Газета Спорт-Экспресс № 115 (4395) от 25 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

25 мая 2007

25 мая 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРСОНА НОМЕРА

С фотосъемкой Шумахера не заладилось. Сам виноват. Мы беседовали в большой и прозрачной, как аквариум, комнате (три стены из четырех - стеклянные) его кельнского офиса, занимающего два верхних этажа современного четырехэтажного здания. Когда я выложил на стол фотоаппарат, Харальд Антон тут же заявил: "Меня снимать не надо. Я недостаточно хорошо сегодня выбрит". Потом, увидев мою кислую физиономию, объяснил: "Вы просили об интервью, о съемке мы не договаривались... Впрочем, постойте, я поищу в офисе бритву".

С этими словами он исчез. Явился минут через пять. И снова все с той же легкой щетиной на лице. "Нету меня здесь бритвы, - вздохнул Харальд Антон. - Почему не предупредили, что будете фотографировать?"

В общем, стоило немалых усилий уговорить Шумахера, который, на мой взгляд, и без бритья выглядел значительно моложе своих пятидесяти трех, предстать перед фотокамерой. При этом я обещал, что буду снимать без вспышки - чтобы не было видно излишних деталей его, как он считал, не очень гладкого в тот день лица.

Но эта заминочка произошла уже в самой концовке нашей встречи. До этого все шло без сучка и задоринки.

Харальд "Тони" ШУМАХЕР

ВОСЕМЬ СЛОМАННЫХ ПАЛЬЦЕВ

ПРИВЕТ ДАСАЕВУ

-Известно, что вы были дружны с Ринатом Дасаевым. В свое время он приглашал вас с женой на свадьбу, прислал вам в подарок русский самовар. А вы в 1986-м на чемпионате мира в Мексике попросили знаменитого тренера Дитмара Крамера, который собирался в расположение советской сборной, передать от вас Дасаеву сумку с часами, вратарскими перчатками и другими подарками.

- Ринату много перчаток посылал - их изготовляли в Германии, они были хорошего качества. Мы, если выпадала возможность, часто с ним разговаривали. И, конечно, всегда после матчей, в которых друг против друга играли, долго беседовали. Иногда вместе немного и выпивали. Ринат - милый, спокойный человек и замечательный вратарь. Он один из самых достойных наследников Льва Яшина, а это был вратарь вратарей - не только в России, но и в мире. Мы, кстати, с ним тоже встречались.

-Когда в последний раз виделись с Дасаевым?

- Увы, уже давно - он еще был в Испании. Ринат там остался?

-Нет, давно вернулся. Дасаев сейчас один из тренеров московского "Торпедо".

- Тогда у меня просьба. Передайте Ринату огромный привет.

-Расскажите, пожалуйста, о вашей встрече с Яшиным.

- Это было в России - мы играли там какой-то матч. Встречу организовал Карл-Хайнц Хайманн из Kicker - он хорошо говорит по-русски. Для меня это было потрясающее событие, понимал, что встречаюсь с легендой. С помощью Хайманна мы немного побеседовали. Видно было, что Яшин - сильная, яркая личность. Он держался здорово и совершенно не производил впечатления человека, которому горько, больно и обидно, что у него нет ноги. Мы говорили и об игре вратарей, и о заработках футболистов, ударились в философию, рассуждая о том, как быстро и неумолимо бежит время. Я был очень горд тем, что удалось побеседовать с Яшиным.

РАССТАВАНИЕ С ХИДДИНКОМ - ОШИБКА "ФЕНЕРБАХЧЕ"

-Продолжим тему ваших российских знакомств. Вы провели в дортмундской "Боруссии" немало времени с Владимиром Бутом. Все считали его грандиозным талантом, но он по-настоящему так и не раскрылся. В чем дело?

- Талант - только одна сторона медали. Но, с другой стороны, есть еще и особенности характера. Влади был недостаточно честолюбив, не хотел всю свою жизнь подчинить футболу. Для него всегда важно было погулять с ровесниками, потанцевать. Если бы футбол действительно был для Бута делом номер один, думаю, он мог бы добиться таких успехов, как Олег Блохин. По таланту они сопоставимы. Но Влади был недостаточно серьезен, а без этого качества настоящий профессионал состояться не может.

-В бундеслиге сейчас неплохо смотрится Иван Саенко. Что о нем думаете?

- Мне известно об этом парне только то, что пишут в газетах. Не знаю, какой у него характер, насколько он серьезен.

-Когда-то в "Фенербахче" вы выступали под началом нынешнего тренера сборной России Гуса Хиддинка.

- Пробыл он у нас, если не ошибаюсь, полгода, потом "Фенербахче" с ним расстался. Я лично с этим тренером работал с удовольствием. Гус - человек симпатичный, искренний. Понятно было, что он глубоко разбирается в футболе, может здорово мотивировать игроков. Но нам не хватало очков, а в этих случаях тренеры, к сожалению, должны уходить. Хотя уверен, клуб, расставшись с Хиддинком, тогда ошибся. Всем известно, каких успехов позже добился этот специалист. Но, может быть, "Фенербахче" он просто не подходил. Я, во всяком случае, искал причину неудач не в тренере, а в игроках. Кстати, всегда так делаю. Согласитесь, тренер не должен забивать голы и ловить в воротах мяч.

-Как складывались ваши личные отношения с Хиддинком?

- Он говорит по-немецки. Мы оба были в чужой стране и хорошо общались. Вместе, например, обедали в ресторанах. Как с капитаном команды Хиддинк со мной много говорил о разных футбольных проблемах.

ПЕРЧАТКИ НА ЗАКАЗ

-В составе "Кельна" в 1984-м вы встречались в Кубке УЕФА с московским "Спартаком"...

- Это было так давно, что уже почти ничего не помню.

-В первом матче в Тбилиси ваша команда уступила - 0:1, а потом выиграла - 2:0.

- Постойте, вспоминаю один эпизод. Кажется, именно в Тбилиси я сломал этот палец (показывает мизинец левой руки). Удар по воротам парировал, со второй попытки мяч все-таки накрыл, однако защитник Харальд Конопка, пытаясь в суете выбить его подальше от ворот, нанес мне травму (рассматривает мизинец). Вообще за годы вратарской карьеры сломал восемь пальцев - все, кроме двух больших.

-Помните все восемь переломов?

- Конечно. У вратарей такие травмы нередки. Раньше мы в подобных случаях прямо на поле обматывали палец пластырем и без всякой паузы продолжали играть. Палец болел, становился толстым, но вратари свой пост не оставляли. Играть с такой травмой вовсе не считалось героизмом. Подумаешь, один палец сломался! Но оставалось-то еще девять здоровых.

-Правда, что финальный турнир Euro-1980 в Италии вы тоже играли со сломанным пальцем?

- С переломом запястья. После того как это случилось, я позвонил в Германию моему врачу из "Кельна", и он сразу приехал. Кроме него, никому о травме не говорил. Врач делал мне уколы, и я играл.

-И тренер Юпп Дерваль об этом не знал?

- Абсолютно ничего.

-Но вы шли на огромный риск!

- Не думаю. После укола я не чувствовал боли. Первую инъекцию врач делал мне перед игрой, вторую - в перерыве между таймами. Повторяю, об этих процедурах знали только я и он.

-Вы носили на турнире какие-то специальные перчатки?

- Нет, просто крепко перевязывал руку. Это когда пальцы ломал, мне делали перчатки на заказ - чаще всего четырехпалые. То есть при переломе, например, указательного, я его и средний засовывал в один перчаточный палец.

-Финальный матч с бразильцами на мировом чемпионате 2002 года Оливер Кан тоже провел со сломанным пальцем. До этого он играл блистательно, а решающий поединок за золото провалил. Из-за травмы?

- Не думаю. Вообще считаю: если вышел играть, то не надо потом говорить, что ты ошибся из-за поврежденного пальца.

-Вернемся к кельнско-спартаковским противостояниям. Ваша команда в Кубке УЕФА со "Спартаком" сражалась и в 1975-м. "Кельн" дважды уступил - 0:2 и 0:1. Правда, вы тогда не играли. Были чересчур молоды?

- Может быть. Но точно уже не помню, почему не стоял в воротах. Велика вероятность, что меня тогда оперировали - я ведь за свою карьеру перенес на коленях шесть операций.

ФУТБОЛ ПРИДУМАЛИ АНГЛИЧАНЕ, А ВРАТАРЕЙ - НЕМЦЫ

-Кто сегодня лучшие вратари мира?

- В их числе наверняка Кан и Леманн. И Дида.

-Несмотря на ошибки, которые он порой в последнее время допускает?

- Между прочим, именно вратари из всех полевых игроков делают меньше всех ошибок. Хотя, конечно, от неточностей никто не застрахован. Считаю, Дида отличный вратарь. Нельзя в конце концов говорить, что голкипер плох, если он допустил одну ошибку. Среди лучших также Буффон, ван дер Сар, который в свои 38 лет по-прежнему на высоте. Плюс Касильяс, демонстрирующий с юных лет высокий класс. Вообще для меня нет молодых или старых игроков - только хорошие или плохие.

-Кого отметили бы из нынешних российских вратарей?

- Увы, не смогу назвать ни одной фамилии. А вот из прежних поколений знал многих.

-Неужели не слышали об Акинфееве из ЦСКА? В немецкой печати в свое время появлялась информация о том, что им интересуются "Арсенал", "Шальке".

- В "Шальке" сейчас играет юный вратарь Мануэль Нойер, которому всего девятнадцать. Не думаю, что русский голкипер в ближайшее время появится в Гельзенкирхене: клуб как раз купил еще одного вратаря - более опытного. Но номер один - Нойер.

-Есть несколько известных футбольных афоризмов о ваших соотечественниках. Например, слова Гарри Линекера о том, что в футбол играют 22 человека, а в конце всегда побеждают немцы...

- К сожалению, это уже не соответствует действительности. Но так было. Надеюсь, мы снова на пути к тому, чтобы сделать это выражение актуальным. Но путь очень-очень длинный.

-Другой афоризм: футбол придумали англичане, а вратарей в нем - немцы. В вашей стране всегда были выдающиеся голкиперы - Турек, Тилковски, Майер, Шумахер, Иммель, Илльгнер, Кепке, Кан, Леманн и многие другие.

- С этим выражением трудно не согласиться - у нас огромные вратарские традиции. У англичан тоже были хорошие голкиперы - Бенкс, Шилтон. Но они эту традицию не поддержали - видимо, не очень о ней заботились. В результате сегодня у них нет ни одного первоклассного вратаря. Немецкие явно сильнее. Кан, например, на последнем мировом чемпионате, по сути, не играл. Англичане были бы счастливы, окажись у них такой основной вратарь. И наш третий номер в сборной Хильдебранд, просидевший прошлым летом весь турнир на скамейке, по своему уровню тоже мог бы защищать ворота сборной Англии. В Германии очень хорошие тренеры вратарей, бывшие голкиперы помогают готовить юных. В итоге многие мальчишки мечтают стать такими, как Оливер Кан, Зепп Майер...

-Или Тони Шумахер.

- И это было. У нас среди вратарей есть отличные примеры, что помогает поддерживать традиции, вдохновляет молодежь.

-Есть различные типы голкиперов - одни на поле кричат, другие молчат. Как нужно вести себя вратарям?

- Я кричал всегда. Мы, вратари, испытываем гигантское психологическое давление. Крик же - хорошее средство сбросить стресс. И еще он помогает сконцентрироваться. Один лишь факт, что я кричал, был для меня хорошим сигналом: значит, я на сто процентов сконцентрирован... Конечно, есть и тихие вратари, но мне больше нравятся те, кто взрывается, привлекает к себе внимание. Их не только видно, но и слышно.

БЛОХИНА ЧРЕЗВЫЧАЙНО БОЯЛИСЬ

-Вы дважды выступали против советской сборной. В Ганновере в 1984-м команда ФРГ выиграла 2:1, а в 1985-м в Москве успех праздновали советские футболисты - 1:0. Помните?

- В атаке у вас были Блохин, Протасов - большие футболисты. Кстати, после чемпионата мира-1982 играл с Блохиным в США в составе сборной мира. В том матче выступали также Пеле, Паулу Сезар... Блохин был супербыстрый форвард - его чрезвычайно боялись. Да и во всех других компонентах игры он выглядел очень сильно. Вы жили тогда в большой стране, в ней было много возможностей найти хороших игроков. Увы, из-за холодной войны у нас с русскими в те годы было немного контактов, мы не могли между собой свободно разговаривать.

-Блохин вам гол так не забил.

- Этим горжусь. Впрочем, и Марадона никогда мне не забивал.

-Вот только Росси в 1982-м "подкачал" - огорчил вас в финале мирового чемпионата. Вам пришлось играть против всех выдающихся мастеров своего времени. Что вспоминаете сейчас о тех дуэлях?

- Со всеми было непросто. Вот, Марадона... Он никогда не наносил удар с расстояния больше, чем двадцать метров. Порой, когда Диего был пассивен, он казался точно таким же нападающим, как и многие другие. Но это было обманчивое впечатление. Марадона владел великолепным дриблингом, был быстр, неожиданно менял направление движения, изумительно прикрывал мяч корпусом, здорово видел поле. Теперь о Росси. Его, по сути, не знали до чемпионата мира-1982. Но именно на этом турнире он сыграл превосходно, забивал блестящие голы. А после испанского первенства снова исчез с горизонта.

-Что скажете о Платини?

- Он не был бомбардиром в привычном смысле этого слова - все-таки больше считался полузащитником. Платини отменно бил штрафные. Но мне он забил только с пенальти - в послематчевой серии полуфинала чемпионата мира-1982.

-А против кого из великих было тяжелее всего?

- Поверьте, я никого не боялся. Не было страха ни перед Марадоной, ни перед Румменигге, ни перед Хрубешем. В конце концов, если в игре будешь концентрироваться только на звездах противника, тебе забьют их партнеры. Этого ведь тоже нельзя допустить.

-Зайдем с другой стороны. Кто из нападающих вам чаще всего забивал?

- Никогда не забуду Герда Мюллера, против которого играл в самом начале карьеры. Он мне как раз и забил. Считаю, Мюллер - лучший центральный нападающий всех времен. Фантастический форвард. Быстрый, резкий, непредсказуемый, потрясающе укрывал мяч корпусом, несмотря на небольшой рост, здорово играл в воздухе. И всегда заранее знал, куда покатится мяч. Чутье - невероятное.

ВМЕСТО ЗОЛОТА МИРОВОГО ЧЕМПИОНАТА - КНИГА

-Многие полагают, что из-за вашей нашумевшей книги Anpfiff (в переводе с немецкого - "Свисток к началу игры"), опубликованной в 1987-м, вы так и не стали чемпионом мира. Хотя в 1990-м должны были быть в сборной, победившей в Италии...

- Но меня могла подстеречь и травма. Господь Бог, как известно, никогда заранее не говорит о своих намерениях. Но если бы все проходило гладко, то наверняка стал бы в 1990-м чемпионом мира. Однако, увы, от жизни не все можно получить... Я должен был тогда написать книгу. Хотел с ее помощью кое-что сдвинуть с места, кое-что спровоцировать. В ней ведь говорилось и о допинге. Потом, после выхода книги, ввели допинг-контроль - сначала в Германии, затем везде. Раньше-то эту проблему затрагивали мало. В итоге не так уж и плохо, что я не стал чемпионом мира.

-Неужели совсем не жалеете?

- Конечно, немного обидно. Но есть вещи пострашнее. Мой отец лежит в больнице - это значительно хуже, чем не получить золотую медаль чемпиона мира.

-А вы не могли опубликовать книгу на три года позже?

- Не был уверен, что к тому времени буду еще играть. Если бы книга вышла после того, как я закончил активную карьеру, возможно, она не имела бы такого резонанса.

-И все-таки многие любители футбола жалеют, что вы не стали чемпионом мира.

- Я - Тони Шумахер, многие меня знают, я не должен обязательно носить титул чемпиона мира. В конце концов два раза сражался в финале - не так уж много людей добивались такого.

-Вратаря Шумахера после выхода книги исключили из сборной. Какие у вас сейчас отношения с тогдашним тренером национальной команды Францем Беккенбауэром?

- Мы хорошие друзья. Меня отчислил из сборной не он, а президент Германского футбольного союза Нойбергер. Сегодня моя книга, думаю, не вызвала бы такого раздражения. А в те годы я немного опередил время.

-Ходят слухи, что в перерыве матча 1984 года "Кельн" - "Спартак" игроки вашей команды принимали допинг. Кое-где пишут, что и вы об этом говорили. Правда?

- Полная чепуха. Никто тогда допинг не принимал. И в моей книге об этом нет ни слова.

Ефим ШАИНСКИЙ

Кельн

Окончание - стр. 10