Газета Спорт-Экспресс № 236 (4516) от 15 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

15 октября 2007

15 октября 2007 | Бокс и ММА

БОКС

ДВОЙНОЙ УДАР НА ХОДЫНКЕ

В субботу поздно вечером в ледовом дворце на Ходынке Султан Ибрагимов уверенно победил Эвандера Холифилда и отстоял свой титул WBO в тяжелом весе. А незадолго до этого Дмитрий Кириллов победил американца Хосе Наварро и завоевал титул чемпиона мира по версии IBF в категории до 52,2 кг.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

с Ходынского поля

О ТОМ, КАК ИЗ ХОЛИФИЛДА НЕ ПОЛУЧИЛСЯ РОМЕО

Зал на Ходынке был хорошо заполнен. Партер кишел людьми, которые в большинстве своем, однако, пришли не столько бокс посмотреть, сколько себя показать.

Впрочем, так обстоит дело везде. Не только у нас. Единственное отличие от немецкой или американской аудитории заключается в крайне малом количестве мужских костюмов и огромном количестве кожаных курток, одна из которых была моя. Все-таки тяга к униформе, о которой писал еще Герцен, у нас очень сильна.

К моменту выхода на ринг участников главного события зал был доведен до нужной кондиции, и большинство уже больше интересовалось тем, что происходит на ринге, чем тем, как они выглядят. Больше всех для этого постарался Дмитрий Кириллов, который только что в упорнейшем бою одолел Хосе Наварро и с третьей попытки все-таки стал чемпионом мира, но об этом бое чуть позже. Свою лепту внесли и девушки, выносившие карточки с номерами раундов, во все стороны вращавшие своими нереальными бюстами, как гонщики "Формулы-1" на самых крутых виражах.

В общем, публика была взвинчена и подогрета. Осталось только, чтобы и главное событие не подкачало. Ни по части результата, так как зал был морально не готов ни к какому варианту, кроме победы Ибрагимова, ни в плане качества боя. И событие и впрямь не подкачало.

Для меня мерилом того, как публика встречает боксера, является то, как приветствуют любого из братьев Кличко в Германии. Это я принимаю за единицу. Так вот Холифилда московская публика встретила криком, который я оценил бы где-то в 0,4 - 0,5 Кличко. Куда лучше, чем у нас обычно встречают иностранных боксеров. Все-таки заслужил человек. Но когда вышел Ибрагимов, ор дошел до уровня 0,7 - 0,8, а в отдельные моменты доходил и до 0,9 Кличко. Дозревает наш зритель, дозревает, и Султан внес в субботу свою достойную лепту в его образование и развитие. Так что до идеала осталось немного.

Что было однозначно здорово, так это то, что перед началом боя разные официальные и не особо официальные лица не слишком долго топтались на ринге и бой достаточно быстро начался. Практически сразу стало ясно, что никакого нового старого Холифилда мы сегодня не увидим, а увидим старого старого, то есть именно такого, каким он был в последних боях. С Лу Саварезе, правда, и этого хватило, но для Султана Ибрагимова этого было откровенно мало. Отлегло.

Холифилд почти сразу попытался проверить Ибрагимова ударом справа (главным оружием против левши), но он пришелся вскользь. Султан почти тут же ответил боковым с передней, правой, руки, но он тоже до цели не вполне дошел. Тем не менее через некоторое время Холифилд все-таки провел точный удар справа, но слегка завис и пропустил, хоть и не такой сильный удар в ответ. В остальном шел довольно равный и не слишком плотный размен. На последних секундах первого раунда боксеры обменялись ударами. В целом в знак уважения к сбритым сединам Холифилда этот раунд можно было отдать ему, тем более что уже было ясно: слишком много раундов он сегодня не выиграет. Так что немного благотворительности в данном случае ничему помешать не могло.

Во втором раунде Ибрагимов отлично встретил атакующего Холифилда левым прямым, а потом еще хорошо перехватил атаку Эвандера левым вразрез, но когда-то великий чемпион тоже в долгу особо не оставался. Последний удар, левый боковой, он нанес буквально с гонгом. И все-таки было ясно, что, несмотря на некоторые неприятности, Султан прочно завладевает инициативой.

В третьем раунде Ибрагимов, работая вторым номером, сначала пропустил пару весьма ощутимых ударов справа, но вскоре удачно контратаковал левым боковым и потом был лучше в размене. Однако Эвандер через некоторое время оттеснил его к канатам и удачно провел еще пару правых прямых. Тем не менее Ибрагимов долги возвращал достаточно быстро. Он опять контратаковал, его левая нашла цель. Позже он довольно неожиданно атаковал по корпусу, и последний удар тоже был за ним.

В четвертом раунде Холифилд хорошо защищался корпусом, что спасло его от многих неприятностей, но не от всех. Левая Ибрагимова время от времени доставала его. Эвандер тоже наносил посильный урон. Его левый боковой был точен, и в разменах он тоже все возвращал. В общем, при известной симпатии к Холифилду из этих двух раундов один можно было отдать Ибрагимову, а другой Холифилду.

Пятый раунд получился весьма неприятным для великого экс-чемпиона. Он опять пропустил сильный и неожиданный удар левой по корпусу, а потом Ибрагимов достал его не раз и не два в голову. Холифилд отвечал, но все это было куда менее убедительно.

В начале шестого раунда Эвандер преподал более молодому чемпиону неплохой урок. Ибрагимов удачно провел правый боковой и решил почти тут же повторить этот удар. Но Холифилд разгадал его намерения и встретил правым прямым, усиленным встречным движением Ибрагимова. Однако развить свой успех Эвандер не смог. Султан вскоре провел хороший левый по корпусу, потом они обменялись ударами с задних рук. Но это был не раунд Холифилда. Ибрагимов провел два левых вразрез, первый туда-сюда, а второй очень хороший. Холифилд, по моему, от бессилия неожиданно грубо нарушил правила: левой рукой за шею чуть пригнул Ибрагимова, а правой стал наносить удары. Рефери остановил его, а концовка раунда все равно осталась за Ибрагимовым.

В общем и целом все уже было ясно. Из первых шести раундов Холифилду можно было максимум отдать два. А можно было и не отдавать, так как его преимущество в них если и было, то крайне малым. Эвандер неплохо читал действия Ибрагимова, но не успевал. Он берег силы и не работал вхолостую. Он заставлял Ибрагимова ошибаться, но не поспевал наказывать его за промахи. Он, как правило, не поддавался на провокации Султана, когда тот пытался вынудить его сделать ошибку, но за этим ничего не следовало.

Есть затертая актерская крылатая фраза о том, что Ромео надо играть в семнадцать, а понимаешь, как это надо делать, в семьдесят. Очень верно. Именно поэтому молодые актеры обычно проваливают эту вообще-то крайне сложную роль, где надо показывать развитие характера, менять состояние героя в одном и том же эпизоде и т.д., а не выпучивать глаза и пускать слюни. Так и в боксе. Холифилд знал, как играть "боксерского Ромео", но он уже не мог этого сделать. Смотреть на это становилось все грустнее. Именно поэтому с какого-то момента я стал от всей души желать Холифилду достоять до конца. Желание по своей сути неверное, к чему я еще вернусь чуть позже. Ну а пока действие продолжалось.

В седьмом раунде Холифилд по-прежнему пытался подменить подсевшие реакцию и скорость опытом - и по-прежнему не слишком удачно. Молодость ничем не заменишь. Ибрагимов провел хороший правый боковой, а потом еще достал Эвандера парой левых вразрез, и опять экс-чемпион что-то делал в ответ, полупопадал, полудоставал. Весь его опыт уходил на то, чтобы свести преимущество Ибрагимова до минимума, а на большее его не хватало.

Так было и в восьмом раунде. Холифилд вел почти равный бой. В какой-то момент он нанес отличный правый прямой, были и еще эпизоды, закончившиеся в его пользу. Но все равно левая рука Ибрагимова находила его чаще. Теперь уже было ясно, что Султан и его тренерский штаб выбрали совершенно правильный план на бой. Пусть кому-то из зрителей и не особо нравилось, что Ибрагимов почти все время работал вторым номером, но это был самый верный путь к победе, при котором легче всего было избежать случайностей. Холифилд уставал, и, что еще важнее, он боялся устать, а потому крайне бережно расходовал свои силы. В результате он проиграл этот бой еще и тактически, так как не смог выложиться полностью.

В девятом раунде Холифилд то ли сознательно взял паузу, то ли не смог действовать активнее, но он почти ничего не сделал. Ибрагимов тоже сделал не много, но все же больше, и этого вполне хватало для очередной победы в раунде.

Десятый раунд мог стать для Холифилда последним. Так по крайней мере казалось какое-то время. Ибрагимов мощно встретил американца ударом слева, а потом провел затяжную серию по корпусу. Едва Холифилд очухался, как пропустил пару правых боковых россиянина. В какой-то момент ему удалось встретить Ибрагимова правым прямым. Это чуть притормозило Султана и помогло Холифилду выстоять. До конца раунда он успел еще несколько раз зацепить Ибрагимова, но всего этого далеко не хватало, чтобы перевесить успехи Султана в начале раунда.

В одиннадцатом раунде Холифилд неловко упал, не от удара, а то ли споткнувшись, то ли поскользнувшись. Зал встретил это падение с радостью, и это было неприятно. Эвандер заслужил более уважительного отношения к себе. А ему по-прежнему доставалось весьма немало. Ибрагимов встретил очередную атаку точной контратакой с обеих рук, потом Холифилду еще перепало слева, но Эвандер как-то собрался. Провел сильную комбинацию правый прямой - левый боковой, вообще стал немного наседать на Ибрагимова, так что чуть ли не выравнял раунд, но только чуть ли.

Наконец наступил 12-й раунд. Наконец - потому что почти переросла в уверенность надежда на то, что Эвандер закончит бой на ногах. Предыдущий раунд навел на мысль, что он, может быть, способен на чуть большее, чем просто достоять бой, но все же тот мощный удар справа, который после нескольких пробных атак пробил Холифилд, стал почти неожиданным. По-моему, и для Ибрагимова в том числе. Султан сгруппировался, провел несколько неплохих ударов в ответ, сам пропустив меньше, но тут Эвандер еще раз здорово ударил справа. Вот здесь-то и всплыло, что у него, оказывается, было больше сил, чем он сам думал. Из-за того, что Ибрагимов правильно построил бой, Холифилд не израсходовал даже тот достаточно ограниченный боекомплект, что у него был. Он выиграл раунд, но проиграл бой, и сам знал это, когда прозвучал гонг.

Было объявлено судейское решение, и, сколько ни пытались ведущие сохранить интригу до конца, огласив счет, 118-110 и 117-111 (двое), но не сказав, в чью он пользу, никакой интриги не получилось. Все было слишком ясно. Конечно, победил Ибрагимов. Конечно, заслуженно. Конечно, мы за него болели. И все-таки какой-то неприятный осадок остался. И не Султан был тому виной, а сам Холифилд.

Почему он не уходит? Зачем эти унизительные бои, в которых он постепенно превращается в свою собственную тень? Зачем бежать за поездом, который давно уехал? Ведь это уже давно тень Холифилда бежит за тенью ушедшего поезда. Сегодня его победил хотя бы хороший боксер и хороший человек Султан Ибрагимов. А что будет дальше?

А дальше, если никто этому не помешает, будет полный ужас. На послематчевой пресс-конференции Холифилд сказал, что по-прежнему собирается стать абсолютным чемпионом мира. Сейчас он переведет дух, проанализирует ошибки - и вперед. Кто сможет объяснить ему, что его единственная ошибка - это то, что он слишком давно родился?

Эвандер отдал должное Ибрагимову. Сказал: дескать, из-за того, что россиянин постоянно был в движении, с ним было очень неудобно работать. Оценил то, что Султан сумел перестроиться по ходу боя, но тут же заявил, что хочет матча-реванша. Зачем матч-реванш? Неужели кому-то еще что-то неясно? И вот здесь возникает вопрос: а может быть, для самого Эвандера было бы лучше, если бы он проиграл совсем ужасно? Например, тяжелым нокаутом? Да, у него уже было поражение нокаутом, от Джеймса Тоуни в 2003 году, и это его ничему не научило. Но, может, капля камень, в соответствии с пословицей, все-таки продолбит и Холифилд не будет играть Ромео до тех пор, пока вставная челюсть не начнет у него улетать в зал по три раза за каждый спектакль? Вон Султан Ибрагимов уже сейчас огорошил всех заявлением о том, что ему надо посоветоваться с отцом, с семьей, и он, возможно, покинет ринг буквально через месяц. Вот это будет картина, если Ибрагимов уйдет, а Холифилд останется!

О ТОМ, КАК ИЗ КИРИЛЛОВА ПОЛУЧИЛСЯ ЧЕМПИОН

Впервые Дмитрий Кириллов дрался за мировой титул 3 января 2004 года с Масамори Токуямой, которого до того, как он переехал в Японию, звали Чанг Су Хонг и был он корейцем, причем северным. Однако как бы его ни звали - боксер он все равно очень хороший и очень неудобный. Кириллов тогда проиграл по очкам, но в заключительном раунде чуть не нокаутировал этого подвижного корейца.

Вторая возможность стать чемпионом мира представилась Кириллову 6 мая прошлого года, когда он встречался с никарагуанцем Луисом Альберто Пересом. Дима так хотел этого боя, что согласился драться практически задаром. В ответ на это его совершенно бессовестно засудили.

Третья возможность представилась в субботу в Москве, и было совершенно ясно, что четвертой, скорее всего, не будет. Драться предстояло с американцем Хосе Наваррой, которого Дмитрий хорошо знал по совместным тренировкам и спарринги с которым далеко не всегда заканчивались в его пользу. Не самый легкий вариант. Плюс к этому хотя драться предстояло в Москве, но судейская бригада была составлена так, что никакого преимущества домашние стены Кириллову не давали. В общем, оставалось только радоваться трудностям, так как больше радоваться было нечему.

Как практически всегда бывает во встречах бывших спарринг-партнеров, первый раунд получился безударным и тягучим. Оба ждали, что до боли, в самом прямом смысле, знакомый соперник как-нибудь выдаст свои черные намерения. В этой игре в приглядки чуть лучше был левша Наварро. Он попал раза на полтора больше и заслужил тем самым победу в раунде.

Во втором раунде Кириллов резко сменил тактику. Он пошел вперед и для начала вопреки классике боя с левшой начал атаку с левого бокового и продолжил правым прямым. Дальше они все больше обменивались ударами с задней руки, каждый со своей. Пожалуй, в этом - куда более активном - раунде на полтора удара больше нанес уже Кириллов.

В третьем раунде Кириллов сначала сильно пробил нехрестоматийный удар левой снизу-сбоку а потом уже во вполне классическом стиле перехватил атаку Наварро и правым прямым отправил его на пол. Американец мгновенно встал, и Кириллов бросился его добивать, но рефери совершенно правильно вмешался и отсчитал Наварро нокдаун. Дальше третий раунд проходил в обоюдной борьбе, но дело уже было сделано: двое судей отдали его Кириллову со счетом 10-8.

Четвертый раунд начался за здравие, Кириллов хорошо атаковал правыми прямыми, но Наварро неожиданно стал отвечать своими прямыми левыми и к концу раунда чуть "перекидал" Кириллова.

Во время боя со мной рядом сидел экс-чемпион мира Анатолий Александров, и я спросил его, что Кириллов делает не так. "С левшой нельзя играть. Надо его ломать. Надо все время поддавливать, дергать и встречать правой, - ответил Александров. - Только начинаешь сам атаковать - он обманет. И потом, Дима все время попадет - и отпускает его. Попадет - и отпускает. Надо развивать атаку, раз уж ты попал".

А Наварро тем временем выиграл и пятый раунд, причем с большим преимуществом. Однако в шестом Кириллов неожиданно начал делать примерно то, что говорил Александров, и это стало приносить успех. Дмитрий все чаще встречал Наварро справа, после чего развивал атаку. Наварро старался отвечать, но теперь у него это получалось не так часто. В седьмом раунде картина более или менее повторилась.

В 8-м раунде Кириллов внес некоторое разнообразие в свои контратаки. Он несколько раз заканчивал серии правым боковым, к чему Наварро оказался не вполне готов. Однако дело этим не исчерпывалось. Кириллов контратаковал всем арсеналом и слева, и справа.

Зал, который до этого слегка заскучал в ожидании боя Ибрагимов - Холифилд, теперь уже смотрел поединок Кириллова с Наварро как нечто самоценное и с каждой минутой поддерживал соотечественника все громче.

В 9-м раунде Кириллов немного попижонил, корпусом защищаясь от атак Наварро и сам при этом демонстративно не нанося ни одного удара. Залу понравилось. Потом бой перешел в более традиционное русло, но и здесь Кириллов был лучше главным образом за счет последней контратаки, когда Наварро "завис" и россиянин обрушил на него серию ударов.

Десятый раунд прошел в обоюдных атаках и контратаках. Кириллов сумел слегка потрясти соперника левым боковым, но Наварро своей левой стал активно возвращать накопившиеся долги. Кириллов не мог стерпеть такой щедрости и тоже стал сыпать справа. И "пересыпал" Наварро.

В одиннадцатом раунде преимущество Кириллова еще возросло. Наверное, он решил, что дело сделано, и чуть расслабился. Оно действительно было сделано, но запас оказался не таким прочным, как ему казалось. Кириллов несколько раз попал правой вразрез, но во второй половине раунда Наварро активизировался из последних сил, много попадал слева и опередил Кириллова, но только в этой трехминутке.

Все трое судей отдали победу Кириллову: 116-112 и 114-113 (двое). Последний результат показался мне несколько заниженным. Получалось, что, не будь нокдауна в 3-м раунде, бой завершился бы вничью, а было все-таки четкое ощущение победы Кириллова. У меня получилось 115-112.

Когда Дмитрия на пресс-конференции спросили, как он будет отдыхать после боя, он засмеялся лицом, на котором не было живого места, и ответил: "Лягу, положу пояс рядом и буду его гладить".

Пресс-конференция была довольно короткой. Кириллова позвали к врачу. "Надо зашиваться", - объяснил он нам, показывая на свое лицо.