Газета Спорт-Экспресс № 35 (4315) от 16 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

16 февраля 2007

16 февраля 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРЕКРЕСТОК

Виктор ЧАНОВ
"ДИНАМО" К

Вячеслав ЧАНОВ
ЦСКА

ДОНЕЦК

МЕСТО РОЖДЕНИЯ

МОСКВА

21.07.1959

ДАТА РОЖДЕНИЯ

23.10.1951

"ШАХТЕР" Д, "ДИНАМО" К, "МАККАБИ" Хф, "БНЕЙ-ЙЕГУДА" Т-А, "БОРИСФЕН"

КОМАНДЫ В КАРЬЕРЕ

"ШАХТЕР" Д, "ТОРПЕДО" М, "НЕФТЧИ", ЦСКА, СКА ЗГВ, "ОПТИК" Германия

264

МАТЧИ В ЧЕМПИОНАТАХ СССР

276

-229

ГОЛЫ В ЧЕМПИОНАТАХ СССР

-272

21/-8

МАТЧИ/ГОЛЫ В СБОРНОЙ СССР

1/-2

ЗМС, КУБОК КУБКОВ (86), Ч-Н СССР (86, 90), КУБОК СССР (80, 82, 87, 90), Ч-Н ИЗРАИЛЯ (91), КУБОК ИЗРАИЛЯ (91, 93), ВИЦЕ-ЧЕМПИОН EURO-88, ЛУЧШИЙ ВРАТАРЬ СССР (86)

ДОСТИЖЕНИЯ

МС, БРОНЗА Ч-ТА СССР (78), ЛУЧШИЙ ВРАТАРЬ СССР (81), ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР РОССИИ

с 2006 года

ТРЕНЕР ВРАТАРЕЙ

с 1995 года с перерывами

СКОЛЬКО НУЖНО ВОСПИТАТЬ АКИНФЕЕВЫХ ДЛЯ ПОЛНОГО СЧАСТЬЯ?

Позволяет ли вам футбольная жизнь видеть друг друга так часто, как этого хочется?

- Увы! Все общение - два-три новогодних дня, которые брат обычно проводит в Киеве. Даже на дни рождения друг к другу уже лет сто не попадали.

- Куда там! Видимся очень редко - обычно только на Новый год. Правда, сейчас Виктор вернулся в футбол - может быть, хоть команды наши будут пересекаться. Вот на Кубке Первого канала удалось пообщаться - уже радость.

При таком редком общении профессиональные темы, наверное, обсуждать некогда?

- Тут вы не угадали. Без футбола в наших разговорах - никуда. Делимся проблемами, что-то подсказываем друг другу, обсуждаем разные методики.

- Напротив, без разговора о футболе ни одна встреча не обходится.

Вы уходили из футбола. И дела вроде бы шли неплохо. Почему вернулись?

- Дела у меня и сейчас идут неплохо - тот бизнес, которым я занимался, никуда не делся. Но когда пригласили в киевское "Динамо", отказаться не смог - желание снова окунуться в атмосферу матчей перевесило все остальное.

- От футбола не уйдешь. Это ведь не просто игра - это жизнь. Для меня моя нынешняя работа - настоящее счастье. Никакая другая, пусть даже и более престижная, такого ощущения не даст.

Есть ли у вас какие-то заветные вратарские хитрости или фирменные приемчики, которым вы учите подопечных? Делитесь ли ими с братом?

- Естественно. После того как познакомился со своими новыми подопечными и понял, какие компоненты им надо подтягивать в первую очередь, сразу вспомнил все свои личные приемы и наработки. Очень помогает в работе, хотя и не скажу, что мои подопечные повторяют меня по стилю игры.

- Приемчики, как вы говорите, безусловно, есть. Одних упражнений собрано больше трехсот. Но из них отбираешь только те, что работают сегодня. Сейчас в моем арсенале примерно 40-45 упражнений. А вот когда, в каком количестве и в каких сочетаниях их применять - в этом и есть мастерство тренера. С братом, конечно, делюсь, как и он со мной - за время, проведенное в воротах, мы оба накопили огромный опыт.

Виктор как-то процитировал фразу о том, что вратарь - существо, проклятое Богом. Подопечным вы тоже внушаете нечто подобное?

- Насколько я помню, эта фраза принадлежит известному бразильскому тренеру Жоау Салданье. Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля истины. Однако своим подопечным чаще напоминаю другую фразу - о том, что вратарь больше, чем кто бы то ни было, влияет на настроение всей команды.

- Эту фразу я прочитал в книге о бразильском футболе. Полностью она звучит так: "Вратарь - существо, проклятое Богом. Там, где ступает его нога, не растет даже трава, а все друзья обычно поворачиваются к нему спиной". В такой гиперболе - только доля гиперболы: ведь целью футбола является гол, а вратарь делает все возможное, чтобы этот гол зрители не увидели. За что его, спрашивается, любить? Но все это философия, а с подопечными мы обычно беседуем на более приземленные темы.

За кого болели в 1999 году, когда Россия и Украина схлестнулись в отборочной группе?

- Конечно, за Украину. Очень радовался голу Шевченко и тому обстоятельству, что наша сборная продолжила борьбу. Увы, ненадолго. Кстати, судьбу того матча определила единственная ошибка вратаря прекрасно игравшей команды - вот вам иллюстрация к тезису об особой важности нашего брата.

- Конечно, за Россию. Считаю себя российским, а если быть более точным - московским вратарем. И стал тем, кем сейчас являюсь, именно в Москве. Безусловно, не забываю и начало карьеры, прошедшее в донецком "Шахтере", но ностальгия по тем годам если и была, то давно ушла в прошлое.

Если клуб брата встретится в еврокубках с командой вашей страны, за кого будете переживать?

- Честно говоря, предпочел бы, чтобы такой ситуации не случилось. Но коли дойдет до этого, буду болеть за украинский клуб - пусть уж брат извинит.

- Болеть буду безусловно, за россиян, но при этом очень хотелось бы, чтобы подопечные брата не подвели. Оптимальный исход - 1:0 в пользу российского клуба, причем гол пусть будет забит с пенальти. Так, кстати, было и в тех случаях, когда мы пересекались на поле, будучи действующими вратарями - хотелось и победить, и чтобы вины брата в этом не было никакой.

Ваши сыновья не смогли продолжить вратарскую династию Чановых. На внуков надежда есть?

- Давайте сначала дождемся этих внуков. Пока есть только один кандидат на продолжение семейной традиции - в семье Вячеслава. В любом случае свою судьбу они будут решать сами, как и наши сыновья - мой, к примеру, стал дипломатом и работает в украинской Верховной раде.

- Сын вполне мог стать хорошим вратарем - даже занимался в торпедовской школе. Но в какой-то момент у него резко сдало зрение и с футболом пришлось закончить. Если то, что не получилось у него, выйдет у внуков, буду только рад.

Что является самой большой наградой для тренера вратарей?

- Признание твоего воспитанника болельщиками и всей командой. Когда полевые игроки подходят к вратарю после матча и говорят ему "спасибо" - они ведь и тебя тем самым благодарят. Это и есть главная награда.

- Прекрасная игра подопечных. Особенно если замечаешь, что они усвоили твои уроки. Вот в игре с "Арсеналом" Игорь Акинфеев несколько раз дотягивался до мяча в броске в нижнем углу ворот. А ведь еще год назад ему в таких ситуациях было трудно отрываться от земли. Теперь проблемы нет, разве это не достойный итог твоей работы?

Если бы у вас в бытность игроком был такой тренер вратарей, как брат, добились бы в своей карьере большего?

- Наверное, хотя я вроде бы и так добился немало. В любом случае те времена, когда вратари готовились сами по себе, без специального тренера, полностью ушли в прошлое.

- Если бы тогда вообще были тренеры вратарей... Хотя у нас с Виктором персональный советчик был - отец. Но системы в работе, конечно, не было ни у кого. Все шишки набивали самостоятельно.

Может ли тренер вратарей стать главным тренером?

- Наша работа очень специфична, потому что требует особой осторожности - как в физическом плане, так и в психологическом с вратарями надо обходиться очень аккуратно. Но если ты справляешься с ними, то с полевыми игроками справишься наверняка.

- Основы любой тренерской работы - одни и те же, поэтому все зависит от квалификации человека. Были и среди вратарей крупные тренерские фигуры - тот же Дино Дзофф, к примеру. Но мне, честно говоря, интереснее именно моя работа - это свое, родное.

Если брат станет главным тренером, пойдете к нему тренером вратарей?

- Каверзный вопрос. Разве что он станет главным тренером киевского "Динамо" - я не хочу покидать родной клуб.

- Пока такое представить трудно. Вот когда станет, тогда и подумаем.

Чего в вашей работе больше - кнута или пряника?

- Стараюсь никогда не повышать голос - сказанное полушепотом доходит до подопечных куда быстрее. Стараюсь всегда похвалить, если есть повод. Но и претензии не откладываю в долгий ящик - разбираю по горячим следам.

- У вратарей особая психология - они более замкнуты, более ранимы. Поэтому понять их до конца может только бывший коллега. А поняв, уже дозируешь кнут и пряник.

Насколько собственные вратарские достижения важны для поддержания авторитета у подопечных?

- Это одно из необходимых условий для успешной работы. К тому, кто сам добился многого, прислушиваются гораздо внимательнее и советы его воспринимают куда охотнее.

- Конечно, важны - они ведь понимают, что все, о чем рассказываю, я знаю не понаслышке. Но говорить все время "а вот я" - ни в коем случае нельзя: собственный авторитет - это лишь фон, на котором строятся отношения.

Какой вопрос задали бы брату?

- Сколько еще Акинфеевых нужно тебе воспитать для полного счастья?

- Ну как, те методики, о которых мы беседовали в прошлом году, себя оправдывают?

Перекрестный "допрос" провел
Борис ЛЕВИН