Газета Спорт-Экспресс № 91 (4371) от 25 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

25 апреля 2007

25 апреля 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Что изменилось в приоритетах Российского футбольного союза после 17 февраля 2005 года, когда организацию возглавил Виталий Мутко? Каково ближайшее и более отдаленное будущее отечественной федерации футбола? Верно ли, что РФС развивается только благодаря деньгам Романа Абрамовича? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти, внимательно изучив бюджет главной футбольной организации страны, который теперь ни от кого не скрывают.

РФС: МИЛЛИАРД ПИШЕМ, ДВА В УМЕ

"Деньги -
вот разгадка всего"
(Оноре де БАЛЬЗАК)

Российский футбольный союз подал пример всем коллегам по спорту высших достижений, опубликовав свой бюджет за 2006 год в открытых источниках. Причем сделано это было не на заседании исполкома РФС, состоявшемся 10 апреля, когда событие, наконец, заметило большинство средств массовой информации, а еще на февральской конференции союза. Опубликованные цифры дают богатую пищу для размышлений, а комментарии к ним, полученные корреспондентом "СЭ" от некоторых главных действующих лиц, нарисовали картину, далекую от той, что сложилась в головах даже у многих моих коллег по перу, не говоря уже о рядовых обывателях.

ТРИ ИСТОЧНИКА...

Основных источников дохода у всякой солидной спортивной федерации три - реализация телевизионных прав, выручка от реализации билетов на матчи сборных команд страны и привлечение спонсорских денег. Нет, есть, конечно, еще вступительные и членские взносы, целевые перечисления от международных федераций, государственные лимиты. Но все они, во-первых, фиксированы и от деятельности самой федерации зависят мало, а во-вторых, либо мизерны, либо тратятся на строго определенные и абсолютно конкретные цели.

На все цифры опубликованного бюджета РФС за 2006 год и плана на 2007-й интересно смотреть через призму предыдущего 2005-го, бюджет на который верстало еще прежнее руководство союза, а исполняло уже новое. Сравнение сумм в разных строках этих трех документов достаточно наглядно показывает, что именно изменилось в жизни и подходах к делу организации.

Так вот, вступительных и членских взносов в 2005 году было собрано 98 тысяч рублей, а в 2006-м - только 39 тысяч при плане в 104 тысячи. Эти же 104 тысячи фигурируют и в новом плане - на 2007 год. Получается, в прошлом году что-то явно недособрали. Но цифры эти настолько незаметны на общем фоне, что на них не стоит и внимание обращать.

Целевые перечисления от ФИФА и УЕФА за два последних года в общем-то тоже сопоставимы. В 2005 году их было 158 миллионов 711 тысяч 400 рублей, но в эту сумму вошли и целевые поступления от других организаций. В 2006 году ФИФА с УЕФА перевели на счета РФС 149 миллионов 740 тысяч 400 рублей. А вот другие организации, вынесенные уже в отдельную графу, внесли денег на порядок больше, чем раньше, но о них - чуть ниже, в разговоре о спонсорах.

И чтобы перейти к трем основным источникам, еще несколько слов о деньгах, расходуемых на футбол Росспортом. Государство имеет по закону определенные обязательства перед федерацией, но Росспорт ограничен в целях, на которые он может выделять деньги. Да и в размерах трат тоже. Поэтому и получается, что на 2007 год лимит Росспорта на подготовку сборных команд России по футболу составляет 20 миллионов рублей и 285 тысяч долларов. Еще 11 с половиной миллионов рублей уже выделены на проведение Кубка Содружества и турнира Гранаткина. А налогов за 2006 год РФС выплатил государству 46 миллионов 367 тысяч 300 рублей. Как говорится - без комментариев.

А теперь упомянутые три кита - билеты, телеправа, спонсоры. Увы, но два из них плавают только в европейских водах, а у нас если и водятся, то до размеров не то что китов, а даже дельфинчиков не дорастают.

Вот смотрите: в Англии средняя стоимость билета практически на любой матч сборной - 40 фунтов, в Германии - 50 евро. У нас даже на лучшем стадионе "Локомотив", даже на самый топовый матч - около 25 долларов. Теперь учтите, что "Локомотив" может собрать только 28 000 зрителей, а в той же Германии за сборной обычно наблюдают по 50 - 60 тысяч. Можете сами совершить нехитрую арифметическую операцию и понять, что немецкий футбольный союз за одну игру, не напрягаясь, кладет в карман до 4 миллионов долларов, а российский мечтает о том, чтобы собрать 700 тысяч. Пять матчей за год - и немецкие футбольные деятели имеют 30 процентов своего бюджета, а наши и 2 миллиона долларов считают за счастье. И не потому, что кто-то где-то в РФС недорабатывает - таково объективное состояние российской экономики.

Цифры бюджета это подтверждают - 42 251 600 рублей за проданные билеты в 2005 году, 45 777 000 - в 2006-м. В нынешнем в нашу акваторию заплывет такая крупная рыба, как Англия, поэтому сейчас все настойчивее прорабатывается идея о приеме родоначальников футбола в Лужниках. Наверняка ведь тысяч 70 зрителей (а то и больше) соберется, и даже меньшая стоимость билетов, чем на "Локомотиве", даст гораздо большую выручку. Но принципиально цифры в этой графе доходной части годового бюджета, увы, все равно не изменятся.

Как и в другой графе - продажа телеправ на домашние матчи сборной России. Здесь вообще все зависит от имен противников, то есть от жеребьевки отборочных групп. Ну кто, скажите, заплатит стоящие деньги за матч Россия - Македония? Или хоть какие-нибудь за игру Россия - Андорра? Вот и получается, что в этом году у нас одна надежда и опора - все те же англичане.

Но и с ними случился маленький облом - календарь-то составляют те, кто думает о спорте, а не о коммерции. И наша делегация на переговорах по календарю со спортивной точки зрения выжала из расписания почти все возможное. Но при этом с Англией мы играем не в субботу, а в среду, то есть в рабочий день. И в 19.00 по московскому времени, или в 16.00 по лондонскому. Сами можете оценить величину потерь в зрителях, а значит, и в рекламе, но тут уж, как говорится, либо мочки клок, либо гребнем в лоб.

В России, как известно, матчи национальной сборной транслирует Первый канал. Денег РФС он не платит - отдает рекламным временем в рамках трансляций. Это время тоже, конечно, можно оценить в деньгах, но РФС предпочитает не продавать его, а включать в спонсорские пакеты, что дает совсем другую доходность. Матчи молодежной сборной союз обычно отдает бесплатно, а за юношеские и женские команды приходится еще и доплачивать...

В общем, и второй кит, приносящий крупным европейским федерациям еще до трети доходов, у нас в графе "итого" по совершенно объективным экономическим причинам мало заметен. Зато с третьим крупнейшим млекопитающим у РФС настолько все в порядке, что некоторые европейские аналитики вообще отдают нам пальму первенства в этой части дохода.

Речь, как вы уже поняли, о спонсорских деньгах. Именно они позволили увеличить цифры в доходной части бюджета РФС с 486 610 000 рублей в 2005 году до 796 928 700 рублей в 2006-м и до миллиарда с хвостиком (психологический рубеж преодолен!) в планах на 2007-й. К тому же еще не вечер - сейчас продолжаются переговоры с несколькими компаниями, а контракт с Epson уже и вовсе подписан, однако в бюджетные документы еще не попал.

... И ДВЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Именно количество привлеченных от спонсоров денег - главный показатель активности федерации. И здесь даже недоброжелатели вынуждены признать - при Мутко цифры стали гораздо более впечатляющими. Но тут же находят легкое объяснение: работает административный ресурс поставленного сверху президента РФС. Плюс огромную роль играет счастливый для него альянс с Романом Абрамовичем.

О роли Абрамовича (или, точнее, созданного им фонда "Национальная академия футбола") в развитии современного российского футбола мы еще поговорим подробно. Что же касается административного ресурса...

- Какой там административный ресурс! - эмоционально опроверг этот посыл в разговоре с корреспондентом "СЭ" коммерческий директор РФС Петр Макаренко. - Среди наших спонсоров и близко нет таких государственных компаний, как, например, "Рособоронэкспорт" у хоккейной федерации, которому реклама попросту не нужна. Только с фондом "Национальная академия футбола" нас объединяют общие цели и общая идеология, остальные же обязательно хотят что-то получить взамен - либо имиджевые преимущества, либо продвижение на рынок конкретных товаров. Каждого надо убедить, что вложения оправдаются, провести презентации, предоставить многостраничные расчеты. А потом сопровождать контракты различными программами, обеспечивать их поддержку.

-И многих удается уговаривать?

- Аудитория, интересующаяся футболом, в основном мужская. А 85% потребительских товаров ориентировано на женщин, и их производители к нам не пойдут, разве что под женскую сборную, но это пока дело будущего. На рынке есть 12-15 сегментов мужских товаров и услуг, и в каждом из них мы пытаемся найти партнера. Это и "Росгосстрах", с которым заключен тройной договор - вместе с РФПЛ, это Х5 (то есть объединение торговых сетей "Пятерочка" и "Перекресток"), "Автотормаркет", "Старый мельник", Nike, Epson, Фонд "Северная широта", "Ростелеком", "Внешторгбанк". Это не говоря уже о так называемых "поддерживающих" компаниях, которые, к примеру, проводят аудиторские проверки РФС (IBDO) или шьют национальным командам цивильную одежду (Miuchi-Troy).

-За счет чего вам удалось резко увеличить количество спонсорских вливаний?

- За счет более активной жизненной позиции. Шутка, конечно, но в каждой шутке...

Вот теперь самое время рассказать о двух составных частях, вынесенных в подзаголовок. Нынче бюджет РФС - и это системное изменение - принципиально делится на две части: операционную (грубо говоря, поддержка сборных и собственной деятельности), которая раньше была всем бюджетом, и инвестиционную, подразумевающую вложения в будущее российского футбола.

На эту тему президент РФС Виталий Мутко всегда говорит охотно и с удовольствием:

- Мы приняли "Стратегию развития российского футбола на 2006 - 2016 годы", которая включает в себя несколько проектов, направленных на развитие материально-технической базы футбола, подготовку футболистов и тренеров, организацию системы соревнований. К этим проектам и привлекаем спонсоров. Кто-то, как наш основной партнер "Национальная академия футбола", финансирует программы напрямую, минуя счета РФС, что нас, кстати, очень устраивает. А кому-то проще перечислить деньги на наш счет. В бюджете учтены только те деньги, которые прошли через нас. Так, например, в реализации проекта "Подарим детям стадион" в бюджете учтено 116 с лишним миллионов рублей, которые внесли на наш счет именно для этих целей десять разных спонсоров, но не учтены деньги той же НАФ, потраченные напрямую. И не учтены вложения региональных властей, с которыми мы ведем очень большую работу. Они берут на себя "нулевой цикл" и подготовку площадки при укладке полей, а это в каждом случае 6-8 миллионов рублей. Вот и получается, что в нашем бюджете указано 116 миллионов рублей, а реально только на эту программу потрачен в 2006 году 641 миллион! За последние два года количество полей ДЮСШ выросло с 73 до 280 - то есть уложено 207 новых газонов. А в этом году мы привлекаем к программе еще и "Газпром", с которым достигнута принципиальная договоренность об укладке в 2007 году 15 полей. Что, между прочим, будет стоить 180 миллионов рублей, в то время как в плане пока скромно указана общая цифра в 106 миллионов - такова минимальная планка, поставленная нами заранее. Подобные инвесторы привлекаются под все наши программы, которых на сегодняшний день уже семь. И главное - РФС прочно встает на ноги в экономическом плане. Мы теперь не зависим от результатов сборной, которая раньше обеспечивала значительную часть бюджета. Посмотрите: в планах на 2007 год возможный выход в финальную часть чемпионата Европы никак не учтен. А если он состоится, бюджет просто увеличится на сумму примерно в 7 миллионов евро.

РОЛЬ АБРАМОВИЧА

Как только возникает тема бюджета РФС, сразу же всплывает фамилия Абрамович. Многие убеждены, что Роман Аркадьевич просто-напросто содержит Российский футбольный союз. Но это - заблуждение. Фонд "Национальная академия футбола" действительно вкладывает огромные деньги в российский футбол, но в миллиардном бюджете РФС этих денег совсем немного.

Собственно, в доходной части они есть только в графе "Целевая безвозмездная помощь организаций". Графа эта предусматривает ту же спонсорскую помощь, но на конкретные цели и без рекламной или какой-то иной отдачи для самого спонсора. То есть фактически это уже меценатство.

Так вот, "Национальная академия футбола" - спонсор "Кубка Содружества", "Турнира Гранаткина", а главное, платит зарплату тренерскому штабу первой сборной России, точнее - Гусу Хиддинку, Йопу Алберде и Игорю Корнееву.

Зарплата Хиддинка составляет 2 миллиона евро в год без учета налогов, Алберда получает 250 тысяч евро, Корнеев - 200 тысяч (кстати, после повышения зарплат тренерам сборных в РФС Александр Бородюк стал получать примерно такие же деньги, а зарплаты руководителей юношеских команд сопоставимы теперь с тренерами средних клубов премьер-лиги - все это нашло отражение в росте цифр бюджета РФС). Плюс НАФ оплачивает всем троим поездки, жилье в Москве, а также налоги, в которых сам черт ногу сломит - если не верите, спросите у Хиддинка. Грубо говоря, в России платится 30-процентный налог (для иностранцев), а когда наш главный тренер уезжает на родину, то сам доплачивает там еще 22 процента. Но есть еще масса нюансов, описать которые газетная площадь не позволит.

-Почему вы решили платить зарплату иностранному тренеру? - поинтересовался я у президента фонда Сергея Капкова.

- Идея эта давно витала в воздухе, и мы, кстати, были не первыми, кто ее выдвинул: помните, пару лет назад Федун с другими бизнесменами предлагал выделить миллион долларов на эти цели?

-Вы выделили в три раза больше. Почему Абрамович решил, что платить их надо именно Хиддинку и его помощникам?

- Окончательное решение было совместным - оно принималось на встрече Хиддинка с Мутко и Абрамовичем. А до этого Роман Аркадьевич общался с целым рядом специалистов.

-В том числе и с Диком Адвокатом?

- Нет, с Адвокатом встречался Мутко. А предлагал эту кандидатуру Константин Сарсания. Адвокат очень хотел поработать в нашей сборной. Более того, могу приоткрыть секрет - он обошелся бы нам дешевле. Но окончательный выбор РФС был все-таки в пользу Хиддинка. А в итоге все получилось очень хорошо - Адвокат пришел в "Зенит", где много наших сборников. И оба голландца должны в связке поработать на российский футбол.

-Скоро пройдет год работы Хиддинка в сборной России. Работодатели довольны?

- Должен уточнить - работодателем в данном случае выступает РФС. Мы же по договору только платим зарплату - в качестве спонсорской помощи. Если вы хотите знать мое мнение, то к Хиддинку никаких претензий нет, а вот Алберду, похоже, надо использовать немного по-другому. На него возложены большие организаторские функции, которые человеку другой ментальности в России исполнять трудно. Надо подумать, как скорректировать его задачи, чтобы он приносил максимальную пользу - ведь опыт у голландца огромный.

-Многие считают вашу академию главным спонсором РФС...

- Мы - крупнейший партнер РФС. И, наверное, наша помощь во многом сокращает его расходы. Но содержать РФС мы не содержим - это заблуждение.

-Как именно строятся ваши отношения?

- На основе одинакового взгляда на развитие российского футбола. Мы понимаем: чтобы играть в футбол, нужна материально-техническая база. О необходимости ее укрепления мы задумались еще до прихода Мутко. Когда же познакомились с ним, поняли, что у нас общие цели и интересы. Отсюда совместные проекты, самый известный из которых - "Подарим детям стадион". В прошлом году мы потратили на его реализацию 296 миллионов рублей. Положили 35 полей (а за два года их набралось уже 50), в этом году положим еще 19.

-На последнем исполкоме РФС вы высказали обеспокоенность тем, что их не всегда используют по назначению...

- Немного не так - речь шла о том, что они используются не в должном объеме. Школы действительно кое-где сдают их за деньги, но это не страшно, если не идет в ущерб учебным занятиям. Сейчас мы более жестко контролируем процесс - типовая ДЮСШ должна работать в полном объеме. А уж если остается 3 свободных часа вечером - то ради бога, можно и подзаработать. Поле ведь не самоцель - это основа, вокруг должна быть создана мощная футбольная школа, одна из точек роста российского футбола. Мы вместе с РФС выходим сейчас на число 100 школ в 80 регионах, в которых обязательно будут поля, раздевалки, оснащенные всем необходимым методические кабинеты, квалифицированные тренеры. За 2006 год мы предоставили школам оборудование для 45 методических кабинетов на 17 996 000 рублей, напечатали методической литературы на 10 400 000 рублей, выплачивали 100 стипендий тренерам по 13 000 рублей, проводили обучение 400 тренеров, из которых 30 лучших ездили на стажировку в Англию и Голландию. И во всех этих проектах тесно сотрудничаем с РФС - иначе и быть не может. Тем более что через РФС многие вещи делать легче и быстрее. Сейчас союз стремится к тому, чтобы в каждом регионе у него были сильные местные организации, что и для нас будет большим подспорьем. Ведь мы воспринимаем себя как организацию, ответственную за материально-техническую базу и пропаганду футбола в стране. Считаю, кстати, что большую роль в этой пропаганде играет Кубок Первого канала.

-Во сколько он вам обходится?

- В 2006 году потратили 98 миллионов рублей, в нынешнем - уже 116. Кстати, в следующем году постараемся обязательно развести его по срокам с "Кубком Содружества", который мы тоже спонсируем.

-Сотрудничеством с РФС вы полностью довольны?

- Поначалу мы притирались друг к другу, но сейчас уже никаких проблем нет. Что же касается результатов, то их, надеюсь, все увидят через 5-7 лет, когда дадут первые плоды восстанавливаемые сейчас ДЮСШ. Не обязательно выигрывать при этом чемпионаты мира, но вот вырастить таких звезд мирового уровня, как Шевченко и Глеб, и сделать футбол привлекательным - обязательно. Футбол нужно превратить в такой же проект, в какой Тарпищев и группа товарищей во главе с Борисом Ельциным превратили теннис.

-А если Абрамович вдруг остынет к футболу?

- Программу на ближайшие 5 - 7 лет мы выполним в любом случае. А дальше механизм уже будет запущен. Но я не думаю, что к футболу можно остыть. А успешные социальные инвестиции, поверьте, дают даже большее удовлетворение, чем успешный бизнес.

ВСЕ ЛИ ТАК БЕЗОБЛАЧНО?

Картина будущего для РФС и его мощных партнеров рисуется вроде бы в радужных тонах. Но не все так просто. Дело в том, что прежнее руководство союза оставило преемникам два договора, которые теперь могут "планов громадье" здорово подкорректировать - в сторону уменьшения.

Договоры эти - о передаче рекламных, телевизионных и иных прав РФС фирмам-посредникам, которые за определенные оговоренные суммы распоряжаются потом этими правами по своему усмотрению.

До окончания текущего года действуют контракты с компанией "Инфобанк Спорт Маркетинг" и австрийским обществом с ограниченной ответственностью TCF - Handelsgesellschaft m.b.H, за которыми стоят одни и те же люди - Сергей Курылев, Галина Епишкина и некоторые другие. Все они сотрудничали с Вячеславом Колосковым по 10 и более лет.

Новое руководство считает, что посредники в общении со спонсорами и рекламодателями абсолютно не нужны. Но прямое общение сейчас затруднено - приходится искать в действующих контрактах лазейки, которых, к счастью для нынешнего президента РФС и его команды, хватает.

После ухода Колоскова "Инфобанк Спорт Маркетинг" и TCF - Handelsgesellschaft m.b.H вели себя достаточно пассивно, но сейчас выдвинули иск к РФС на 20 миллионов долларов, требуя возместить потери в связи с нарушением их прав. Судебное заседание по этому иску состоится 2 мая - РФС ведет сейчас сложные юридические консультации, надеясь доказать, что никто фирмам-истцам в реализации их коммерческих прав не препятствовал.

В то же время РФС готовит и встречный иск - на 8 миллионов долларов. Именно такую сумму фирмы-посредники, по мнению союза, недоплатили по своим контрактным обязательствам. Процессы предстоят сложные, хотя в РФС есть определенный оптимизм по поводу их итогов.

Но дело все в том, что споры по контрактам с "Инфобанк Спорт Маркетинг" и TCF - Handelsgesellschaft m.b.H - цветочки по сравнению с теми последствиями, что может иметь договор, заключенный прежним руководством РФС 19 ноября 2004 года - с никому не известным ООО "ЦРМС".

По этому документу, подписанному тогдашним генеральным директором РФС Александром Тукмановым и генеральным директором "ЦРМС" Эальдаром Гюлем, все радио-, телевизионные, визуальные, рекламные и другие права, а также право назначения официальных спонсоров РФС полностью передаются означенному "ЦРМС" на период с 1 августа 2008 по 31 июля 2014 года.

За использование этих (всех!) прав РФС получит от "ЦРМС" следующие суммы: в 2008 - 2009 и 2009 - 2010 годах - по 11 миллионов условных единиц, следующие два года - по 12 с половиной миллионов у.е., и в 2012 - 2013, 2013 - 2014 годах - по 14 миллионов у.е. Почувствуйте разницу с нынешним бюджетом РФС! В случае же невыполнения условий договора предусмотрена неустойка в 25 миллионов у.е....

- Такой компании, как "ЦРМС", объективно на рынке нет. И она, по нашим сведениям, уже уступила все права Fedcom-Media, - рассказал корреспонденту "СЭ" Мутко. - Теперь у нас на ногах висят настоящие вериги - все далеко идущие планы могут быть поставлены под сомнение этим кабальным договором. Чтобы понять, что за контракт мы сейчас имеем на руках, представьте, что руководитель какой-нибудь государственной нефтяной компании взял и продал нефть на 6 лет вперед по цене 10 или 15 долларов за баррель при цене на рынке в 60 долларов. А потом спокойно ушел в отставку.

-И что вы намерены делать?

- Будем судиться. Сам договор, кстати, подписан вопреки Уставу ФИФА, статья 71 которого гласит, что подобные контракты должны обязательно утверждаться исполкомом национальной федерации. У нас же все ограничилось подписью генерального директора. Есть и другие зацепки, которые мы постараемся использовать - рассказывать сейчас о них я, как вы понимаете, не могу, дабы не вооружать противную сторону. Многое, кстати, покажет уже наш ближайший суд - с нынешними владельцами прав.

Борьба, судя по всему, предстоит непростая. И от нее во многом будет зависеть выполнение главной финансовой задачи РФС, которую Мутко в беседе с вашим корреспондентом сформулировал так:

- Укрепление бюджета, увеличение инвестиций в российский футбол - это очень важно. Но наша организация практически не имеет активов. Мы хотим иметь собственный дом, вопрос о котором тоже очень запутан, но сейчас решается, собственные тренировочные базы, собственные образовательные центры.

Насколько реально начать воплощение в жизнь этих задач уже в ближайшем будущем? Давайте подождем с ответом на этот вопрос до судного дня - 2 мая.

Борис ЛЕВИН