Газета Спорт-Экспресс № 119 (4399) от 30 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

30 мая 2007

30 мая 2007 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ

ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ХОДОВ СДЕЛАЛ БАКРО?

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Элисты

Самой первой во втором туре закончилась партия Левона Ароняна и Магнуса Карлсена. В амбициозном волжском гамбите, который был применен норвежским гроссмейстером, Аронян избрал форсированное продолжение, немедленно вызывающее размены основных боевых единиц и полное уравнение шансов. В итоге - ничья на 21-м ходу после часа с небольшим, проведенного партнерами за доской.

Чем было вызвано данное решение армянского гроссмейстера, который, как говорят профессионалы, добровольно отдал белый цвет, нам узнать не удалось. По той простой причине, что Аронян быстро покинул игровое помещение, забыв, что он подписывал контракт, где сказано, что оба игрока после завершенной вничью партии должны прийти на пресс-конференцию. Такую же "забывчивость" в Элисте, увы, демонстрируют многие. Что неудивительно: если организаторы проявляют лояльность к "забывчивости" игроков и не предъявляют им штрафных санкций, те и дальше будут игнорировать свои контракты.

Не слишком долго задержались за шахматным столиком и два других очень сильных шахматиста - Рустам Касымджанов и Борис Гельфанд. Но, во-первых, они сыграли острую партию, в которой оба были на высоте, а во-вторых, они помнили о своих подписях на контрактах и пришли поделиться своими мыслями и чувствами в пресс-центр.

С Гельфандом я побеседовал после официальной пресс-конференции, которая оказалась весьма короткой.

- Партию мы сыграли очень интересную, - сказал Гельфанд. - Было довольно много тактических возможностей, выглядело все внешне опасно, но ни я, ни Рустам не видели, где белые могут получить перевес.

-Во время Мемориала Таля в Москве вы сетовали на то, что из-за переноса сроков претендентских матчей вынуждены часть новинок рассекретить. Что-то к Элисте удалось подготовить?

- Не только я, но и остальные пятнадцать человек готовились очень основательно. А у кого лучше получится, увидим.

Во втором туре случилась первая просрочка времени. В очень запутанной позиции, которая возникла после нестандартно разыгранной партнерами голландской защиты, Этьен Бакро, игравший белыми, просрочил время на 37-м ходу.

"Как же, как же! Журналист ошибся! Ведь в партии было сделано 39 ходов, согласно сообщению официального сайта!", - слышу я возмущенные возгласы любителей шахмат.

На самом деле - никакой ошибки. Послушайте, что рассказал мне главный арбитр матчей претендентов международный арбитр из Польши Анжей Филиппович.

- У Бакро и Камского оставались секунды, а нужно было сделать еще с десяток ходов. Когда у Бакро высветились четыре "нуля", я воскликнул: "Время!". Но они по инерции сделали еще по паре ходов. Так что, строго говоря, просрочка времени у Бакро произошла на 37-м ходу, а в печать попали еще два хода, которые, по правилам, делать было уже нельзя.

После своей первой победы Камский зашел в пресс-центр и обратился к автору этих строк с просьбой посмотреть на моем компьютере партии. Я, разумеется, с готовностью согласился помочь, но на экране компьютера следовало закрыть одно "окно" и открыть другое. Гата не стал ждать и подошел к экрану, который выставлен в пресс-центре. Присел на корточки и несколько минут изучал положение на досках. После чего я попросил его сказать несколько слов о своей первой победе.

Камский:

- Когда Бакро сыграл 19.Ка5, он хотел выиграть. Я думаю, он зевнул 19...Фb6. А потом в цейтноте такая суматоха пошла... Но, думаю, эндшпиль у меня получше был, потому что активность черных фигур выше, чем у белых, конь как-то запрыгал, слоны такие мощные. Ну а в конце объективно - ничья. Потому что два слона у него, ладьи меняются. Ничья должна бы быть.

Когда после острой и увлекательной дуэли в варианте Созина сицилианской зашиты Сергей Рублевский и Руслан Пономарев пришли на пресс-конференцию, то оба немало были удивлены вопросу, который последовал от одного из наивных журналистов: "Можно ли предположить, что вы будете расписывать все партии "пополам"?

Вопрос, конечно, интересный...

Пономарев:

- Во-первых, мы не "расписываем" партии, а играем. Ничьи получаются после острой борьбы.

Рублевский:

- Считаю, что наши партии были одними из самых боевых. Просто когда оба играют сильно, то и шесть партий могут закончиться вничью. И ничего в этом страшного я не вижу.

Тогда обоим был задан вопрос, какие моменты они бы выделили в этой боевой партии.

Пономарев:

- Сложно сказать так сразу, партия только что закончилась. Надо ее сначала проанализировать...

Рублевский:

- Мне казалось, что у меня получше вначале было. Но после 25...Се6 и 26...Лс8, может быть, и похуже. Но в общем-то, думаю, в пределах равенства.

Пономарев:

- Да, наверное.

Свою плохо закамуфлированную "угрозу" выиграть наконец у Михаила Гуревича осуществил во втором туре венгр Петер Леко. Привожу его монолог в пресс-центре.

Леко:

- Эту партию я играл черными очень хорошо. Применил вариант, в котором проиграл в прошлом году Крамнику. Я внимательно изучил этот вариант, и появились некоторые свежие идеи. Мой соперник избрал длинную рокировку, это была новинка, для меня, во всяком случае. Нелегко достался мне ход 17... с4: черные отдают центр, однако защититься от 18...f5 белые не успевают, и уже у меня лучшая структура. Хотя белые сохранили двух слонов, но это уже не та позиция, которую удалось получить Крамнику в нашей партии. Выиграть было крайне тяжело, надо было учесть очень много тонкостей, но все закончилось для меня нормально.

И, наконец, монолог Александра Грищука, который он произнес по моей просьбе за ужином:

- В этой партии против Владимира Малахова у меня была, безусловно, очень тяжелая позиция. Причем вначале она была совсем плохая, а потом более или менее... Но тут как раз стала сказываться нехватка времени. И хотя после первого контроля положение для меня было по-прежнему тяжелейшее, зато потом все как-то уравнялось - правда, пришлось провести всю партию в цейтноте, а это очень тяжело.

Вторые партии. Аронян (Армения) - Карлсен (Норвегия) - ничья (счет в матче 1,5:0,5). Широв (Испания) - Адамс (Англия) - ничья (1:1). Гуревич (Турция) - Леко (Венгрия) - 0:1 (0,5:1,5). БАРЕЕВ (Россия) - Полгар (Венгрия) - 1:0 (1,5:0,5). РУБЛЕВСКИЙ (Россия) - Пономарев (Украина) - ничья (1:1). МАЛАХОВ (Россия) - ГРИЩУК (Россия) - ничья (0,5:1,5). Касымджанов (Узбекистан) - Гельфанд (Израиль) - ничья (1:1). Бакро (Франция) - Камский (США) - 0:1 (0,5:1,5).

Вторые партии

Евгений БАРЕЕВ (2643) - Юдит ПОЛГАР (2727)

Михаил ГУРЕВИЧ (2635) - Петер ЛЕКО (2738)

Этьен БАКРО (2709) - Гата КАМСКИЙ (2705)

Владимир МАЛАХОВ (2679) - Александр ГРИЩУК (2717)

Сергей РУБЛЕВСКИЙ (2680) - Руслан ПОНОМАРЕВ (2717)

Алексей ШИРОВ (2699) - Майкл АДАМС (2734)

Рустам КАСЫМДЖАНОВ (2677) - Борис ГЕЛЬФАНД (2733)

Левон АРОНЯН (2759) - Магнус КАРЛСЕН (2693)

Диаграммы партий смотрите в формате PDF