Газета Спорт-Экспресс № 21 (4601) от 31 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

31 января 2008

31 января 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Интервью "СЭ" дал пилот "Феррари", чемпион мира-2007.

Кими РАЙККОНЕН: "Я - НАСТОЯЩИЙ ЧЕМПИОН, А ХЭМИЛТОН - ПО ОПРОСАМ АНГЛИЧАН"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

"РОДЫ" ДЛЯ "ФЕРРАРИ" ПРОШЛИ УДАЧНО

-Со дня вашего триумфа в гонках "Формулы-1" прошло несколько месяцев. Титул чемпиона мира как-то изменил вашу жизнь?

- Теперь никто не сможет, как прежде, сказать мне вслед: "Он, конечно, хорош на трассе, но когда же станет чемпионом мира?" В любом случае лучше, когда у тебя уже есть титул, который ты можешь защищать. Хотя, если честно, мне все равно, кто я - охотник или тот, за кем охотятся.

-Несмотря на то что в 2007 году вы стали чемпионом мира, лучшим спортсменом Финляндии выбрали не вас. Кроме того, англичане назвали лучшим гонщиком года Льюиса Хэмилтона. Недоразумение?

- Мне абсолютно безразлично, что лучшим гонщиком по опросам англичан стал Хэмилтон. Настоящий чемпион мира все-таки я, а не он.

-Знаете ли вы, что стали третьим гонщиком в истории "Феррари", которому удалось выиграть свою первую же гонку в составе новой команды? Сначала это сделал Хуан-Мануэль Фанхио в Буэнос-Айресе в 1956 году, затем Найджел Мэнселл в Рио-де-Жанейро в 1989-м и, наконец, вы в прошлом сезоне в Мельбурне.

- Не знал об этом. По правде говоря, я не слишком хорошо знаком с историей нашего вида спорта.

-Тогда перейдем к другому факту: еще никогда вам не удавалось выиграть три гонки подряд, в том числе и в тот период, когда вы выступали за "Макларен". В 2007 году вы были близки к личному достижению, но из-за дефекта в гидравлике на этапе в Нюрбургринге вас снова постигла неудача...

- Я не отчаиваюсь. Однажды все равно сделаю, выражаясь футбольной терминологией, хет-трик. Кстати, когда думаю о том, чего должен добиться в 2008 году, то не забываю и про эту цель.

-Что можете сказать про вашего экс-шефа из "Макларена" Рона Денниса, который в прошлом году был уличен в шпионской афере, после чего его постиг и спортивный провал?

- Не люблю рассуждать о других, просто не хочу влезать в их дела. Могу только сказать, что не испытываю к нему антипатии.

-Как-то ваш новый начальник Жан Тодт сказал, что Деннис не из тех людей, кто может стать признанным лидером команды. Согласны?

- Каждый имеет право на свое собственное мнение, хотя лично мне он такого не говорил.

-Поговорим о новом болиде "Феррари": как он вам после первой пробы? Верно ли утверждение, что хороший гонщик при первом же знакомстве с машиной видит, насколько она хороша или же, наоборот, плоха?

- Когда на свет появляется младенец, то в зависимости от исхода родов судят - удачными они были или нет. Так вот, в нашем случае все прошло вполне удачно. И хотя я еще мало ездил на новом болиде, впечатления от знакомства остались только позитивные.

-В новом сезоне вам придется ездить без трэкшн-контроля и других приспособлений, которые прежде выполняли за гонщика много работы. Уже успели почувствовать разницу?

- В сложных условиях, когда, скажем, идет дождь, машину стало труднее контролировать.

-Ваш партнер по команде Фелипе Масса заявил, что теперь ездить стало гораздо опаснее. Он считает, что обгонять будет легче, но зато и ошибок будет больше. Согласно его подсчетам, только за первые две недели тестов машины в общей сложности 34 раза попадали в аварийные ситуации.

- Вполне возможно, но ведь тесты для того и существуют, чтобы привыкнуть к новому.

-Один из боссов профсоюза гонщиков Дэвид Култхард заявил, что во время дождя гонки надо отменять. По этому поводу Ники Лауда сказал: "Они что там - совсем умом тронулись. Мы раньше ездили без электроники и не роптали. Может, нынешнему поколению надо пройти курсы вождения?" А что вы думаете по этому поводу?

- Извечный вопрос: автогонки становятся все более опасными. Но если кому-то этот риск кажется слишком большим, он должен отказаться от участия в соревнованиях.

НЕ УСПЕВАЕШЬ ЗА ПРОГРЕССОМ - ОТОЙДИ В СТОРОНУ

-Как обстоит дело с вашим контрактом с "Феррари"?

- Он будет действовать еще два года: в 2008-м и 2009-м, но, если я захочу, смогу уже сегодня подписать новый контракт - с "Феррари" или с кем-нибудь еще. Посмотрим, что принесет нам будущее. Надеюсь, я еще долго буду ездить в "Формуле-1" и, если получится, буду шагать по жизни вместе с "Феррари".

-Если бы не Масса, который пропустил вас вперед в последнем "Гран-при", вы вполне могли не стать чемпионом мира. О чем говорили с ним после финиша? Обещали отдать должок?

- Не хотел бы делать достоянием общественности наши личные беседы, но мы действительно долго разговаривали. И я был по-настоящему счастлив, что смог добиться успеха.

-Что почувствовали, когда стали чемпионом мира?

- Когда узнал, что Хэмилтон финишировал седьмым, а я стал чемпионом, в моем сердце возник пожар. Было столько эмоций, сколько я не испытывал никогда в жизни. Ощущал себя так, словно справлял день рождения на небе.

-Сравните вашу бывшую команду с нынешней.

- "Феррари" никогда не останавливается на достигнутом. Все работают на пределе возможностей.

-Гоночный инженер, который раньше помогал Михаэлю Шумахеру, продолжает работать с вами. Но шефом команды вместо Жана Тодта стал Стефано Доменикали. Как относитесь к такой смене?

- Для меня мало что изменилось. Стефано уже много лет в "Феррари", трудился на разных постах, и в прошлом году мы с ним плодотворно работали. Поэтому проблем быть не должно.

-Кто, если не считать Массу, будет в этом году вашим главным конкурентом?

- Думаю, что на прежние позиции выйдет "Рено", возможно, конкуренцию составит и БМВ. Но, пожалуй, больше всего нам следует опасаться представителей "Макларена".

-Какой будет стратегия "Феррари" в 2008 году? Вы будете стартовать под номером 1, а Масса - под номером 2?

- Никогда еще на моем болиде не было цифры один - меня такие условности абсолютно не интересуют.

-Для вас и "Феррари" новый сезон будет легче или труднее прошедшего?

- Думаю, для всех сторон он будет легче. Главное - хорошо стартовать в Австралии и стабильно пройти первую половину чемпионата - то, чего не удалось сделать в 2007 году, хотя первую гонку я и выиграл. Не хотелось бы снова повторять эти ошибки.

-Несмотря на запреты в электронике, машины от этого не стали менее сложными. Насколько сегодня важен для команды партнер в области технологий?

- "Формула-1" развивается быстрыми темпами, и не только на трассе. Если ты не успеваешь за прогрессом, тебя быстро обгонят. Нам нужны партнеры, которые знают наши специфические потребности и быстро реагируют на сложные ситуации.

-Признайтесь, что вы больше любите: вождение болида или технические аспекты вашей профессии?

- Естественно, я ребенок нового времени и без ума от различных сложных "игрушек". И это увлечение мне помогает. Но, чтобы дать инженерам правильный совет, надо быть хорошо подкованным технически. Важно обмениваться информацией, чтобы улучшать свой болид. Чем мы, собственно, и занимаемся.

Редакция благодарит австрийского журналиста Хайнца Прюллера за организацию этого интервью.