Газета Спорт-Экспресс № 10 (4590) от 18 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

19 января 2008

19 января 2008 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ-РЕЙД

В это воскресенье на Розовом озере в столице Сенегала Дакаре должен был финишировать юбилейный, 30-й марафон "Дакар". Но этого не произошло. Не сумев дать участникам гарантии безопасности в связи с угрозой терактов на территории Мавритании, организаторы "Дакара" были вынуждены отменить гонку. "Дакар"-2009 с большой долей вероятности пройдет на территории Южной Америки. В истории легендарного ралли-марафона открыта новая страница.

ТЕРРОРИСТЫ ВЫТЕСНИЛИ "ДАКАР" В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ

Почти две недели прошло с момента, когда весь спортивный мир узнал, что традиционного январского спектакля о приключениях, а подчас и злоключениях, каравана смельчаков, пересекающих Африку, в 2008-м не будет. Уже вернулись домой застрявшие в Португалии по причине настоящей пробки в аэропортах - а как без этого, ведь в первые дни нового года авиабилеты потребовались сразу трем тысячам людей - участники несостоявшегося "Дакара"-2008. Пятикратный победитель легендарного марафона, российская команда "КАМАЗ-Мастер", выпустив немного пар за два дня тестов на полигоне в Испании, вернулась в Набережные Челны. Первые шок и боль прошли - настало время для того, чтобы разобраться в произошедшем и понять, что же значила для знаменитой российской команды эта отмена.

- Все участники были твердо убеждены, что, несмотря на разговоры и слухи об отмене гонки, организаторы "Дакара" найдут компромисс и она все же состоится, - вспоминает создатель и руководитель "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов. - Напряженности, связанные с террористическими угрозами, бывали на "Дакаре" не раз, но выход из ситуации всегда находился.

-Есть ли в случившемся вина организаторов гонки?

- Любое событие, которое было запланировано, но не состоялось, автоматически ложится на совесть тех, кто его организовывал. Обсуждать можно лишь степень их вины. Организаторы как минимум обязаны были предусмотреть все варианты развития событий. Назвать точную причину произошедшего сейчас не могу. Кто-то считает, что во всем действительно виновата террористическая угроза, другие полагают, что это был лишь повод, а реальная причина - сильнейшие ливни в Португалии, Марокко, шторм в районе переправы каравана "Дакара" из Европы в Африку. Видимо, стоит вести речь о целом комплексе причин.

-Во время брифинга по поводу отмены гонки руководителю оргкомитета Этьену Лавиню были заданы вопросы об этом?

- Все было известно заранее, и ничего нового на брифинге мы не услышали. Ждали лишь объявления: будет гонка или нет. Услышали. О чем тут еще можно спрашивать? На нашем внутреннем совещании, прошедшем позже, я попросил всех воздержаться от эмоций, мы обсуждали не отмену гонки, а наши дальнейшие действия.

-Насколько быстро вы пришли в себя после такого удара?

- Думаю, что от него никто никогда не оправится. Каждый будет помнить эти события по-своему, но то, что произошло, повлияет на судьбу всех, кто был хоть как-то причастен к гонке. Я имею в виду психологический момент. Все участники 30-го несостоявшегося "Дакара" запомнят его на всю жизнь!

-Для команды "КАМАЗ-Мастер" "Дакар"-2009 опять будет юбилейным, 30-м или все-таки 31-м?

- (Смеется.) Ясное дело - 30-м!

Своим телефонным звонком я застала Семена Семеновича за несколько минут до совещания, которое он проводил перед своим отлетом в Париж, где сейчас решаются судьбы "Дакара"-2009 и новой перспективной гонки "Транс Ориенталь" по маршруту Санкт-Петербург - Пекин. Голос Якубова был бодрым, над некоторыми вопросами он даже посмеивался, а значит, удар команда выдержала.

То, что пятикратный победитель "Дакара" пилот Владимир Чагин поднял телефонную трубку, будучи за рулем, - весьма символично. На мои вопросы он отреагировал немного болезненно. И это вполне естественно, ведь между 5 и 20 января ему предстояло за рулем "КамАЗа" взметать на бешеной скорости песок африканского бездорожья, а не вести размеренную жизнь примерного российского гражданина на затянувшихся новогодних каникулах. С другой стороны, кто как не Чагин понимает реальность всех этих террористических угроз. Дважды за свою карьеру россиянин сталкивался в пустыне с нападениями вооруженных боевиков: один раз - на границе Марокко и Мавритании, другой - в Западной Сахаре. Оба раза ему удалось уйти от пуль, оставив бандитов глотать пыль и песок, летевшие из-под колес.

-Отмена гонки - это трагедия или скорее рабочий момент?

- Ничего себе рабочий момент! Представьте, приехали все сильнейшие спортсмены на чемпионат мира, каковым для нас является "Дакар", а его вдруг раз и отменяют. Каковы ощущения? Люди тренировались изо всех сил, готовились, прибыли на старт в бодром, спортивном настрое, готовыми сражаться, и тут на тебе.

-Уже свыклись с мыслью об отмене "Дакара"-2008?

- Уже ждем следующий. Организаторы из ASO объявили, что он будет проходить... в Южной Америке. Так что стартуем 3 января 2009 года в столице Аргентины! Я, например, еще ни разу не ездил в Латинскую Америку и не представляю себе, что это будет. Трасса гонки пройдет между Буэнос-Айресом и Сантьяго. Будут там и горные участки, и почти африканские пески, и равнины с верблюжьей колючкой.

-Можно ли марафон по Латинской Америке назвать "Дакаром"?

- Почему нет? Думаю, для всех эта январская гонка останется "Дакаром". Маршрут ведь частенько менялся - раньше старт был в Париже, а финиш в Дакаре, потом стартовали в Париже, а финишировали в Кейптауне и Каире, затем стартовали в Лиссабоне, а финишировали в Дакаре, а название оставалось прежним - "Дакар". Мне кажется, оно уже перестало быть просто именем города, а стало своего рода понятием. Есть главная гонка внедорожного ралли, и она называется "Дакар", а где ее проводить - не столь существенно.

-Вы уже давно не бывали в первой половине января в Набережных Челнах. Как себя чувствуете?

- Ощущения, скажем так, новые. Уже 16 лет я проводил это время в Африке. Кстати, мы не отдыхаем, а работаем. В первых числах января два дня провели на полигоне в Испании, искали пути дальнейшего улучшения новой подвески. Времени терять нельзя. Нужно поскорее проанализировать, можно ли в нашей машине доделать то, что не успели в прошлом году. Да, "Дакара"-2008 не было, но в плане подготовки автомобиля к 2009-му все равно нужно будет двинуться еще дальше, что-то за предстоящий год придумать. В противном случае можно отстать от соперников.

-"Дакар" всегда открывал сезон для "КАМАЗ-Мастер". В 2008-м его не состоялось. Когда теперь планируете открытие?

- Во-первых, есть этапы Кубка мира в Тунисе, Египте, Эмиратах. Во-вторых, какие-то гонки собирается организовать ASO, дабы компенсировать потерю "Дакара"-2008. В-третьих, 12 июня из Санкт-Петербурга в Пекин стартует новый марафон "Транс Ориенталь" протяженностью 10 тысяч километров. Варианты есть. Осталось выбрать правильный.

Лина ХОЛИНА