Газета Спорт-Экспресс № 124 (4404) от 5 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

5 июня 2007

5 июня 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

"ЗВЕЗДА"

Приз "CЭ": ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ СТРАН СОДРУЖЕСТВА И БАЛТИИ

Три месяца кряду выигрывать голосование в "Звезде" может только выдающийся мастер. Как становятся таковым? Именно этот вопрос интересовал корреспондента "СЭ", когда он напросился на беседу к родителям лауреата - Анатолию Рафаиловичу и Татьяне Вениаминовне Кержаковым.

Анатолий и Татьяна КЕРЖАКОВЫ

СЕЙЧАС СЫН ПРОСТО СЧАСТЛИВ

-Многие российские семьи хотели бы иметь такого сына, как вы. Можете поделиться каким-то особым рецептом? Вот скажем - вы ставили задачу вырастить известного футболиста?

Татьяна Вениаминовна: - Вы, может быть, не поверите, но это так и было. Он (кивает на мужа) еще во время беременности был уверен, что родится мальчик, и собирался приобщать его к футболу, в котором сам хотел, но не смог из-за травмы добиться больших успехов.

Анатолий Рафаилович: - Сейчас удивляюсь - неужели уже тогда верил в большое футбольное будущее сына?! Но так оно и было. Правда, о сборной России, честно говоря, не думал - хотел лишь, чтобы он дорос до команды высшей лиги. Однако жизнь превзошла все мечты.

-А мама была согласна с таким будущим сына?

Т.В.: - Я сама из спортивной семьи, поэтому возражений с моей стороны не было. Ну а муж мне футболом так все уши прожужжал, что я и не думала сопротивляться.

-Но взрослые люди должны понимать: чтобы добиться чего-то серьезного, придется идти на жертвы...

А.Р. - Естественно, понимали. Когда в 11 лет Саша уехал из Кингисеппа, где мы жили, в питерский интернат, многие сослуживицы Тани (а мы работали на одном предприятии) говорили: мол, что же вы делаете, как можно такого маленького ребенка отправить одного в большой город! Тем более что прежде мы никогда не отпускали его от себя - даже к бабушке или в пионерлагерь, например.

Т.Р.: - Как ему бедному было трудно в первые месяцы! Тем более что жить поначалу пришлось в интернате для детей из неблагополучных семей - в огромной комнате, где ничего нельзя было оставить без присмотра и все приходилось носить с собой, чтобы не украли. Потом, когда удалось перевести Сашу в спортивный интернат, стало легче.

А.Р.: - Но все равно он очень скучал без нас.

Т.В.: - А еще Саша долго был самым маленьким в классе - рос медленно и, когда другие уже были под метр семьдесят, все еще был метр сорок. Каждую пятницу звонил: "Папа, мама, приезжайте!" А мы не могли ездить к нему в Питер часто - билет стоил два с половиной рубля, туда и обратно на двоих получалось десятка, а для нас в то время это были огромные деньги - предприятие, на котором мы оба работали, практически стояло. Несколько раз родители других детей даже собирали для нас деньги, чтоб мы могли навестить сына. Были моменты, когда хотелось махнуть на все рукой и забрать его домой.

А.Р.: - Но приходилось переступать через жалость, понимая, что это Сашкин шанс. Тем более что он с детства был настолько самостоятельным, что по большому счету можно было не беспокоиться.

-Почему вы решили, что он чего-то добьется? Ведь жертвы могли оказаться напрасными?

А.Р.: - У Саши было огромное желание играть - уже с трех лет. Я возвращаюсь с работы, а он уже сидит у подъезда с мячом - идем, мол, быстрее на площадку! Устал, поздно уже, но глянешь на его горящие глаза и сразу идешь. И талант у него был достаточно очевидным. Причем одно дело, если бы его видел только я, но Сашкину одаренность замечали все футбольные люди. Во дворе он легко накручивал куда более старших мальчишек. А однажды, когда ему было года четыре, мы, приехав в мой родной Дзержинск, заглянули на стадион, где шла тренировка. Я с кем-то заговорил, и тут ко мне подходит известный в городе детский тренер:

- А у тебя сын, что, уже в футбол играет?

- Откуда ты знаешь?

- Да он сейчас улетевший мяч таким поставленным ударом на поле вернул! Такого я еще не видел! Точно мастером станет.

-Он пробился только за счет таланта?

Т.В.: - И характера, конечно. У него в жизни был футбол, футбол и футбол. Все остальное подчинялось главной цели. Но не обошлось и без везения - многие таланты ведь так и не раскрываются. Саше везло с тренерами, с обстоятельствами. Однако везет, как известно, только тем, кто этого достоин.

А.Р.: - Не попади, к примеру Саша в "Светогорец" к Анатолию Казаченку, не было бы потом и "Зенита" со сборной. А когда Казаченок привез его на просмотр к Юрию Морозову, тот ведь вполне мог отправить его обратно. Сашка рассказывал, как его в тот момент колотило, особенно после вопроса Морозова: "Почему так мало голов за "Светогорец" забил, нападающий?" Он начал оправдываться частыми отлучками в юношескую сборную и совершенно обомлел, когда тренер дал ему команду раздеваться и идти на тренировку. Вместе с теми людьми, которых он до того видел только по телевизору! Но мудрый Юрий Александрович мог разглядеть игрока сразу, в чем Саше снова очень повезло. Однако, не вкалывай он до того многие годы на тренировках, разве было бы такое везение?

-В какой момент вы поняли, что сын точно станет футболистом?

Т.В.: - Наверное, когда он поехал на первые сборы с "Зенитом" - в 2001 году.

А.Р.: - Момент был драматичный: открываю первый после отъезда номер "Спорт-Экспресса" с отчетом о матче второго состава "Зенита", а его фамилии нет! Ну все думаю: даже во вторую команду не проходит... А на следующий день купил номер вашей газеты с отчетом об игре основы, и он там! С тех пор - только по нарастающей.

-Дети с того момента, как начинают зарабатывать деньги, обычно отдаляются от родителей. С вашим сыном что-то подобное произошло?

А.Р.: - По-моему он, наоборот, только приблизился. А все деньги до женитьбы отдавал матери.

Т.В.: - А я на всю жизнь запомнила, как после первой зарплаты - еще в "Светогорце" - он купил нам подарок, дорогой чайник. И пока у Саши не появилась своя семья, все деньги он действительно приносил домой.

-Вы упомянули женитьбу. Когда дело шло к ней, сын с вами советовался?

Т.В.: - Много вы видели современных детей, которые советуются с родителями о женитьбе?! Нет, конечно. Но все и так нормально получилось. Главное, чтобы жили в согласии - во всяком случае, и с нашей стороны, и со стороны Маши к этому есть все предпосылки: ни один брак в наших семьях пока не распадался.

-На вас как-то отражается слава сына?

А.Р.: - Мы этого не ощущаем.

Т.В.: - Наверное, потому что живем достаточно замкнуто, общаемся лишь с ближайшим окружением, где отношение к нам точно не изменилось. Обидно только прессу иногда читать. Вот в этот приезд некоторые журналисты приставали к Саше с вопросом: не освистает ли его "Петровский"? Почему он должен его освистать? Болельщики, по-моему любят его не меньше, чем раньше, что и доказали на матче с Андоррой.

-И они простили ему уход из "Зенита"? Он ведь был не очень простым...

А.Р.: - Мечта поиграть в хорошем европейском клубе была у Саши с детства. Да, я думаю, такая мечта есть у любого уважающего себя футболиста. Но здесь опять же должны совпасть обстоятельства. Не играй "Зенит" дважды с "Севильей", разве Хуанде Рамос обратил бы внимание на Кержакова? А уж коли обратил и захотел забрать его к себе, как было этим не воспользоваться? Да, переход получился сложным, но ничего за спиной клуба Саша не делал. Он отказался от большего по деньгам контракта с "Зенитом", понимая, что такого шанса уйти может больше и не представится. Ни с кем при этом не ссорился, все делал в открытую.

-Но обиды кое у кого в клубе все равно остались...

А.Р.: - Что там получилось - это подробности их личных взаимоотношений, в которые нас Саша не посвящает. Но могу уверить, что у него самого никаких камней за пазухой не было. И уже первые полгода показали, что, настаивая на переходе, он был прав. В "Севилье" выиграл свой первый трофей и сейчас просто счастлив.

-Как воспринимает успехи брата Михаил?

А.Р.: - Рад от души.

-А с точки зрения футбольного примера?

Т.В.: - Вы знаете, характер у него в чем-то даже основательнее - он очень трудолюбив и настойчив в достижении цели. Но вратарская судьба - особая. Здесь доля случая еще больше. Вот возьмите Мандрыкина - совсем было списали человека, а представился шанс, и он заявил о себе снова. Будем надеяться, что и у Миши такой шанс еще будет.

-Как он вообще во вратари подался?

А.Р.: - Сашка приезжал на выходные и, чтобы тренироваться, ставил его к стене в воображаемые ворота. А потом Василий Бутаков, очень хороший детский тренер, собирал в Кингисеппе команду и поставил Мишу, как самого высокого и имеющего благодаря брату определенные навыки, в ворота. Так и пошло.

-После переезда Саши в Испанию в ваших отношениях что-то изменилось?

Т.В.: - По большому счету - нет. Хотелось бы, конечно, чтобы звонил чаще. Зато мы уже были у него в гостях.

А.Р.: - И убедились, насколько иначе там все устроено. И в футболе, и в жизни.

ТВ.: - Меня поразило, как лояльно там относятся к болельщикам - я даже фотоаппарат на стадион не стала брать, помня о наших порядках, но в Севилье оказалось все просто: никаких кордонов, никаких полицейских, никаких обысков. Все идут на стадион семьями, все крайне доброжелательны друг к другу, стюарды стоят для того, чтобы подсказать, а не для того, чтобы следить за вами, как за потенциальными врагами. И еще впечатлило, как нас узнавали на улицах, - футбол в Испании популярен безгранично. Сидит трехлетний мальчик на плечах у отца и кричит: "Кер-са-ков! Кер-са-ков!" - просто мурашки по коже. А как стадион запел "Калинку", когда объявляли Сашу! На стадионе - как в театре, честное слово: никакой агрессии, все смакуют моменты, аплодируют любому проявлению мастерства. Можно только позавидовать.

-Журналисты отметили, насколько ваш сын стал увереннее в себе за эти полгода. Вы с ними согласны?

Т.В.: - Мечта осуществилась, а это всегда добавляет уверенности.

А.Р.: - Попадая в такой клуб, честолюбивый футболист вольно-невольно тянется за лидерами, старается быть не хуже их, что сразу сказывается на его игре. А коли есть игра, есть и уверенность.

-У него не было сомнений по поводу того, что в "Севилье" будет не так просто попасть в состав?

А.Р.: - Никаких. Он понимал, что будет трудно, но настраивался на жесткую борьбу за место в составе. Характер у Саши такой, что конкуренция его только подстегивает, заставляет собраться. Я даже удивлен: откуда такое? Помню, когда меня пригласили на просмотр в команду мастеров, я от испуга не мог пас на два метра отдать. А он во всех своих новых командах сразу же демонстрировал все, что умеет.

-Какая мечта у него теперь?

Т.В.: - Занять второе место в чемпионате Испании, чтобы сразу попасть в Лигу чемпионов, а заодно и отпуск до пяти недель продлить.

-Я имею в виду какие-то более глобальные вещи.

А.Р.: - Поехать на чемпионат мира и сыграть там удачно.

Борис ЛЕВИН

Санкт-Петербург