Газета Спорт-Экспресс № 10 (4590) от 18 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

18 января 2008

18 января 2008 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

ЧТО В "ЛОКОМОТИВЕ"?

САПЕР РАХИМОВ

Игорь РАБИНЕР

В "Локомотиве" появился полновластный хозяин, который был так нужен этой амбициозной, но расхристанной до недавних пор команде после прошлогоднего хаоса. Таково однозначное впечатление от первых дней пребывания спецкора "СЭ" в стане двукратных чемпионов России.

Новый главный тренер Рашид Рахимов с первого же дня утверждает свой авторитет в глазах игроков не криком и не драконовскими дисциплинарными методами (напротив - он, к примеру, разрешил футболистам выпивать после высоких нагрузок по кружке пива), а четкими требованиями, едиными для всех - от Билялетдинова и Сычева до юнцов-дублеров, в немалом количестве привлеченных на сбор первой команды. Лебезить этот специалист не станет ни перед звездами, ни перед "проблемными" игроками. В прошлом году, к примеру, Спахич не раз позволял себе незапланированные отпуска - теперь же, попросив Рахимова отпустить его на свадьбу Бранислава Ивановича (говорят, чуть ли не в качестве свидетеля), нарвался на вежливый, но твердый отказ. "Эмир позвонил мне примерно пятого-шестого января и попросился на свадьбу друга, - подтвердил мне эту информацию Рахимов. - Я ответил, что свадьба - это хорошо, но никто из нас в эти сроки не может там оказаться, и он в том числе. Мы начинали работу, и присутствовать при этом всем было очень важно. Так ведь можно ходить на каждую свадьбу и каждый день рождения, и тогда уже ни о какой работе не будет и речи. Эмир все прекрасно понял".

"Рахимов сразу дал понять, что здесь нет ни первого, ни тридцатого номера - здесь есть команда, - рассказал мне Сергей Гуренко. - Он хочет сделать все, чтобы в "Локомотиве" не было разделения на иностранцев и россиян, опытных и молодых. Мы тут же поняли: отныне все равны и у всех одинаковые шансы играть. Уверен, что Рахимов никогда не простит разгильдяйства, высокомерия, оскорбительного отношения к партнерам".

Дмитрий Сычев и ряд других игроков, с которыми мне также удалось поговорить, придерживаются аналогичной точки зрения. Сычев полагает: "У Рахимова никто не позволит себе того, что некоторые позволяли в прошлом году. Такие неприятные ситуации, как в конце минувшего сезона, уверен, не повторятся. Всем уже понятно, что поблажек не будет никому".

Никто особо не скрывает, что к концу 2007-го от единого коллектива филатовско-семинских времен в "Локо" остались одни воспоминания и создать его заново в одночасье невозможно даже самому твердому и справедливому тренеру. Нужно время. И - желание каждого игрока общаться в том числе и с теми, кого после прошлогодних событий уважать стало трудно.

В этом плане решить главный внутрикомандный ребус прошлого сезона Рахимову только предстоит. В ноябре, напомню, крепко набедокурил самый дорогой игрок команды Осазе Одемвингие, который перед заключительным матчем Кубка УЕФА против "Панатинаикоса" отказался от предложения и.о. главного тренера Рината Билялетдинова занять место на скамейке запасных и демонстративно отправился на трибуну. А во время и после игры был замечен беззаботно улыбающимся и смеющимся, словно ничего и не произошло. Сейчас нигериец в составе сборной готовится к Кубку Африки и к "Локомотиву" присоединится позже. Сегодня в команде, похоже, тишь да гладь - но от того, как поведет себя высокооплачиваемый полулегионер после возвращения, зависит многое. И ему не стоит думать, что ситуация забыта.

Гуренко говорит:

- Для меня самое страшное даже не то, что Одемвингие отказался быть в запасе в матче с "Панатинаикосом". Гораздо хуже слова в интервью после игры с "Копенгагеном", когда его заменили в перерыве: "В первом тайме я не бегал, потому что берег силы на второй". Как может такое сказать профессиональный футболист, человек, который хоть немножко уважает партнеров по команде?! Нам надо обязательно победить - а ты, нападающий, заявляешь, что берег силы! Не выйти на поле не так страшно, как выйти, но ничего не сделать.

-Отказавшись от места в заявке на матч в Афинах, игрок показал неуважение не только к и.о. главного тренера, но и к отцу капитана и лидера команды, к человеку, который много лет проработал в клубе и заслужил всеобщее уважение. Разве это не мина замедленного действия?

- Неуважение было проявлено ко всей команде. Ясно, что он вышел бы во втором тайме для усиления игры. Забей гол-два, докажи, что должен был играть в стартовом составе - и тогда говори: "Вот, смотрите!" Доказать, что в тебе ошиблись, можно только на поле.

-У греков два гола как раз и забил футболист, вышедший на замену...

- Проблема не в том, что человек ошибается - ошибается каждый, а в том, какой ведет себя после ошибки. Что же касается "мины замедленного действия", то сейчас, думаю, все уладится. У Рахимова, поверьте мне, будут играть те, кто сильнее на сегодняшний день. С Одемвингие мне детей не крестить. Если он будет играть и работать как следует, никаких вопросов к нему не останется. Его извинения мне не нужны, он взрослый человек, сделал все обдуманно, не под дулом пистолета. Теперь только игрой может доказать ребятам, что чувствует себя частью этой команды.

Спрашиваю Сычева:

-Вы не поймете, если Одемвингие приедет в "Локомотив" и будет вести себя так, словно в Афинах ничего и не было?

- В любом случае будем ждать от него объяснений. Надо послушать, что человек скажет. Интересно узнать, почему он так поступил. У нас все - люди с характером, но вести себя подобным образом нельзя. Прежде всего по отношению к команде и тренеру. Главное в коллективе - взаимное уважение и честное отношение друг к другу. А все эти истории лишний раз говорят о болячках и язвах, которые зрели в течение прошлого сезона. В "Локомотиве", который прежде жил как одна семья, такого не было никогда.

Сам Рахимов в разговоре со мной высказался на этот счет так:

- Такие поступки не одобряю, но сам Одемвингие, с которым я разговаривал до его отъезда на Кубок Африки, сознает, что повел себя неправильно. Сказал ему: "Если ты психологически не готов к игре, то сказать об этом должен не на установке, а гораздо раньше". Он ответил, что все понимает, и признал, что не имел права так реагировать на предложение остаться в запасе. Для него это будет уроком. Считаю, что инцидент, в котором решающую роль сыграли эмоции и который был дополнительно разожжен прессой, нужно забыть. Когда он вернется, футболисты обо всем поговорят и поймут друг друга. Сейчас надо не раскручивать заново старую историю, а работать.

...Не знаю, понимает ли Одемвингие, что вернется совсем в другой "Локомотив". Но понять обязательно надо. Нет сомнений, что Рахимов, к которому с его собственной легкой руки уже приклеилось определение "демократический диктатор", пришел в клуб на условии: внутри команды все без исключения вопросы может решать он и только он. Не случайно во время первой пресс-конференции, когда журналист адресовал вопрос о месте и времени предсезонных сборов председателю совета директоров Сергею Липатову, Рахимов тут же счел нужным вмешаться: почему, мол, вы задаете этот вопрос не по адресу? Такие вещи - только в моей компетенции.

Далеко не каждый тренер, только что пришедший в топ-клуб, на его месте поступил бы также.

Сейчас пришло время единовластия. Диктовать свои условия Рахимову в новом сезоне не сможет никто - ни игроки, ни руководители. И это - единственный путь к возрождению.

Гейнук