Газета Спорт-Экспресс № 247 (4527) от 27 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

28 октября 2007

28 октября 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ". ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

Собственный корреспондент "СЭ" в странах Бенилюкса рассказывает о своем опыте работы футбольным судьей.

ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ ПО-БЕЛЬГИЙСКИ

ОФСАЙД В ДВУХ ФРАЗАХ НЕ ОПИШЕШЬ

Стать арбитром не было моим собственным желанием. Разве может нормальный человек стремиться к такому? К тому, что с тобой будут постоянно спорить футболисты и тренеры, а публика кричать в твой адрес что-то нелестное? По-моему, футбольных арбитров, как и зубных врачей, не любят все - вне зависимости от места жительства, возраста и социального статуса.

Записаться на судейские курсы было заданием редакции. "Попробуй себя в роли арбитра!" - прозвучало из уст Александра Боброва, курирующего в "СЭ" темы судейства. После недолгих поисков я обнаружил на официальном сайте Бельгийского королевского футбольного союза зазывную рекламу "Стань арбитром". "Вы любите футбол, и вам доставляет удовольствие принимать важные решения? Тогда мигом заполняйте анкету и отправляйте по адресу...", - прочитал я. Самое интересное содержалось дальше: обучение предлагалось бесплатно. На халяву и уксус сладок, скажете? Но не когда речь идет о судействе. Как выяснилось позже, бесплатными курсами соблазнились всего 8 человек.

Через некоторое время мне пришло письмо из Федерации судей Западной Фландрии (ФСЗФ), сообщавшее, что обучение начнется в середине ноября, занятия будут проходить по субботам с девяти до двенадцати, в конце января следующего года предстоят экзамены.

В восьмерке слушателей, с которыми в двухэтажном здании, где размещались курсы, занимались два преподавателя, корреспондент "СЭ" оказался единственным иностранцем. Первым впечатлением стало то, что здесь явно ждали гораздо большего наплыва потенциальных арбитров. Но предназначенные для них столы оставались пустыми. Обнаружилась в зале еще стеклянная стенка, заполненная различными кубками и грамотами, доска, видеомагнитофон и... бар. Дело в том, что раз в три недели в этом помещении собираются члены ФСЗФ, дабы обсудить последние судейские новости за кружкой пива.

Мы же, познакомившись, приступили к заполнению анкет, причем помимо личных данных нужно было ответить на вопросы об амбициях в судействе. После этого нам вручили по три книжки, взяв в залог 10 евро, которые впоследствии пообещали вернуть. "Многие записываются на курсы, получают учебники и больше здесь не появляются, поэтому нам приходится брать символическую сумму, как гарантию, что студент не бросит занятий", - объяснил 60-летний преподаватель по имени Роже.

Решив административные вопросы, мы приступили непосредственно к занятиям, которые продлились на 15 минут дольше запланированного. Первые уроки оказались скучноватыми, поскольку рассказывалось на них в основном о таких прозаических вещах, как размеры мяча для той или иной возрастной категории или стандарты повязок, которые должны носить врачи.

Пообщавшись после занятий с сокурсниками, обнаружил следующий факт: в судьи идут две категории людей. Первая - самовлюбленные личности, обожающие всюду играть главную роль и не боящиеся брать на себя ответственность. Вторая - парни, неравнодушные к футболу, у которых не сложилась карьера игрока. Чтобы не расставаться с любимым дело, они и добиваются права держать свисток.

Между тем занятия наши с каждым разом становились все интереснее, так что три часа пробегали незаметно. Мы дискутировали на разные темы, просматривали видеозаписи самых необычных судейских моментов и заодно притирались друг к другу. Роже, чтобы разнообразить занятия, постоянно придумывал что-то новое. Однажды, перед тем как пройти тему "Офсайд", он устроил небольшой конкурс: тому, кто лучше всех сможет объяснить в двух предложениях, что такое "вне игры", он выставляет пиво. К нашему стыду, ни одному из восьми студентов не хватило пары предложений, чтобы ясно объяснить принцип офсайда, и в итоге нам самим пришлось угощать преподавателя.

ОДОЛЖЕННЫЙ ЕВРО

В конце января нас ждал экзамен, по итогам которого судейские удостоверения получили семеро из восьми, в том числе автор этих строк. С этим документом мы могли бесплатно посещать любой матч на территории Бельгии. Вместе с корочкой нам вручили чек на сумму в 160 евро - должны же мы были купить судейскую амуницию - форму и бутсы. Получили мы также свистки, карточки, непромокаемые блокнотики и бланки протоколов.

Минуло три недели после экзамена, а это означало, что мне предстоит дебют в роли арбитра. Не сказать, чтобы тряслись коленки, но волнение присутствовало. За полтора часа до начала матча я приехал в Румбеке, где меня уже ждал представитель местной команды. Встречающий проводил до раздевалки, предложил чашечку кофе и вместе с ней принес конверт, в котором лежало 25 евро (20 за работу и 5 за расходы на дорогу). Не подумайте, что меня попытались "простимулировать": в Бельгии принято выдавать гонорары именно в такой форме.

Переодевшись, я, как и положено, вышел на поле проверить состояние газона и сеток на воротах. В первом, впрочем, не было необходимости. Несмотря на то что и в тот памятный день, и потом мне приходилось работать в глухих деревушках, где не было порой ни школы, ни больницы, газоны всюду были шикарными. Настолько, что при вступлении на эти естественные ковры появлялось желание улыбнуться. Улыбнуться особенно широко, припомнив, как смотрел трансляцию из Нальчика или Владивостока.

Впрочем, вернусь к дебюту. На одной половине поля уже тренировались хозяева, тренер которых усердно кричал юным игрокам "Ja! Ja! Huya!", что в переводе на русский значило: "Да! Да! Хорошо!" Заполнив протокол, направился к середине поля с мыслями, не забыл ли чего? Так, карточки, свисток, блокнотик, ручка... Вроде все на месте. И лишь пожав руки капитанам, понял: одну вещь все-таки забыл. У меня не оказалось с собой монетки. Мелочь на первый взгляд, но без нее матч начать формально невозможно. Что ж, быстро подбежал к уже знакомому сотруднику местного клуба и "стрельнул" 1 евро.

Сама же игра, хотя и была дебютной, особых впечатлений не оставила. Претензий и вопросов ни у кого из обеих команд ко мне не возникло, и я с чувством хорошо выполненного долга закрыл, как советовали на курсах, судейскую на ключ и пошел в душ. После мытья меня поджидал небольшой конфуз. Ключ, которым я недавно запер судейскую, наотрез отказывался входить в замочную скважину. После 20 минут упорных попыток открыть дверь все же пришлось позвать на помощь. В итоге мои вещи освободили, но неудивительно, что в тот день в Румбеке обсуждали саму игру очень мало.

НЕОСУЩЕСТВИВШИЕСЯ УГРОЗЫ

Так что первый опыт работы судьей получился с оттенком пикантности. В дальнейшем подобных курьезов почти не было - все-таки с каждым матчем накапливаются опыт и уверенность в себе. Лучше начинаешь понимать и контингент, с которым приходится работать. Бросилось, например, в глаза, что иные футболисты уже с ранних лет (а я судил матчи возрастных групп от 11 до 13) склонны к симуляции. Причем притворяются ребятишки с такими ангельскими лицами, что не поверить им очень сложно. Второе наблюдение: едва ли не самый приятный для судьи момент возникает, когда к тебе подходит тренер проигравшей команды и не только из вежливости благодарит, но еще и хвалит. Правда, с подобным сталкиваешься редко. Нужно быть очень сильным человеком, чтобы после неудачи поблагодарить арбитра.

Знакомые, узнавая, что я занялся судейством, частенько задавали вопрос, не приходилось ли мне сталкиваться с националистическими выкриками или угрозами в свой адрес. С первым никаких проблем не было. А вот со вторым... Однажды после матча со мной хотели побеседовать сразу несколько человек. Сначала подбежал тренер гостей, одержавших победу с минимальным счетом, и принялся хлопать по плечу со словами: "Ты все правильно сделал. Молодец, что не поддался давлению публики". Потом подошел тренер хозяев, злобно посмотрел в глаза и бросил: "Поздравляю, вы были лучшим у соперника". Его помощник пошел еще дальше, решив устроить мне своеобразный допрос: "Почему не дали пенальти? Что? За симуляцию вы 11-метровые не назначаете, говорите? А если я вам сейчас заряжу по физиономии, вы тоже будете симулировать?" Ну а юные футболисты, потерпевшие поражение, дружно кричали в мою сторону: "Аматер!"

На пути к судейской меня поджидали более десятка болельщиков, предъявившие обвинения в предвзятости. (К слову, ругают арбитров в странах Бенилюкса совершенно иначе, нежели в России. Рефери здесь никто не обвиняет в нетрадиционной сексуальной ориентации, зато называют бандитом и воришкой). Один, самый ярый из числа недовольных, убедительно не рекомендовал заходить в кафе клуба. "Это будет самой большой ошибкой в твоей жизни", - надрывая глотку, кричал он вслед.

В таких случаях задача судьи - не реагировать на угрозы и соблюдать спокойствие. Хотя о каком спокойствии может идти речь, когда вспоминаешь, что твой кошелек лежит сейчас именно там, куда тебе настоятельно советовали не заходить разъяренные болельщики. К счастью, страсти быстро улеглись, и в кафе на меня никто не обратил внимания.

У выхода из него меня поджидал комиссар федерации, специально приехавший из Брюсселя, чтобы посмотреть за моей работой.

- Прими поздравления, - сказал он. - Ты хорошо отсудил.

- Вот только мне непонятна критика со стороны болельщиков и тренеров проигравшей команды.

- Понимаешь, чтобы быть хорошим судьей, знания правил и должной физической формы мало. Нужно быть еще и психологом. В момент назначения пенальти в ворота хозяев ты отошел назад, а должен был подойти к 11-метровой отметке. А так болельщики подумали, что ты не уверен в решении. Во втором же спорном эпизоде, когда в чужой штрафной на земле оказался футболист хозяев, ты зачем-то начал улыбаться в сторону болельщиков.

- Хотел показать, что на симуляции не клюну, что не надо просить о пенальти.

- Но ты же не мог не видеть, что у парня течет кровь из носа. По мнению болельщиков, ты назначил крайне спорный пенальти в ворота их команды, а после этого еще злобно радовался повреждению местного футболиста, чьего-то сынишки. В их глазах все происходило именно так. Поэтому впредь будь очень внимателен.

Как бы то ни было, со временем судейство превратилось из выполнения редакционного задания в одно из любимых хобби. Я отработал на семи матчах, с нетерпением ожидая каждой субботы, чтобы вновь стать одним из участников футбольного спектакля. Но из-за постоянных командировок от судейства пришлось отказаться. Но, похоже, я оставил добрую память: даже сейчас иногда звонят с вопросом, не хочу ли я вернуться.

Максим ЛЯПИН

Гент