Газета Спорт-Экспресс № 251 (4531) от 1 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

1 ноября 2007

1 ноября 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

БРАЛ ИЛИ НЕ БРАЛ?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Что произошло в Пятигорске? Попробуем изложить факты не официальным, а человеческим языком. Встречались две команды, которым пронзительно не хочется вылетать во второй дивизион. Победили хозяева. Гости остались недовольны судейством. Подали протест. Экспертно-судейские мужи с большинством пунктов этого протеста согласились. Более того, в неофициальном разговоре мне было сказано, что и неопротестованный пенальти в ворота гостей верным судейским решением не выглядит. Обычная, в общем, ситуация.

Армейцы-ростовчане, однако, которые и были теми обиженными гостями, добавили к протесту еще кое-что - на словах. А именно: калининградский судья Георгий Марамыгин, по утверждению представителей СКА, во время игры вел разговоры о деньгах, якобы полученных им за то, чтобы "убить" ростовчан. Вот такая коллизия.

КДК в этой ситуации поступил на удивление логично. Заручился мнением ЭСК, выслушал участников скандала, постановил, что его дознавательских мощностей не хватает, и выразил готовность направить дело в более компетентные руки. КДК, иными словами, готов передать эстафетную палочку. Кто ее подхватит?

В этой ситуации обращает на себя внимание вот что: тренер Степушкин и футболист Какосьян, главные обвинители Марамыгина, от своих слов, даже остыв, не отказались. По футбольным меркам арбитр тоже, как теперь установлено, виновен. Следовательно, компетентным органам предстоит доказывать, в сущности, конкретную вещь: брал Марамыгин деньги за предвзятое судейство или нет. Как думаете, докажет это кто-нибудь?

Шанс минимален. Ни записи слов Марамыгина, ни доказательств его встречи со взяткодателями наверняка не существует. Сам он, полагаю, с радостью подпишется сейчас под признанием в том, что он плохой, но честный судья. Тренера Степушкина Марамыгин и "Машук", на который автоматически пало подозрение, легко заклеймят в желании списать проваленный сезон на ни в чем не повинного рефери, а Какосьяна обвинят в поклепе. Собственно, точно так же имеет право подумать любой сторонний наблюдатель. И хоть Петровку на весь этот театр натрави, хоть набережную Орфевр, - телега не сдвинется. Все идет к тому, что эпизод "замылят", хода делу не дадут или вовсе оставят его без внимания.

А без внимания нельзя. Потому что даже отсутствие результата в этом случае - тоже результат.

Наша футбольная власть в лице РФС получила вызов, в лицо ей брошена перчатка. Участники соревнований утверждают, что речь идет о взятке, что места и результаты в российском футболе покупаются за деньги. Фактически имеет место обвинение РФС в том, что это ведомство не справляется с работой, не замечает должностных и уголовных правонарушений в своем доме. Чем не повод озаботиться сутью сказанного, покарать либо виновных, либо клеветников?

Даже если шанс докопаться до правды невелик, сам процесс может сдвинуть в этом давнем и актуальном вопросе очень многое. Футбольные власти обозначат свою политическую волю, их перестанут считать равнодушными, поверят в стремление навести порядок, начнут побаиваться те, кто должен побаиваться, но не ставит сейчас и в грош. А если задействовать серьезные структуры и силы, сделать разбирательство максимально открытым (или по крайней мере широко огласить его результаты), пользы для российского футбола будет не меньше, чем от сдачи в эксплуатацию пяти - десяти синтетических полей на Крайнем Севере. Не говоря уже про персональные висты выразителям этой самой политической воли - те-то можно просто косой накосить.

Подождем, посмотрим... Пока уверенность есть только в одном: заверения в желании навести порядок и бороться с коррупцией звучат на таких уровнях, что аж дух захватывает, но решить любые вопросы с помощью взятки, равно как и оболгать невиновного, в реальной нашей жизни по-прежнему можно без всяких проблем и страхов.