Газета Спорт-Экспресс № 107 (4387) от 16 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 21
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ |
Сергей РАХМАНИН: "ФИГУРИСТУ СЛОЖНО БЕЖАТЬ НА СКОРОСТЬ"
Авиационные гонки Red Bull Air Race World Series становятся популярнее год от года. Одной из сенсаций нынешнего сезона стал дебют в этих гонках именитого российского пилота - двукратного абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу, заслуженного мастера спорта Сергея Рахманина.
Несколько фактов биографии. Рахманин родился 18 октября 1961 года в Карл-Маркс-Штадте (его отец, артиллерист, служил в Группе советских войск в Германии). После школы поступил в Волчанское летное училище Харьковской области, которое готовило инструкторов для работы в аэроклубах. Окончив его, работал инструктором.
-У вас в семье когда-нибудь были летчики? - поинтересовалась у пилота корреспондент "СЭ".
- Нет, но сколько я себя помню, всегда хотел летать.
-Зов души?
- А без этого в авиации нельзя.
-На чем вы впервые полетели?
- Первым моим самолетом был биплан Ан-2.
-А как возникли сугубо спортивные увлечения?
- Работая инструктором, увлекся высшим пилотажем, попал в сборную СССР. За Россию впервые выступил на чемпионате Европы в 1993 году, занял седьмое место.
-А дальше?
- Ныне - четырехкратный абсолютный чемпион Европы, двукратный абсолютный чемпион мира. Есть медали и за пилотаж на планерах.
-Позвольте уточнить: абсолютный, это, скажем, как в фигурном катании - по сумме обязательной и произвольной программ?
- Сравнение правильное, по философии фигурное катание наиболее близкий к высшему пилотажу вид спорта. Разве что, занимаясь высшим пилотажем, вы получаете огромные возможности перемещаться в трехмерном пространстве. Даже в акробатике нет такой свободы перемещения в вертикальной плоскости. Ближе всего, пожалуй, батут, но там это всего лишь импульс. Хотя и у нас двигатель не позволяет постоянно лететь вертикально вверх.
-На каких самолетах выполняли фигуры высшего пилотажа?
- На самолетах Сухого - Су-25, Су-31, Су-39. На последнем - в качестве инструктора, а два первых - одноместные, для соревнований.
-Как вы попали в Red Bull Air Race?
- Все началось с того, что прошлой осенью меня пригласили на отборочный этап. Я приехал, прошел отбор.
-А почему выбор пал на вас?
- Так я же двукратный чемпион мира. Наверное, организаторы где-то видели меня.
-После высшего пилотажа как воспринимаете гонки?
- Очень большое отличие от того, чем я занимался раньше. Разные задачи ставятся. В гонке главное - время. В пилотаже - чистота выполнения фигур, правильность их размещения на какой-то определенной территории.
-Как вас встретили пилоты Red Bull?
- Я знаю всех этих ребят по классическому пилотажу, они все оттуда вышли. Так что мы давно знакомы.
-Слышала, что за неимением своего самолета вы тренировались и летаете на самолете венгра Петера Бешеного.
- На тренировках я летал на самолетах Сухого, но для участия в гонке такую машину найти не удалось. В итоге организаторы предоставили мне самолет, на котором Петер когда-то выступал на нескольких этапах. Это Edge 540.
-Перед началом сезона вы тренировались в Испании. Как это выглядело?
- Тренировочный лагерь находился недалеко от Мадрида. Там был поставлен гоночный трек с 11 пилонами, четырьмя воротами. Мы летали по маршруту.
-Вы, можно сказать, новичок в гонках. У вас есть тренер?
- Мне помогали люди, которые имеют опыт участия в таких гонках. На сборах в Америке это были опытные пилоты Кирби Чамблис и Майкл Гулиан. В Испании - Алекс Маклин.
-Этапы Red Bull Air Race проходят на разных континентах. Как добираются самолеты к месту старта?
- Все зависит от расстояния одного этапа от другого. Если не далеко, то своим ходом. За океан их перевозят на грузовом самолете.
-Вы - первый россиянин в этих гонках. Появление других соотечественников не ожидается?
- Надеюсь, участие русских пилотов расширится. По крайней мере мне очень этого хотелось бы.
- Ваши гонки считаются аналогом "Формулы-1" в небе. Но в "Формуле" пилоты стартуют одновременно, а у вас дистанцию проходят по одному. Формат не собираетесь менять, ну хотя бы парами стартовать?
- И слава богу, что мы стартуем по очереди.
-Каковы впечатления от гонок?
- Прежде всего учтите, что в этих гонках я пока ни с кем не соревнуюсь, только с самим собой. Пока учусь, осваиваюсь. И в целом своими полетами доволен. Так что особых впечатлений от соревнований у меня нет. Я просто привыкаю.
-На двух первых этапах вы занимали 12-е место, на третьем - уже 9-е. Как оцениваете эти результаты?
- Адекватно моему опыту. Мне не хватает в первую очередь полетов в соревнованиях - и на этом самолете в частности. Просто так летать на нем - опыта достаточно, а вот соревновательный можно приобрести только в боевых условиях. Есть к чему стремиться, но исправлять ошибки надо осторожно, потому что чем короче трасса, тем напряженнее и опаснее полет. Поэтому я не спешу.
-Как старожилы Red Bull оценивают ваш дебют?
- Мне и другому новичку гонок - Ханнесу Арху - после первой гонки сказали спасибо уже за то, что мы летали безопасно. Устал повторять, но еще раз скажу: если олимпийского чемпиона по фигурному катанию заставить бежать на скорость, то вряд ли он станет даже призером Олимпиады.
Елена РЕРИХ