Газета Спорт-Экспресс № 60 (4340) от 20 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

20 марта 2007

20 марта 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 2-й тур

"СПАРТАК" - "АМКАР" - 0:0

МЫ ДУМАЛИ - МОЦАРТ. ОКАЗАЛОСЬ - САЛЬЕРИ

Александр ПРОСВЕТОВ

В воскресенье в Лужниках на 84-й минуте матча "Спартак" - "Амкар" полузащитник москвичей Моцарт в середине поля по-хоккейному врезался в капитана пермяков Алексея Попова. Оба упали. Бразилец быстро поднялся, схватил мяч и с силой швырнул его в лицо еще лежавшему сопернику. За хамский поступок арбитр Эдуард Малый тотчас предъявил спартаковцу красную карточку.

Поначалу Моцарт, прибывший в "Спартак" в 2005 году, представлялся очень хорошим приобретением. Человек не понаслышке знал итальянскую серию А, и с его приходом московский клуб закрыл хронически проблемную позицию опорного полузащитника. Но постепенно игра бразильца стала блекнуть, а в этом году он выглядит и вовсе неважно. Однако в основной состав попадает. Не потому ли, что дорогостоящий футболист должен в любом случае выходить на поле?

Этой зимой Моцарт и Жедер опоздали на несколько дней на первый сбор "Спартака" и, как нашкодившие дети, объяснили, что якобы не поняли, когда на самом деле надлежало прилететь. Обоих отправили в дубль, который проживал и работал отдельно от основного состава. Но приехавший раньше соотечественника Жедер с молодежью не тренировался, ссылаясь на травму - подойти к главному тренеру и извиниться бразильцу и в голову не пришло. Моцарт же находился в дубле лишь сутки, поскольку затем южноамериканскую парочку вернули в основной состав. Насколько нам известно, амнистия была объявлена не в связи с днем рождения Владимира Федотова, а по указанию свыше. И как тут быть с тренерским самолюбием и авторитетом? До конца сбора оставалось два дня, и выдержать твердую линию можно было бы без особого ущерба для подготовки футболистов, которые, к слову, все равно подошли к сезону далекими от приличной формы.

Иногда складывается ощущение, что бразильцам просто безразлична репутация "Спартака", они чувствуют себя незаменимыми. А ведь на самом деле это не так. На позиции Моцарта, например, способны сыграть и Ковач, и Ковальчук, и Сабитов, и Ребко, который нравится Гусу Хиддинку. Теперь энное количество матчей команда будет так или иначе обходиться без услуг "звезды".

Среди нарушителей спортивной этики процент легионеров вообще высок. Возьмите, скажем, Данни и Дерлея. В прошлогоднем "Динамо" они и впрямь были незаменимыми, но на поле с их лиц не сходила маска гнева и агрессивности. В этом случае, правда, невольно возникает вопрос: не были ли их вспышки гнева наигранными и не объяснялись ли тем, что обоим не хотелось потеть на поле за обещания? Неблагополучная ситуация в клубе может провоцировать плохое настроение. Конечно, футболисты премьер-лиги - люди не бедные, но они могут строить какие-то личные планы, а им предлагают потерпеть и еще раз потерпеть. И они выслушивают упреки жен. Стресс накапливается...

Персонаж старого советского мультфильма для взрослых "История одного преступления" - мирный добродушный гражданин - проводит бессонную ночь. То свадьба у соседей, то молодежь бузит. Заведенного человека начинает безумно раздражать капающий водопроводный кран. Когда же под утро его будит криками дворничиха, он, не помня себя, тетеньку "пришивает".

Каждый случай индивидуален. Для кого-то проявление несдержанности - досадный эпизод из разряда "с кем не бывает". В конце концов, футбол - контактный вид спорта. Для кого-то так называемое неспортивное поведение - система. Но и в этом случае следует разобраться.

Владислав Радимов - приятный в общении, умный человек. Однако в силу взрывного характера не может выносить несправедливости или того, что ему ею кажется. Хотя произносить разные нехорошие слова в адрес судьи - это все равно что плевать против ветра. Себе дороже. В конце концов вырабатывается репутация скандалиста.

Или взять случай Баффура Гьяна, которого игрок "Ростова" Даценко обозвал в мае 2004 года "обезьяной", за что получил по лицу. Чему ж удивляться? На африканца такой посыл действует как красная тряпка на быка - оскорбление достигает самой глубины души на некоем генетическом уровне. Точно так же Матерацци затронул наиболее уязвимые струны Зидана. Мировое общественное мнение, не оправдывая выходку француза, выразило ему сочувствие, и провокатор, между прочим, тоже понес наказание. У нас же ганцу влепили поначалу аж 10 матчей, а об ответственности Даценко и не задумались.

Другая африканская особенность - безбашенные бойцы вроде Кингстона. Он же не садист по натуре. Этот ганец подобен роботу-омоновцу, которому велено не пущать. Полез - получи дубиной, пусть реакция и неадекватна. Африканский футбол в принципе груб, футболисты не жалеют ни себя, ни других, и его представители во время игры порой входят в раж и не совсем отдают себе отчет в том, что творят. Баффур Гьян чуть не сломал нос Акинфееву, причинил сотрясение мозга Ковалевски. И трудно сказать, был ли в действиях этого симпатичного парня умысел, если он находился в эдаком религиозном трансе.

К любому случаю можно подойти как с родным призывом "Хулигана к ответу!", так и с библейским "Не судите да не судимы будете". Но каковы бы ни были глубинные причины, истина состоит в том, что нарушители футбольного кодекса должны нести наказания. Без скидок на южный темперамент и на различные неблагоприятные факторы. Ведь никому не будет дела, если вы, не выспавшись или поругавшись с женой, обложите крепким словцом милиционера либо прилюдно бросите в лицо неприятному вам почему-то гражданину некий увесистый предмет. Я уж не говорю про убиенную дворничиху.

Ну а Моцарт - тот не только стал хуже играть. В воскресенье он еще и оказался Сальери.