Газета Спорт-Экспресс № 35 (4615) от 16 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19

16 февраля 2008

16 февраля 2008 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

БОБ-МЕЧТА ДЛЯ ЗУБКОВА И ВОЕВОДЫ

Сегодня в немецком Альтенберге пройдут первые заезды мужчин на бобах-двойках. Пересев в середине сезона на новый боб, сконструированный немецкой компанией Wimmer Carbontechnik, россияне Александр Зубков и Алексей Воевода одержали на нем две победы, в том числе на чемпионате Европы в Турине, автоматически превратившись в фаворитов мирового первенства.

Сергей БУТОВ

из Альтенберга

БЛЕФ ЗИНГЕРОВ

Появление в ходе континентального первенства новой двойки у Зубкова на какое-то время стало темой номер один в мировой бобслейной тусовке. Если на протяжении всей карьеры ударной дисциплиной Зубкова всегда считалась четверка, то с двойкой, этим технически очень сложным снарядом, отношения складывались непросто, успехи чередовались с неудачами. Во многом эти результаты диктовались бобом производства немецких инженеров братьев Зингеров. И до, и после туринской Олимпиады россияне не скрывали, что не полностью удовлетворены скоростными характеристиками их машины.

И вот в январе состоялся долгожданный дебют Зубкова на новом бобе производства компании Wimmer Carbontechnik. Первые же старты показали, что Зубков, неоднократный победитель Кубка мира среди четверок, теперь и в двойках не намерен оставаться на вторых ролях. Достаточно взглянуть на приведенную ниже таблицу, чтобы понять: даже при быстром старте и идеальном пилотировании Зубков на старом бобе мог рассчитывать разве что на место на подиуме. Теперь же он может бороться за золото.

Надо заметить, что смена инженеров (одних немцев на других) произошла не только из-за неудовлетворенности российской стороной скоростью старой двойки. В дело вмешался человеческий фактор.

Братья Зингеры появились на российском небосклоне три года назад во многом случайно. По слухам, когда-то они сделали для ведущего пилота женской немецкой сборной Сюзи Эрдманн качественный обтекатель (то есть корпус боба), с которым она выиграла чемпионат мира, а немецкая федерация, имеющая эксклюзивный контракт на производство бобов с компанией FES, не решилась наклеить на машину их логотип. Обидчивые Зингеры тогда со своей федерацией в пух и прах рассорились. И именно в этот момент на их пути замаячила фигура тогдашнего главы российского бобслея Валерия Лейченко, который всегда славился умением найти подход к любому. А уж к обиженным немецким инженерам и подавно.

Братья Зингеры навсегда войдут в историю отечественного бобслея хотя бы потому, что первая олимпийская медаль Турина-2006 Зубкова и его экипажа была завоевана именно на их - зингеровской - четверке. Та машина действительно была образцом качественной сборки. Тем не менее продолжения сотрудничества не последовало.

Отношения охладевали постепенно, а последней каплей стал не слишком красивый поступок немцев. Россияне приехали к братьям с искореженным обтекателем одного из бобов, попросив его починить. Зингеры сначала долго ломались, утверждая, что устали от бобслея и намерены уйти из бизнеса, а затем все же согласились на ремонт, запросив, однако, за работу умопомрачительную, по меркам бобслея, сумму. Россияне отказались. И это фактически означало конец отношений.

Зингеры, разумеется, блефовали - сейчас эти "вышедшие из бизнеса" инженеры обслуживают едва ли не половину всех команд, выступающих в Кубке мира. В Винтерберге на их четверку пересел даже Ланге - и это знаковое для Зингеров событие. Выходит, сделав на россиянах себе громкое имя, братья теперь активно пожинают плоды.

Когда произошла история с обтекателем, наша федерация уже вела переговоры о создании новых бобов-двоек с Wimmer Carbontechnik. В бобслее эта тюнинговая компания новичок, поэтому была заинтересована в сотрудничестве с сильной сборной.

Wimmer, разумеется, преследует те же цели, что Зингеры, - сделать на сборной России себе имя. После победы Зубкова и Воеводы на чемпионате Европы в Турине немцы, по слухам, уже получили несколько выгодных заказов от потенциальных партнеров. Правда, как заверил руководителей нашей федерации владелец Wimmer Франц Виммер, если обтекатели они готовы производить для всех желающих, то готовить всю "начинку" бобов будут исключительно для русских.

ВСЕГО ЛИШЬ ПРОТОТИП?

Итак, что же собой представляет новая двойка, успевшая наделать столько шума? По словам главного тренера сборной России Олега Сухорученко, ее нельзя назвать новым поколением бобов. Скорее речь следует вести об экстракачественной сборке и инновациях в различных областях бобслейного искусства.

Главное отличие двойки Wimmer от двойки Зингеров заключается в том, что изменения в рулевом управлении, предпринятые Виммером, позволили изменить угол атаки боба. Зингеровская двойка норовила на вираже забраться под самый верх, после чего атаковала его, виммеровская же умеет выбирать наименьший радиус прохождения виража. Это драгоценные доли секунды, которые в конечном счете решают все.

Как утверждает председатель тренерского совета Владимир Любовицкий, немаловажно и то, что виммеровский обтекатель полностью сделан из карбона, наиболее современного и надежного материала в современном бобслее. Недаром уже здесь, в Альтенберге, в ходе одной из тренировок на старт Зубкова с Воеводой пришел посмотреть сам Ланге, хотя он должен был стартовать значительно позже. Матерый Ланге, которому предстоит выступать на домашней трассе, явно почувствовал угрозу со стороны Зубкова.

Самое интересное заключается в том, что до Ванкувера-2010 новые виммеровские машины (пока их две - у Зубкова и Евгения Попова) могут и не дожить. Немец утверждает, что в этом сезоне бобы проходят лишь тестирование в боевых условиях и что это не более чем прототипы, которые в ближайшем будущем станут основой суперсовременной двойки. Пока наверняка известно только одно: к лету россияне намерены заказать Wimmer три новых боба-четверки, чтобы начать новый сезон на полностью обновленной технике.

Сегодня двойке Wimmer предстоит пройти серьезнейшее испытание. Противоборство с Ланге и другими пилотами будет жарким, и наверняка все решат сотые доли секунды. Но все-таки не будем забывать, что без классного пилота и мощного разгоняющего любой боб - всего лишь красивая и дорогостоящая железяка. Поэтому на первый план в любом случае выйдет мастерство Александра Зубкова и Алексея Воеводы. Теперь, когда они заполучили долгожданный боб-мечту все находится в их руках.

ДВОЙКИ. КУБОК МИРА-2007/08 Мужчины

Стаpт

Выход. Скор

Время

ИМ

Город

Разгоняющий

1-я попытка

2-я попытка

1-я попытка

2-я попытка

1-я попытка

2-я попытка

Старый боб

Калгари

Алексей АНДРЮНИН

5,25

5,25

59,1

59,1

55,71(11)

55,71(6)

8-е

Солт-Лейк-Сити

Алексей АНДРЮНИН

4,93

4,92

85,0

85,3

48,77(7)

48,71(5)

7-е

Лейк-Плэсид

Алексей АНДРЮНИН

5,17

5,15

71,7

71,9

55,43(4)

55,80(5)

4-е

Кортина Д'Ампеццо

Дмитрий ТРУНЕНКОВ

4,84

4,87

64,8

64,4

56,40(5)

56,97(5)

4-е

Новый боб

Турин

Алексей ВОЕВОДА

4,83

4,81

65,0

65,1

56,02(3)

55,95(1)

1-е

Санкт-Мориц

Дмитрий ТРУНЕНКОВ

5.26

5,23

49,6

49,8

1.07,64(17)

1.06,93(9)

16-е

Кенигсзее

Алексей АНДРЮНИН

5,14

5,06

43,0

42,3

50,57(16)

49,74(2)

7-е

Винтерберг

Алексей ВОЕВОДА

5,18

5,16

62,4

62,6

56,32(1)

56,52(1)

1-е

ИМ - итоговое место на этапе Кубка, в скобках - место в данной попытке.