Газета Спорт-Экспресс № 216 (4496) от 21 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

21 сентября 2007

21 сентября 2007 | Борьба

БОРЬБА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Бесик КУДУХОВ: "ГЛАВНОЕ - ОЛИМПИАДА"

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Баку

164 сантиметра роста, 55 килограммов живого веса, непослушные вихры и совершенно шкодный взгляд. Это Бесик Кудухов - чемпион мира по вольной борьбе. Свою золотую медаль он получал, стоя на пьедестале с таким мальчишески-нахальным видом, что мне даже стало жалко его соперников, на большинстве из которых живого места не было: у кого бровь заклеена, у кого - голова, а у кого-то - шея. А тут - малец неопытный. Выскочил, словно чертик из табакерки. Всех пошвырял, всем настроение испортил, а сам смеется...

И трудно было осознать, что золото Кудухова стало совершенно особым. Историческим. Первым за двадцать лет. И был определенный символизм в том, что победа сложилась на глазах Сергея Белоглазова - последнего спортсмена из еще советского поколения, выигравшего мировой чемпионат во французском Клермон-Ферране в 1987 году в схожей категории - 57 кг. А если брать более легкий вес - 52 кг, то там и вовсе пропасть в 25 лет.

Карьера Кудухова складывалась слишком стремительно, чтобы до нынешнего сезона относиться к ней всерьез. В 1996-м пришел в борьбу. В 2005-м стал чемпионом мира и Европы среди юниоров. Год назад выиграл серебро на мировом первенстве в Гуанчжоу. Хотя можно сказать иначе: проиграл в финале. Но с новичка особого спроса не было. Однако в этом году стало понятно, что относиться к российскому борцу с легкомыслием - непростительная ошибка. Это выяснилось на чемпионате Европы в Софии, где Кудухов в первом же поединке "раскатал" прошлогоднего чемпиона мира болгарина Радослава Великова и выиграл в итоге золото.

В Баку меня поразила уверенность борца. Накануне выступления мы оказались за ужином за одним столом. Дорвавшийся, наконец, до еды Бесик (до взвешивания он проголодал несколько дней) с упоением поедал мясо и, казалось, совершенно не думал ни о каком выступлении. Периодически отвлекался на проходящих мимо тренеров ("Ты как, Бесик? - Нормально!" и вгрызался в очередной кусок.

После награждения чемпион сказал, что ничего особенного ему и делать не пришлось. Мол, соперники сами подкладывались. Хотя финальная схватка с монголом Наранбатаром получилось тяжелой. И, разумеется, нервной, поскольку Кудухов вышел бороться аккурат после того, как жертвой новых правил пал многоопытный Хасан Бароев.

- Мы, естественно, учитывали, что борьба в каком-то смысле стала лотереей, - сказал мне Малик Тедеев - тренер, выводивший Кудухова на помост. - Определенная уверенность была: все-таки до финала Бесик прошел всех наиболее тяжелых соперников. Осетинская школа борьбы испокон веков была атакующей, независимо от того, выигрываешь ты или проигрываешь. Надеяться на то, что можно провести схватку в глухой защите, а там, глядишь, повезет - недопустимо само по себе. Вот Бесик и боролся, как учили.

Кудухов лишь пожаловался:

- Очень неудобный соперник был - длинный, корявый. Поэтому в конце было немножко тяжело. Но нашел в себе силы.

-Такое ощущение, что вы вообще не напрягались на пути к финалу.

- Это обманчивое ощущение. Не могу сказать, что какая-то из схваток совсем легкой была. Все по-своему трудные.

-Но вы тем не менее были уверены в победе?

- Ну так ведь готовился к чемпионату серьезно. Что ж, всю эту работу просто так делал? Конечно, этот титул - не главная моя цель. Знаю, многие люди готовы чем угодно пожертвовать, чтобы стать чемпионом мира. И я тоже очень хотел выиграть. Но все равно это - не главное. Важнее Олимпийские игры.

-Год назад, кстати, многие говорили, что вас подвела сгонка веса перед выступлением в Гуанчжоу. Поэтому, мол, в финале и проиграли.

- Не думаю. Просто молодой был. Сейчас набрался кое-какого опыта.

-И по-прежнему гоняли вес?

- Килограммов шесть или чуть больше. Не ел, не пил. Иногда даже не спал - ходил бегать.

-Выматывает это сильно?

- Очень.

-Тогда зачем доводить до того, что столько много гонять приходится?

- Так все ведь гоняют. И всегда гоняли. И будут гонять, пока борьба существует.

-Может быть, имеет смысл перейти в более тяжелую категорию?

- Нет смысла даже пробовать. Тот, кто на взвешивании весит 55 кг, на ковер выходит с весом 60 - 61. Кто выступает в категории 60, в соревнованиях 65 - 66 весит. Мне при моем росте столько не набрать, как бы ни старался.

-Когда приходится выступать столько раз в течение одного дня, есть возможность хоть как-то экономить силы?

- Конечно. Все ведь заранее рассчитываешь. Если соперник не очень сильный, то выкладываться можно не полностью. Я ведь не первый раз с ними борюсь. Всех знаю. Знаю, что от кого ждать. На европейском уровне, правда, полегче: серьезных соперников может быть всего трое или четверо. А на чемпионате мира приходится постоянно начеку быть. Тем более у всех свой стиль. Иногда очень непривычный.

-Какая тренерская установка у вас была в финале?

- Тренера, к сожалению, со мной не было. Я с 1996 года работаю с Валентином Гозоевым, но он сейчас болеет: с давлением не все в порядке. Поэтому врачи не рекомендовали ему в Баку лететь. Но, думаю, мою финальную схватку он видел. Очень надеюсь, что видел.