквально все. Поэтому для врача вступает в силу основная заповедь: не навреди. Мы стараемся помочь ребятам, потому что спорт высших достижений сопряжен с проблемами здоровья.

-Как всегда, для российских олимпийцев будет организован медицинский центр, расположенный в олимпийской деревне. У истоков создания этих центров стояла Зоя Сергеевна Миронова, выдающийся спортивный хирург-ортопед, которая недавно ушла из жизни. Какие заложенные ею традиции вы, если можно так выразиться, везете с собой в Пекин?

- Зоя Сергеевна присутствует во всех наших делах. На всех последних Олимпиадах, если возникала сложная ситуация, мы всегда созванивались с ней. У нее однозначно можно было почерпнуть оптимальное решение. Ее громадный жизненный опыт, знание специфики спортивной травмы помогали ей красиво разруливать все сложности, с которыми мы сталкивались. Она учила нас, как важно понять, что может на данный момент сделать спортсмен, получивший травму. Преодолеть себя или, подустав, начать уходить от работы. Боль - это серьезная проверка каждого человека, его силы, воли, духа, как угодно... У нас создалась команда, которая уже не первую Олимпиаду вместе. Там каждый несет ответственность за определенный участок.

-Спортсмены к Играм проходят жесточайший отбор. А вот ваша команда медиков как-то отбиралась?

- К счастью, у врачей нет такого жесткого отбора, мы не собираемся штурмовать высоты мирового спорта. Но тем не менее люди подбираются сильные, выносливые, умеющие работать в коллективе. На Олимпиаде у нас не бывает выходных, нет времени для личных нужд. Девиз такой: сначала работа, отдохнем, когда вернемся. Мы стремимся быть максимально востребованы и полезны. Конечно, Зои Сергеевны будет не хватать. Но у нас есть Сергей Павлович Миронов, директор ЦИТО, в прошлом прекрасный спортсмен, как врач, работавший на многих Олимпиадах. Мы уже обговаривали с ним, что при любой сложной травме, если операцию можно отсрочить на несколько дней, спортсмен будет доставлен в ЦИТО непосредственно в нашу клинику. Здесь будут готовы палаты, врачи и сделают все необходимое. Аппаратуры и умелых рук у нас хватит.

ВРАЧИ НЕ ДРЕМЛЮТ

-Сколько медиков будет работать в Олимпийской деревне?

- Помимо того что во многих командах есть свои врачи и массажисты, в медцентре обычно работают пятеро: физиотерапевт, специалисты по восстановительному лечению, травматолог, терапевт и, конечно, массажист. Учитывая опыт предыдущих Олимпиад, за пределами деревни дополнительно будет создан восстановительный центр, где спортсмен до или после соревнований может пройти полную релаксацию.

-Как будет обеспечен ваш медцентр?

- Мы начали готовиться заранее, провели отбор аппаратуры. Везем только самое современное оборудование, которое мы хорошо знаем и которое дает быстрый эффект. Думаю, оно будет востребовано все 24 часа в сутки.

-Специфическая китайская медицина будет задействована?

- В основном мы будем заниматься непосредственно травмами. Поэтому, думаю, справимся своими силами. А вот в плане восстановительных возможностей китайской медицины я информацией не обладаю. Если она нам в чем-то поможет, то дай бог.

-Ожидается, что в Пекине будет жарко и душно. Это прибавит вам дополнительных забот?

- Не думаю, что это будет какая-то казуистическая Олимпиада в плане температурного режима. В Атланте, помнится, было очень жарко, в Афинах тоже приходилось нелегко. Но все, что необходимо в таких условиях, мы с собой везем.

-Ваше рабочее место будет находиться в медцентре. А если возникнет необходимость выехать на место происшествия, это возможно?

- Мы такие ситуации обычно предусматриваем. Если соревнования будут проходить на улице да в жару, то снаряжаем туда двух-трех врачей, которые отслеживают ситуацию.

-Но иногда возникают очень сложные моменты, как, например, в Афинах, когда Нижегородов в ходьбе на 50 км получил тепловой удар. Как поступать в таком случае?

- Мы не имеем права вмешиваться в ситуацию в ходе соревнований, иначе спортсмен будет дисквалифицирован. Но сразу по окончании подключиться можем.

-С Нижегородовым у вас был контакт сразу после того, как он финишировал на автопилоте?

- Его тут же госпитализировали силами местных медиков, обслуживающих Олимпиаду. Там была достаточно сложная ситуация, связанная с обезвоживанием.

-Вы сказали, что медцентр будет работать круглосуточно. А как выглядит ваш рабочий день?

- Обычно к семи утра мы готовы к приему пациентов. Не секрет, что спортсмены элиты имеют застарелые травмы, болезни. Им помощь нужна практически ежедневно в удобное для них время.

-Но поесть вы хотя бы успеваете?

- На Олимпиаде это не проблема. Там питание круглосуточное. Любой из нас может отойти на полчаса, а в центре всегда будет кто-то из врачей и сумеет оказать помощь.

-Лично вы за что отвечаете?

- За хирургию травм. Но по Олимпийской хартии мы не имеем права проводить операции в экстренных случаях. Для этого существуют специально отобранные, лицензированные клиники и врачи. Туда доставляют спортсменов, получивших тяжелую травму, прямо с соревнований.

-А присутствовать на операции можете?

- На некоторых Олимпиадах даже это было запрещено. Есть нюансы чисто юридического характера. Но мы стараемся травмированного спортсмена, если ситуация терпит, переправить в Москву. В этом у нас накоплен большой опыт.

ТРОГАТЕЛЬНО ДО СЛЕЗ

-Вы едете уже на пятую Олимпиаду. А что видели там кроме травм?

- Обычно на какое-то одно соревнование в конце Игр удается попасть.

-В Пекине завершать Игры будут "художницы". Пойдете?

- Я заметил, как только куда-то соберешься, по закону подлости обязательно кого-нибудь привезут в медцентр. Поэтому мы для себя решили: раз нас сюда направили, то надо заниматься тем делом, которое нам вверили. Так надежнее, спокойнее да и по совести будет. У нас в центре всегда есть телевизор, вот его и посмотрим.

-Вы как-то сказали, что поставить диагноз можете, увидев, что случилось, и по телевизору.

- В случае типичных травм при определенном положении руки, ноги можно предположить, что произошло. Процентов на 70 - 80 это обычно подтверждается.

-Чтобы почувствовать дух Олимпиады, хотя бы раз на парад открытия или закрытия ходили?

- Только на открытие. Это действительно очень торжественно. Тут и радость, и красота, здорово!

-Самое яркое впечатление от Игр?

- Когда в Атланте огонь Олимпиады зажигал Мохаммед Али. Ему было крайне сложно это сделать. Он сидел в кресле-каталке, протянул руку с факелом, чтобы зажечь огонь на стадионе, но не смог достать. Ему помогли. Это было трогательно до слез.

МЫ БРАТЬЯ ПО ДУХУ

-Спортсменов из других стран лечите?

- По идее нам запрещено это делать. Но какие-то мелкие услуги ребятам из бывших наших республик оказываем. Все мы вышли из одной страны, в любом случае мы братья, если не по крови, так по духу. Единение сидит в нас на генетическом уровне. Помочь дельным советом спортсменам - почему бы нет?

-Как относитесь к тем атлетам, которые говорят: пусть я даже умру, но ради победы на Олимпиаде буду принимать все, что можно и нельзя.

- Есть такая дежурная поговорка: понять могу, оправдать нет. Мы не знаем, что спортсмен преодолел, на что шел ради того, чтобы участвовать в Олимпиаде. Но к применению запрещенных препаратов отношусь отрицательно.

-Какие виды спорта основные поставщики травм?

- Футбол, гандбол, баскетбол, силовые единоборства. Здесь травмы серьезные - переломы, тяжелые ушибы. Зимой - хоккей, как ни странно, женский. Были тяжелейшие сотрясения с ушибом головного мозга.

-У вас пятая Олимпиада будет. Какой олимпийский опыт накоплен?

- Самое главное приобретение - никогда нельзя лишать спортсмена последней надежды. Не имеешь права сказать ему, что с такой травмой он не может выступать. Бывают ситуации совершенного несоответствия того, что видим мы, врачи, и того, что человек, получивший травму, может сделать.

-Как в случае с дзюдоистом Дмитрием Носовым в Афинах, когда он со сломанной рукой добыл медаль?

- Дима молодец! Закрыл глаза на все эти мелочи - болит, не болит... И сделал то, что хотел. Хотя после рассказывал мне, что практически не соображал, что происходило на ковре. Нормальный русский парень! Поэтому мы никогда жестко не говорим спортсмену: выступать нельзя. Если на каких-то неимоверных волевых усилиях это можно сделать, решать конкретно должен он сам.

-Вам встречаются капризные пациенты? И как вы их усмиряете?

- Есть золотое правило, которое ввела Зоя Сергеевна. А Сергей Павлович, можно сказать, вдолбил его в каждого из нас. Фраза до банальности проста: хочешь болеть - болей, хочешь выступать - выступай.

-А любимые пациенты есть?

- Алеша Немов, Света Хоркина. Очень приятно, что они в добром здравии. У них были тяжелейшие моменты в жизни. Мне кажется, легче воспринимать любые невзгоды, пройдя через боль, трагедии, большие испытания в спорте. Из разряда любимых - Ира Слуцкая, которую я безмерно уважаю. Если, оказывая помощь, вкладываешь частичку души, то когда все получилось, а если еще и хорошо получилось, меняется уровень отношений.

ДА ПОМОЖЕТ НАМ БОГ

-Порой спортсмен доверяет доктору то, о чем никогда не скажет ни тренеру, ни друзьям.

- Эти разговоры мы никогда ни с кем не обсуждаем. На них наложено табу. Ведь понимаешь, что у ребят достаточно сложная ситуация. Их будни проходят в трудных условиях - сборы, соревнования, крайне узкий круг общения. Иногда помогает просто банальный жизненный совет.

-У многих спортсменов есть талисманы. А у вас?

- Обычно мы говорим: да поможет нам Бог. В Пекин повезем с собой икону Святого Пантелеймона-целителя, покровителя врачей.

-Раньше доводилось бывать в Китае?

- Никогда. Наверное, поэтому очень хочется увидеть Великую Китайскую стену. Но понимаю, что это нереально. Уже все дни по возвращение расписаны. Посещение стены отложим на будущее.

-Чего ждете от Олимпиады?

- Побед, радости, всплеска эмоций. По-разному можно прогнозировать ситуацию. Ясно одно: на пути в Пекин проделан огромный труд. Момент истины наступит скоро.

Елена РЕРИХ