Газета Спорт-Экспресс № 233 (4513) от 11 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

11 октября 2007

11 октября 2007 | Парус

ПАРУС

ПАРУС БОЛЬШЕ ЧЕМ ЖИЗНЬ

ГОСТИ "СЭ"

Вопрос на засыпку: где можно встретить красивую и умную девушку? На дискотеке? В библиотеке им. Ленина? На дискотеке в библиотеке им. Ленина? Правильный ответ: в редакции "СЭ"! Во вторник к нам в гости пришла капитан первого в России экипажа, ставшего чемпионом Европы в олимпийском классе яхт Yngling. 26-летнюю красавицу Екатерину Скудину сопровождал ее личный тренер Василий Сенаторов.

ФИНИШИРОВАТЬ НАДО УМЕТЬ

- Европейское первенство проходило в акватории Балтийского моря в конце сентября, и погода, конечно же, оставляла желать лучшего, начала Скудина. - А еще, как назло, меня где-то угораздило простудиться, так что всю регату я провела с температурой. Первый, безветренный, день мы провалили, заняв в первой гонке всего 14-е место - допустили ошибку на старте. К счастью, регламент таков, что победитель определяется по итогам 10 стартов и финальной гонки, причем два худших результата не учитываются. Больше мы ошибок не допускали: трижды пришли к финишу первыми и ни разу не опустились ниже 9-го. Этого хватило для победы.

-В чем особенность класса Yngling?

- Это класс трехместных килевых лодок. Он не предъявляет повышенных требований к физической подготовке спортсменок, как, например, одиночка или двойка: тут основной упор делается на тактику и слаженность работы экипажа. К слову в Yngling в последнее время перешло очень много сильных яхтсменок из других классов, среди которых победительницы афинской Олимпиады норвежка Сирен Сендбай и гречанка София Бекатору. Теперь у нас, я имею в виду класс, наибольшее число олимпийских чемпионок на душу населения (улыбается). Yngling совсем недавно получил признание МОК и впервые был включен в программу олимпийской регаты в Афинах. Мы там тоже принимали участие, но из-за дисквалификации (к слову, несправедливой) стали лишь 8-ми.

-Расскажите, пожалуйста, о вашем экипаже.

- Можно я расскажу? - перехватил инициативу Сенаторов. - Скудина и Диана Крутских ходят вместе уже очень давно, а Наталья Иванова присоединилась к ним год назад. Она является чемпионкой страны на швертботе-одиночке, имеет опыт выступления на Олимпиаде. Хотя вообще-то успешные экипажи, особенно женские, складываются годами. Главное в нашем виде спорта - взаимопонимание. Зачастую несколько лодок финишируют в интервале полторы-две секунды, и в таких условиях малейшая несогласованность может стоить медали.

- Вам наверняка интересно знать, как распределяются обязанности между членами экипажа, - вновь вступила в разговор Скудина. - Так вот, баковая работает с передним парусом - стакселем, средняя шкотовая следит за креном лодки и работает со спинакером - большим парусом, поднимаемым, когда яхта идет по ветру, а рулевая управляет главным парусом - гротом, принимает решения по выбору курса. При необходимости все девчонки могут оказать друг другу квалифицированную помощь.

-Вы сказали, что на финише порой происходит яростная борьба . Выходит, что в парусе, как и в легкой атлетике и велоспорте, тоже нужно уметь финишировать?

- Ну а как же! Я вам больше скажу. Случаев, когда судьям приходится прибегать к фотофинишу масса. В этой ситуации победитель определяется по любой закрепленной части яхты, первой пересекшей финишную линию.

-То есть выбросить, скажем, с носа лодки веревку нельзя?

- Нет. Равно как и высунуть ногу.

У АНГЛИЧАН НЕ ЛОДКИ, А БОЛИДЫ "ФОРМУЛЫ-1"

-Мы правильно понимаем, что самый важный участок дистанции - старт?

- Безусловно. Все лодки располагаются между двумя знаками за воображаемой линией, и выбор места на этой линии играет очень важную, если не решающую, роль. Задача капитана - определить оптимальное направление движения, выбрать наилучшую точку старта, своевременно занять ее и очень быстро и аккуратно вывести экипаж из огромного скопления лодок в акваторию. Аккуратно - потому что малейшее касание другой яхты карается немедленной дисквалификацией. Кроме того, в течение гонки нужно очень внимательно следить за изменением ветра и тщательно рассчитывать оптимальную траекторию движения от знака к знаку. Капитан ежесекундно должен принимать решения о курсе лодки, причем ошибиться в маневре не имеет права. Так что парусные гонки можно без преувеличения назвать интеллектуальным видом спорта. Недаром яхтинг называют "шахматами на воде".

-Неужели на старте обходится без нарушений правил?

- Конечно, нет. Но здесь многое зависит от судей. Наша дисквалификация в Афинах тому яркий пример. Тогда экипаж с Бермудских островов подал на нас протест за то, что мы якобы коснулись их лодки. Арбитры заслушали наши "показания", но от волнения и не совсем точного перевода на английский у меня и у шкотовой они немного различались. Это и отразилось на решении судей. Мы, кстати, извлекли уроки из этой истории - теперь вся команда свободно говорит по-английски и знает все нюансы правил. Так что хотя бы на суше мы гонки больше не проигрываем.

-Кто еще помимо вашего личного наставника входит в тренерский штаб?

- Почти год с нами работает известный датский специалист Кристиан Расмуссен, и это сразу принесло свои плоды. Что он привнес в подготовку? В первую очередь системность - теперь мы умеем почти безошибочно настраивать яхту прямо по ходу гонки. Кроме того, Расмуссен многое мне, как капитану, дал в тактике.

-Про человеческий фактор в парусе нам ясно. А какую роль играют характеристики самой лодки?

- Огромную! Да, в нашем классе существует множество технических ограничений, что несколько уравнивает шансы экипажей. Но при этом значительную роль играет качество изготовления отдельных деталей - это позволяет выигрывать в скорости до нескольких секунд на дистанции. Как говорил наш знаменитый Валентин Манкин, победитель трех Олимпиад: "Чтобы стать чемпионом, достаточно на каждых 100 метрах дистанции выигрывать всего один".

Ну вот, смотрите сами. Стандартные яхты Yngling стоят примерно 35 тысяч евро. Однако у ведущих экипажей, то есть британцев, они стоят в два раза больше. Да что там говорить! Годовой бюджет сборной Великобритании в классе Yngling составляет миллион фунтов. Конечно, они могут позволить себе подгонять каждую деталь на своих лодках под конкретный экипаж и вести производство с применением новейших лазерных технологий. Вы только представьте: англичане делают абсолютно симметричные корпуса. По сложности изготовления эти яхты можно сравнить с болидами "Формулы-1", разве что без электроники.

ВПЛАВЬ - ЗА ЯХТОЙ

-Можете ли вспомнить самую экстремальную гонку в вашей жизни?

- Каждая гонка по-своему экстремальна, но один случай все же стоит особняком. Традиционная парусная регата в Киле. Наш экипаж идет по фьорду на всех парусах. Сначала нас сопровождали тренеры в своей лодке, но в какой-то момент им пришлось вернуться на берег. Погода стоит хорошая, волны нет, я по небрежности не пристегнулась ремнями к палубе. И вдруг - сильнейший порыв ветра, резко разворачивающий лодку на 180 градусов, и центробежная сила выкидывает меня за борт. Я оказываюсь в холодной воде, без спасательного жилета, лишь в наполненном воздухом герметичном комбинезоне, который только затрудняет движение.

Девочки мое отсутствие, конечно, заметили, но лодка потеряла управление. Я барахтаюсь в воде, а яхта вместе со шкотовыми, которые сами в ужасе, медленно уходит вдаль. Минут через 40 я полностью потеряла ее из виду и вот тут-то мне стало страшно по-настоящему. До берега бог знает сколько километров! К счастью, нашу лодку заметили другие яхтсмены, они-то и помогли меня вытащить.

-Не мелькнуло в голове: "Пора завязывать"?

- Нет. Парус для меня значит больше чем жизнь.

-Скажите, напоследок, вызвал ли ваш успех какой-то резонанс в среде российского спортивного сообщества?

- Да какой там резонанс! Нас даже президент Федерации парусного спорта не поздравил. Но нам важна сама победа, а не отклик на нее. К подобному отношению мы привыкли. После относительной неудачи в Афинах московская парусная школа попросту выбросила нас на улицу, прекратив финансирование. Спасибо яхт-клубу "Банковский кубок", который поверил в нас и поддержал.

Илья ПОЛЯКОВ