Газета Спорт-Экспресс № 4 (4584) от 11 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 15

11 января 2008

11 января 2008 | Санный спорт

САНИ

Альберт ДЕМЧЕНКО: "ГЛАВНЫЙ ШПИОН В КОМАНДЕ - ЭТО Я"

Как уже сообщал "СЭ", на этапе Кубка мира в немецком Кенигзее победу одержал Альберт Демченко, причем она стала для россиянина первой в нынешнем сезоне. Серебряный призер Олимпиады в Турине победил в Мекке немецкого санного спорта второй год подряд.

ПРИ ПАДЕНИЯХ ОТ УДАРОВ ГНЕТСЯ ЖЕЛЕЗО

-Начнем с банального. Насколько для вас, Альберт, важен этот успех - после череды досадных поражений?

- А я тогда вам тоже неоригинально отвечу: любая победа важна. Их в этом сезоне у меня в обрез, так что вдвойне приятно. В спорте чего только не бывает. Сегодня выиграл, завтра проиграл...

-Вы, как посмотрю, настроены по отношению к поражениям философски?

- Абсолютно.

-Неужели вас, опытного и титулованного саночника, не начал точить червь сомнения в своих силах?

- Конечно, когда давно не побеждаешь, несколько пропадает уверенность в себе. Вроде все делаешь, как обычно, а результата нет.

-Вы наверняка анализировали неудачи. В чем нашли причины?

- Тут сказался целый комплекс факторов. Начнем с того, что на одном из стартовых этапов я разбил свои сани. А пересаживаться с одних саней на другие посреди сезона процесс болезненный. Плюс ко всему сказалась нехватка наката. Вкатывание в сезон получилось не слишком интенсивным, мы ездили тренироваться на несколько европейских трасс, однако кататься нам там толком и не дали.

-Как, впрочем, и всегда.

- Да, вы правы...

-Теперь признавайтесь, как это вас угораздило разбить свои сани?

- Упал неудачно. А при падении удары бывают очень сильными - железно гнется. Уж не знаю, как так получилось, что они разлетелись на куски, но факт есть факт. Когда в розыгрыше Кубка мира наступил перерыв на новогодние праздники, наш механик Александр Васин корпел над санями в гараже: клеил, скреплял. В общем, фактически собрал их заново. Но прежней скорости, увы, уже не вернуть.

- В Кенигзее выступали на них?

- Нет, уже на новых санях. Успел их прикатать, так что проблем не возникало.

-А со старыми что намерены делать? Ведь олимпийские же...

- Будут тренировочными. Знаете, любые сани со временем устаревают, будь они хоть трижды олимпийскими.

САНИ - ТОВАР ШТУЧНЫЙ

-Внимательно следите за новинками в области саней?

- А как же? Шпионажем занимаемся по полной программе. Подсматриваем кое-какие детали, когда люди выставляют свои сани во время соревнований. Впрочем, это нормальная практика. Все так делают.

-Даже немцы?

- Еще как! Стоит их немного прижать, как они начинают чуть ли не с лупой изучать: на чем это их обыгрывают?!

-И кто в российской сборной главный шпион?

- Я. Без ложной скромности.

-Но, наверное, даже такому наметанному глазу, как ваш, тяжело визуально разглядеть новинку в санях конкурентов?

- Ну ты же помнишь приблизительно, на чем люди ездили раньше. Если видишь, что у противника значительный прирост в скорости, пытаешься понять причину. Как правило, она связана с санями.

-Когда в России, наконец, будут изменения с производством саней, которые по-прежнему делаются фактически кустарным способом?

- Вы имеете в виду централизованное производство, как в Германии? На трассе в Парамонове будет открыт интернат. Надеюсь, что при нем заработает и мастерская, в которой будут работать настоящие профессионалы - и на самом современном оборудовании. В массовом объеме производить сани не нужно, в любом случае это индивидуальный, штучный товар. Но вот сборную России санями обеспечить можно. И нужно.

-Это правда, что у вас появился индивидуальный спонсор?

- Да. Я сам попросил одного знакомого менеджера из Международной федерации санного спорта найти мне его. Деньги там совсем небольшие, но это дело принципа. Все ведущие саночники возят на груди логотип спонсоров. Чем я хуже?

ДАЖЕ НЕМЦЫ РАДОВАЛИСЬ, ЧТО Я НАКОНЕЦ ДОЕХАЛ ДО ФИНИША

-Вы побеждаете в Кенигзее второй год подряд. Любимая трасса или просто совпадение?

- Просто она мне подходит. Длинная, раскатистая, со сложным кольцом, очень высокими и достаточно длинными виражами, на которых в основном и происходит потеря времени. Немаловажно и то, что трассу в Кенигзее готовят очень тщательно. У меня с детства выработался определенный, свободный стиль управления, который предполагает качественный лед. В ином случае возникают проблемы.

-Немцы отреагировали на вашу победу столь же болезненно, как и в прошлом году?

- Да как сказать. Они в принципе болезненно реагируют на чужие победы. Но, учитывая все мои падения в нынешнем сезоне, даже порадовались тому, что я наконец дотянул до финиша. В любом случае в этом сезоне я в борьбу за Кубок мира не вмешиваюсь.

-В общем зачете сейчас лидирует немец Давид Меллер, сумевший выйти из тени двукратного олимпийского чемпиона итальянца Армина Цоггелера. Меллер действительно так прибавил за последнее время?

- В целом да. Его проблема состоит в том, что он порой не может удержать скорость, особенно на таких трассах, как в Кенигзее. Меллер вообще катается в Оберхофе, а там другая трасса, где на каждом вираже надо работать, удерживаться в санях.

-Правильно ли я понял, что трасса в Оберхофе, где пройдет чемпионат мира-2008, вам не слишком подходит?

- Многое будет зависеть от старта. Если хватит "физики", чтобы удержаться за немцами, а они ребята все длиннорукие, мощные, то шансы будут. Если нет - угнаться за ними будет очень сложно. Практически невозможно.

-Даже Цоггелеру?

- Даже Цоггелеру.

В МИРЕ САНЕЙ ПОДМОСКОВНУЮ ТРАССУ ЖДУТ С НЕТЕРПЕНИЕМ

-Когда вам пообещали первый спуск по трассе в Парамонове?

- Скорее всего, это произойдет 19 февраля. К этому времени мы вернемся домой после этапов Кубка мира. Кстати, директор нашей трассы побывал в Кенигзее с ознакомительным визитом.

-А на симуляторе вы ее уже проходили?

- Нам с Сашей Зубковым однажды показали разработанную компьютером модель движения боба по трассе. Но это все далеко от реальности.

-А почему только боба?

- Трасса в основном под бобслей делается. Нам, саночникам, все равно, лишь бы она не превратилась, как во Франции и Норвегии, в туристическую. То есть чтобы спортсменов туда тоже пускали потренироваться. Кстати, друзья-соперники ждут не дождутся, когда парамоновская трасса войдет в эксплуатацию. Новая трасса - всегда событие. А новая трасса неподалеку от Москвы - событие вдвойне.

Сергей БУТОВ