Газета Спорт-Экспресс № 49 (4329) от 6 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

6 марта 2007

6 марта 2007 | Теннис

ТЕННИС

Михаил ЮЖНЫЙ: "МОЯ БОРОДА - ОТНЮДЬ НЕ ТАЛИСМАН"

Если бы Ассоциация теннисистов-профессионалов определяла лучшего игрока месяца, то в феврале им наверняка стал бы Михаил Южный. Полуфинал в Загребе, четвертьфинал в Марселе, победа в Роттердаме и финал в Дубае позволили 24-летнему россиянину подняться на 17-е место в рейтинге АТР по итогам 52 недель и на 4-е - в чемпионской гонке АТР. По сумме заработанных в этом году призовых Южный вышел также на 4-е место, а по количеству выигранных матчей - 18 - и вовсе на первое.

Особенно удались Михаилу две последние недели. В роттердамском финале он впервые в карьере одолел хорвата Ивана Любичича, в четвертьфинале в Дубае - уже в третий раз - Рафаэля Надаля. Были в последнее время у него победы и над другими сильными игроками, в том числе по два раза Южный обыгрывал способного серба Новака Джоковича и перспективного чеха Томаша Бердыха.

С героем месяца в конце прошлой недели мы созванивались несколько раз. Результатом тех разговоров и стало это интервью.

"НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ПРОСТО РАБОТАЮ"

-Михаил, чем объяснить тот факт, что в последние два месяца вы играете так, как, пожалуй, не играли еще никогда? Может, есть причины личного характера?

- Нет, ничего личного. Наверное, просто сказывается вся та работа, которая была проделана мною в последнее время. Думаю, все дело только в этом.

-В прошлом году после поражения в третьем круге Уимблдона вы пообещали, что вскоре обязательно снова заявите о себе. Неужели были абсолютно уверены в этом?

- Я тогда на тренировках показывал хороший теннис, да и работал действительно очень много. Другое дело, что результаты пришли позднее.

-А почему?

- Понимаете, есть много незаметных простому болельщику нюансов, которые чувствую я, чувствует мой тренер Борис Львович Собкин, возможно, какие-то еще специалисты. Вроде бы прибавляешь чуть-чуть здесь, чуть-чуть там, а потом все это как бы срастается и дает результат. Я ведь даже в начале этого года проиграл много матчей, в которых вел в решающем сете. Любичича не смог в Дохе и Загребе дожать, Багдатиса - в Марселе. Но по игре это уже был уровень как минимум первой двадцатки.

-Последние две недели были лучшими в вашей карьере или выход в полуфинал US Open вы ставите выше?

- К подобным сравнениям у меня, честно говоря, душа не лежит.

-Поставим вопрос иначе. Можно ли сказать, что ваши нынешние успехи являются логическим продолжением US Open?

- Знаете, я не хочу задумываться над тем, продолжение это чего-то, конец или начало. Верю лишь в то, что эти мои успехи - не сиюминутные. Я понял: если пахать на тренировках и подчинить все теннису, результаты придут обязательно. Может быть, не сразу, но придут. Поэтому сейчас я не думаю о месте в рейтинге или о чем-то другом, а полностью концентрируюсь на своей игре. Прежде всего на том, что в ней требуется улучшить.

-Хорошо, давайте об игре. Любичич сказал Собкину, что вы прибавили в подаче. В чем именно?

- Думаю, возросла эффективность моей подачи в решающие моменты. Например, в Дубае в полуфинале с Содерлингом на первой подаче я выиграл более 90 процентов очков и "вылез" именно благодаря этому. В финале в Роттердаме против Любичича было примерно то же самое, хотя матч с Федерером показал: для доведения качественной подачи до автоматизма мне еще работать и работать.

-Перед вашим финалом с Федерером я разговаривал с Шамилем Тарпищевым, и он сказал, что вы сможете обыграть швейцарца, если не будете спешить и сумеете доигрывать каждый эпизод до конца...

- Соперничать с Федерером в розыгрышах, не имея в запасе хорошей подачи, очень сложно. Мне кажется, я проиграл в первую очередь потому, что под давлением соперника не смог хорошо подавать.

-Вы имеете в виду психологическое давление?

- И психологическое, и игровое.

-Но вы в принципе видите, за счет чего можете обыграть Федерера?

- Я вижу, в чем мне надо прибавить. Говорить же о победе над Роджером мне как-то неудобно. Все-таки я проиграл ему 9 раз подряд, причем в последних пяти матчах не сумел взять ни одного сета.

КУБОК ДЭВИСА В ДУБАЕ

-Сложно было вам приспособиться к условиям в Дубае после Роттердама?

- В первом сете первого матча с финном Ниеминеном я действительно еще не совсем уверенно чувствовал себя на корте под открытым небом, тем более что было довольно ветрено. Но ближе к концу того поединка у меня многое начало получаться.

-А жарко было?

- Совсем нет.

-Как проводили там свободное время? Общались, например, с Игорем Андреевым, который уступил Надалю за день до того, как вы обыграли испанца?

- Мы давно не виделись с Игорем и с удовольствием поговорили. Но только не после его встречи с Надалем, поскольку она завершилась поздно вечером, а на следующий день Андреев улетел домой.

-Про матч Кубка Дэвиса в Чили он вам рассказывал?

- Нет, мы с ним особо не обсуждали, что там было и как. Но я его поздравил.

-Как думаете, если бы Тарпищев все-таки настоял на вашей поездке в Ла-Серену, удалось бы вам "выстрелить" в феврале?

- История не терпит сослагательного наклонения, но с большой долей вероятности могу сказать, что вряд ли. Незапланированный заранее перелет из Европы в Чили и обратно со сменой покрытий - дело очень серьезное. В этом случае после Кубка Дэвиса мне бы наверняка потребовались 2 - 3 недели на восстановление, а ведь скоро предстоит лететь в Америку на два турнира Masters Series.

-Не за горами четвертьфинал Кубка Дэвиса с французами. Вы, случайно, не по этой причине сыграли в Дубае в паре с Николаем Давыденко?

- Нет, с Кубком Дэвиса это никак не связано. Просто мы еще в Марселе договорились сыграть в Дубае вместе.

-Понравилось?

- Мы играли во вторник вечером, не успев отдохнуть после перелета из Роттердама и тяжелых одиночек первого круга. Шансы были, но немного не сложилось. Ничего страшного.

-Давыденко потом во втором круге довольно неожиданно уступил бельгийцу Оливье Рохусу...

- Этот матч я не видел, но слышал, что после первой игры Коля немного жаловался на плечо.

-После поединка с Содерлингом вы по-русски поблагодарили своих болельщиков, которых на трибунах было очень много. Не познакомились с кем-то из них?

- Нет, но у меня в Дубае есть хорошие знакомые, с которыми я общаюсь, когда туда приезжаю. Вообще, конечно, очень приятно, когда тебя так поддерживают. Я ведь был в Дубае уставшим, и зрители добавляли мне положительных эмоций. Особенно во время первых двух матчей, которые проходили не на центральном корте, а на первом, где обстановка более непринужденная.

-Она не напомнила вам атмосферу на матчах Кубка Дэвиса?

- Пожалуй. Много русских на трибунах, наши флаги...

-Лодыжка, которую вы травмировали осенью в Санкт-Петербурге, вас сейчас совсем не беспокоит?

- Нет. Хотя отек еще до конца не сошел, никаких болей я не чувствую.

-Ногу тейпируете?

- Пока да, но хочу постепенно от этого отказаться.

-Общефизической подготовкой вы по-прежнему занимаетесь с Олегом Мосяковым?

- Он со мною работает в Москве, помогал на сборах в Таиланде, а на турниры, как правило, не ездит.

-Как поддерживаете форму во время длительных поездок?

- Занимаюсь по обычной программе: бегаю, выполняю различные упражнения. В принципе я знаю, что и когда мне нужно делать, а Борис Львович, естественно, контролирует этот процесс.

-А зарядку утром делаете?

- Вот это нет (улыбается).

-Из Дубая вы сразу в Индиан-Уэллс направляетесь?

- Нет, сначала ненадолго залечу в Москву. Надо хотя бы немного восстановиться. Времени для акклиматизации в Америке будет, конечно, маловато, но я постараюсь и там сыграть как можно лучше.

ИГРОКИ ВСЕХ СТРАН, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

-Вы наверняка слышали о том, что на днях в Лас-Вегасе организаторы турнира вопреки правилам попытались вместо Евгения Королева вывести в четвертьфинал Джеймса Блэйка.

- Конечно.

-Можете это как-то прокомментировать?

- Американцы есть американцы. Они хотели сделать так, как им было нужно. Если бы АТР все-таки настояла на своем, то на месте остальных семи игроков я бы просто не вышел играть четвертьфиналы. Конечно, мне легко так рассуждать, находясь в Дубае, но, уверен, это было бы единственно правильное решение.

-Возможна ли в принципе такая солидарность среди игроков?

- Если мы хотим защищать свои интересы, то она необходима. Сейчас же у нас не то чтобы каждый сам за себя, но с инициативой объединения никто не выходит. И пока мы кучкуемся маленькими группами, нас никто не услышит.

-Как бы вы поступили на месте Блэйка?

- Я не собираюсь никого осуждать, поскольку о случившемся знаю только по слухам и из газет. Но первоначальное решение АТР расстроило и возмутило меня.

-А как вы вообще относитесь к эксперименту с проведением на предварительном этапе турнира групповых соревнований? И обращаете ли на это внимание, планируя свой календарь?

- Кажется, в моем графике есть один-два турнира с групповыми этапами. Но после Лас-Вегаса я не очень-то уверен в том, что новая формула доживет хотя бы до середины года.

-Вроде бы эта тема будет серьезно обсуждаться в конце месяца в Майами...

- Повторяю: мы, игроки, должны сообща отстаивать свои права, и для этого в первую очередь нам надо найти настоящего лидера. Другое дело, что у каждого полно своих проблем и никто не хочет взваливать на свои плечи дополнительную нагрузку. АТР же тем временем принимает решения, которые выглядят...

-Необдуманными?

- Скорее направленными против игроков. Да, от директоров турниров и телевидения зависит очень многое, и мы не можем жить сами по себе. Но зачем же медленно убивать теннис?

-Имеете в виду то, что вам пришлось играть с Соделингом всего через 12 часов после победы над Надалем?

- АТР часто составляет расписание в интересах телекомпаний. Здесь в последний момент уже ничего сделать было нельзя, хотя эта ситуация заранее просчитывалась. Кстати, я не понимаю, зачем вообще нужно форсировать турнир в Дубае и проводить финал в субботу, а не в воскресенье, как обычно. Ведь большинство игроков приезжают сюда из Европы после серии турниров в залах. К тому же между Дубаем и следующим турниром в Индиан-Уэллсе - пятидневная пауза.

Есть у игроков и вопросы по поводу нового календаря, который вскоре планируется ввести. Дело в том, что АТР собирается увеличить количество обязательных турниров. Сейчас у нас их 13: 4 "Большого шлема" и 9 Masters Series. Предлагается же убрать одну супердевятку и добавить несколько турниров категории Gold Series, то есть нагрузка еще больше возрастет. К тому же после US Open крупные соревнования будут проводиться в Азии, и независимо от того, здоров ты или нет, придется туда ехать.

СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ

-А теперь давайте про вашу внешность поговорим. Бороду когда начали отращивать?

- Сразу после турнира в Загребе решил попробовать. Любопытно стало, что из этого получится, и затем продолжил эксперимент.

-Ну и к какому выводу пришли?

- Что борода - это все-таки не мое.

-А в Москве многие подумали, что она - ваш талисман.

- Отнюдь нет. И когда выйдет номер "СЭ" с этим интервью, бороды уже, скорее всего, не будет.

-Как прокомментируете победу своего любимого ЦСКА в матче футбольного Суперкубка над "Спартаком"?

- По телевизору эту игру я не видел, но за армейцев очень рад. И, кстати, нисколько не сомневался в том, что Жо обязательно забьет.

-Между прочим, когда вы в последнее время регулярно выигрывали, ЦСКА терпел одну неудачу за другой, а стоило футболистам победить, как вы спустя два часа уступили Федереру...

- Я очень надеялся на то, что в субботу и я буду на подъеме, и армейцы блеснут. Но у меня не получилось.

-Тогда напоследок провокационный вопрос: променяли бы победу ЦСКА над "Спартаком" на свой выигрыш у Федерера?

- (Короткая пауза). Наверное, да. Как говорится, своя рубашка ближе к телу (смеется). Надеюсь, армейцы, будучи профессионалами, меня поймут.

Евгений ФЕДЯКОВ