Газета Спорт-Экспресс № 208 (4488) от 12 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

12 сентября 2007

12 сентября 2007 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2008. Отборочный турнир

Группа Е

Сегодня АНГЛИЯ - РОССИЯ

"РЕЙТИНГ ЭМОЦИЙ": 1. КОРНЕЕВ. 2. БОРОДЮК. 3. ХИДДИНК

Футбол часто сравнивают с театром: игроков - с актерами, а тренеров с режиссерами. Схожего и впрямь немало, но и отличия присутствуют. Ведь каждый матч проходит в отличие от спектаклей по неповторимому сценарию.

Как переживают происходящее на сцене профессиональные режиссеры и их ассистенты, судить не берусь, а вот за Гусом Хиддинком и его штабом во время матча с Македонией понаблюдать удалось. Благо посчастливилось находиться в непосредственной близости от скамейки запасных сборной России - другими словами, совсем рядом со сценой. Оттуда, уверяю, все видится иначе, нежели с привычных мест в "зрительном зале". Эмоции тренеров - как на ладони. Волей-неволей, даже если не иметь в виду редакционного задания, станешь поглядывать в их сторону, отрываясь от игры.

За полчаса до начала Хиддинк в одиночестве расположился под навесом в одном из мягких кресел, ряд которых по традиции называют скамейкой, и отрешенно устремил взгляд в пространство. Быть может, еще раз прокручивал в голове перипетии возможного развития сюжета?

Непосредственно перед стартовым свистком главный тренер появился из подтрибунного помещения последним (не иначе - примета) и встал между двумя помощниками: Игорь Корнеев расположился слева, Александр Бородюк - справа. Гимн голландец, понятно, не пел - как, впрочем, и все остальные на скамейке, кроме Кержакова. Со стартовым свистком Корнеев разложил на коленях блокнот, Бородюк запустил секундомер, а Хиддинк сложил руки замком. Почти одновременно подошел резервный арбитр и пересчитал, нет ли лишних.

Первая запись в корнеевском блокноте появилась на 4-й минуте - после штрафного в исполнении Аршавина. А вскоре подоспело и взятие ворот гостей. Гол был встречен довольно сдержанно: Хиддинк пожал руки ассистентам - не более. Интересно, на "Уэмбли" ему хватит выдержки в подобной ситуации? Похоже, как показали дальнейшие события, хватит.

Ведь наш "главный" не из тех, кто дергается по любому поводу. Сидел себе и сидел, внешне не поддаваясь эмоциям. Время от времени он, конечно, демонстрировал чувства, но тут же уходил обратно в себя. Так, через пару минут Хиддинк впервые выплеснул эмоции наружу. Повод очевидный: соперники въехали сзади в Билялетдинова, и тут же, уже после свистка, в Семшова. "Эй!", - закричал Хиддинк. Готов был вскочить, но усидел, ограничившись короткой тирадой. Чуть позже о чем-то попросил Бородюка, и тот крикнул: "Бил, сядь". Указание Билялетдинову отойти в оборону. Полузащитник не услышал. А вот аналогичный совет Корнеева до ушей железнодорожника долетел. Был применен и язык жестов: тренер показал два пальца - мол, при угловых надо оставаться сзади вместе с Семшовым.

Иногда Хиддинк сам делает подсказки. "Павлюк", - окликнул он Павлюченко и жестом напомнил форварду то, о чем, видимо, шла речь на установке. Уже во втором тайме, после удаления Габулова, срочно подозвал к себе Аршавина и Семшова, чтобы по ходу матча на английском объяснить, какие нужно сделать перестановки.

Вообще же, что интересно, во время игры у Хиддинка в ходу сразу три языка. Для общения с Бородюком - немецкий, с Корнеевым - фламандский, с подопечными и судьями - английский. С ролью полиглота справляется голландец блестяще.

Но вернусь к хронологии событий. На 14-й минуте Хиддинк вознегодовал, посчитав, что македонцы заслуживают пенальти. Похлопав ладонью по руке, он показал резервному судье, каким именно было нарушение, а заодно выговорил на сей счет оказавшемуся поблизости лайнсмену. Падение Сычева, также не удостоившееся внимания главного арбитра, заставило голландца вновь укоризненно посмотреть на резервного. Уже после перерыва, когда Василий Березуцкий подбежал, чтобы ему помогли поправить амуницию - пластырем перевязать щиток, Хиддинк не упустил возможности пообщаться с игроком, а заодно с резервным судьей, подбежавшим проконтролировать ситуацию. После чего еще и показать большой палец главному - мол, не волнуйтесь, все в порядке.

Как бы то ни было, в сравнении с помощниками голландец - само спокойствие. Если составлять рейтинг эмоциональности, Хиддинк займет лишь третье место. Вторым окажется Бородюк, а безусловным лидером выглядит Корнеев. Он, казалось, сам готов был завершать все прострелы и навесы, наносить решающие удары. Мастерства-то ему не занимать: даже сейчас, по утверждению футболистов сборной России, Корнеев даст фору многим действующим игрокам.

Бородюк, который почти на пять лет старше, мало уступал коллеге по шкале внешних проявлений. Каждое удачное или неудачное действие подопечных встречал как минимум тем, что хватался за голову. Иногда срывался с кресла в сторону бровки. Корнеев, впрочем, был уже там.

Но в самый кульминационный момент - с пенальти и удалением Габулова - вся наша скамейка словно впала в летаргию. Там даже не сразу поняли, что надо Малафеева выпускать. Эти минуты до отраженного зенитовцем 11-метрового тянулись, сложилось такое ощущение, вечность. Описывать взрыв эмоций, случившийся после подвига вратаря, излишне. Но Хиддинк и тут оказался почти спокоен. Как, впрочем, и после голов Аршавина и Кержакова. Может, хладнокровие главного и есть залог успеха?

Однако накануне матча на "Уэмбли" мне вспоминается другая картина. Утомленный чередой нереализованных моментов и уже чертыхавшийся Корнеев после мяча, забитого Аршавиным, быстрее всех, даже куда более молодых запасных игроков, вскочил с места и с криком "Yes! Наконец-то!" подбежал к краю технической зоны, широко развел руки, запрокинул голову и пару десятков секунд простоял в счастливой позе, принимая на себя льющиеся с неба потоки. Дождя он, похоже, не замечал.

Рядом, едва ли скромнее выражая эмоции, расположился Бородюк. Хиддинк же, как и после гола Кержакова, остался верен себе: лишь немного погодя поднялся с кресла и хлопнул ладонью по ладони каждого из помощников. Тут простым рукопожатием не обойдешься! Вот бы и сегодня ночью картина повторилась. И пусть "традиционный" британский дождь льет на лица. На счастье!

Александр МАРТАНОВ