Газета Спорт-Экспресс № 32 (4312) от 13 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

14 февраля 2007

14 февраля 2007 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

НА ГОНКУ - КАК НА РЫБАЛКУ

Так сложилось, что прежде журналисты "СЭ" никогда на этапах раллийных чемпионатов мира не работали. Непорядок! И вот наконец лед тронулся: в Швеции, где в воскресенье завершился второй этап очередного мирового первенства, побывал наш специальный корреспондент. Который, отметим, был гостем знаменитой команды "Ситроен". Лидер ситроеновцев, действующий чемпион мира француз Себастьян Лоеб, как и год назад, пришел в Швеции к финишу вторым, но продолжает возглавлять общий зачет. А выиграл другой выдающийся гонщик - финн Маркус Гронхольм на "Форде".

Александр КРУЖКОВ

из Карлстада

Любите ли вы ралли так, как любят его шведы? Это, конечно, маловероятно, поскольку способны на такое безумие еще только их соседи, в жилах которых течет горячая финская и - значительно реже - норвежская кровь. Но если вдруг ответ положительный, тогда вам прямая дорога в Карлстад - маленький городок в трех сотнях километрах к северу от Стокгольма, где уже более полувека проводится один из старейших этапов чемпионата мира по ралли (чемпионат этот сокращенно называют WRC).

Человеку, впервые попавшему туда, многое может показаться странным. И в чем-то даже лишенным здравого смысла.

Сначала придется долго трястись в пробке по узкому заснеженному шоссе, явно не рассчитанному на чудовищное нашествие болельщиков (а их за три дня соревнований, по словам организаторов, набирается в общей сложности около двухсот тысяч!). Потом надо свернуть в лес и какими-то партизанскими тропами постараться пробраться как можно ближе к трассе спецучастка. Рискуя при этом завалить свою машину в кювет, откуда ее всем миром будут долго и усердно вытаскивать. Но до того места, где проходит гонка, все равно пилить еще пару-тройку километров. Их, утопая в сугробах, преодолеваешь уже на своих двоих.

За спиной рюкзаки и вязанки дров, позвякивают котелки, в руках - складные стульчики. Вид у всех такой, будто собрались на зимнюю рыбалку. Разве что снастей не хватает.

Мороз (минус 15, однако!) пробирает до костей, поэтому первым делом имеет смысл запалить костер. Дальше народ начинает стремительно жарить сосиски, запивая их всем, что горит. Этим, к слову, запасаться необходимо заранее. В Швеции алкоголь продают лишь в крупных государственных магазинах, которые по выходным, как ни странно, закрыты. Остальным дозволено торговать исключительно пивом, причем не крепче 3,5 градуса. Бедняги! Как же они там живут?

Облюбовав все близлежащие холмы или расположившись вдоль трассы, зрители ожидают появления гонщиков. Увидеть весь заезд от и до оттуда, естественно, нереально. Лес кругом, как что-то разглядеть? Остается прильнуть ухом к захваченному с собой приемнику, благо прямую трансляцию по ходу гонки ведут аж две местные радиостанции. Либо сидеть в теплой квартире у телевизора, и вот тогда точно ничего не пропустишь.

- Да, ралли - "телевизионный" вид спорта, и в отличие, к примеру, от "Формулы-1" наблюдать гонку гораздо удобнее по ТВ, - соглашаются болельщики. - Но кайф не тот. Лучше вот так, устроить пикник на свежем воздухе, выпить...

С этим не поспоришь, хоть удовольствие, прямо скажем, на любителя. Особенно, когда через час после пребывания на 15-градусном морозе и пронизывающем ветру московского корреспондента не спасают ни пуховик, ни костер, ни рюмка чая, заботливо предложенная местными раллийными фанами. А им, кажется, все нипочем.

И даже, похоже, не шибко огорчает, что перед глазами проходит лишь малая часть гонки. Из серии "Вот пуля просвистела - и ага". Промчался автомобиль с диким ревом, подняв снежный столб пыли, скрылся спустя несколько секунд из поля зрения за частоколом елок, и привет. Что за радость?

Более того, когда все гонщики, быстро "отстрелявшись", перебираются на следующий спецучасток, зрители спешно собирают поклажу и отправляются следом за своими любимцами. Чтобы на новой лесной поляне опять развести костерок, достать из рюкзаков очередную порцию сосисок, а потом принять на грудь по рюмашке. И так все три дня, что продолжается ралли. Романтика, понимаешь... Что ж, каждому свое .

* * *

В 1990 году из-за теплой погоды гонка тут не проводилась. Под угрозой она была и теперь. Первый снег в Карлстаде выпал совсем недавно, и у организаторов, равно как и у болельщиков, отлегло от сердца.

- Снег валил несколько дней, были заморозки, и это все просто замечательно. - Главный управляющий "Ралли Швеции" Бертил Кларин на торжественной церемонии открытия светился, как начищенный пятак. - Морозы придали дорогам твердость, необходимую для проведения настоящего снежного ралли. Ведь если земля как следует не промерзнет и не покроется снегом, шипованные шины, разрывающие грунт, нанесут серьезный ущерб экологии. Этого, сами понимаете, допустить никак нельзя. Но сейчас все в порядке. Практически все основные отрезки дистанции пролегают по лесным дорогам, покрытым толстой ледяной коркой.

Уникальность шведскому ралли придают три момента. Во-первых, это самый длинный этап чемпионата (его общая протяженность составляет 1730,36 километра, разделенного на 20 спецучастков).

Во-вторых, на протяжении многих лет это была единственная настоящая снежная гонка сезона. Отныне таких гонок стало две - в 2007-м в календарь чемпионата мира впервые включили "Ралли Норвегии", чей дебют ожидается в предстоящий уик-энд.

Наконец, в-третьих, список победителей "Ралли Швеции", как шутят журналисты, продолжает напоминать скандинавский телефонный справочник. Сплошь финны, шведы да норвежцы. У всех остальных в столь специфических условиях шансов на победу изначально меньше.

- Чтобы здесь выигрывать, надо здесь родиться, - скаламбурил как-то Маркус Гронхольм. - За что я люблю Карлстад? Тут всегда много льда и огромные сугробы. Можно ехать максимально быстро и в случае небольшой ошибки "опереться" на снежные брустверы полуметровой высоты. Хоть это иногда чревато. Если немного не рассчитать со скоростью, машину буквально засосет в сугроб. Что приведет к потере времени, а то и проблемам с радиатором.

В итоге Гронхольм и победил, сделав славный подарок к своему 39-му дню рождения, который у него был на прошлой неделе. Причем это уже его пятая победа в Швеции, где ниже второго места он вообще ни разу не опускался.

Лишь три года назад произошло чудо - иначе не скажешь. Когда-то Себастьян Лоеб записался в автошколу известного шведского раллиста Андерса Кулланга, который специализируется именно на подготовке гонщиков к выступлениям на снегу и льду. Француз понимал, что одними подвигами на асфальте чемпионом мира точно не стать. Занятия не прошли бесследно. В 2004-м Лоеб стал первым нескандинавом, опередившим в Карлстаде всех! Первым и пока последним .

* * *

Накануне нынешней гонки никто в окружении трехкратного чемпиона мира иллюзий не питал. Сам он тоже предпочитал отделываться общими фразами, признаваясь в одном: этот сезон будет, пожалуй, самым сложным в его карьере.

Новая машина и травмированная рука - все разговоры вокруг Лоеба с недавних пор сосредоточены только на этом.

В Монте-Карло, на первом этапе чемпионата мира-2007, состоялось его возвращение в ралли спустя четыре с лишним месяца. В сентябре Лоеб упал с горного велосипеда и сломал руку. К счастью для француза, до этого из 12 гонок он успел выиграть 8, создав таким образом комфортный задел в личном зачете. Он так и остался недосягаем, хотя больше в том сезоне за руль не садился. Между прочим, чемпионский "хет-трик" Лоеба не прошел не замеченным в стране - недавно он был удостоен ордена Почетного легиона, высшей государственной награды Франции.

Привыкнуть к "Ситроену С4", который с этого года пилотирует Лоеб, - дело, разумеется, непростое.

- Он более устойчив на трассе, но поначалу показался мне менее удобным, чем "Ксара", моя предыдущая модель, - делился впечатлениями Лоеб. - Основной трудностью стала адаптация к кокпиту С4, пилот там сидит значительно ниже и дальше. Порой на крутых поворотах дорогу видно похуже. Впрочем, на тестах мы провели гигантскую работу, чтобы сделать С4 лучше "Ксары".

Экипажи "Ситроена" в Монте-Карло заняли два первых места. Выиграл Лоеб, а испанец Дани Сордо стал вторым.

- Но в Швеции будет совсем другая гонка, - пророчески изрек перед визитом в Карлстад босс Citroen Sport Ги Фреклен. - Несмотря на триумф в Монако, мы не потеряли ощущения реальности. Правда, пока не знаем, насколько хорош и надежен будет наш новый автомобиль на снегу. Да и у Сордо нет опыта выступлений в таких условиях, финишировать в очковой зоне для него уже, считаю, станет успехом.

Не получилось даже этого. Сордо, чемпион-2005 в зачете Junior WRC, до финиша дотянул, как говорится, на морально-волевых, в итоговом протоколе обосновавшись аж на 12-й позиции.

Лоеб же после гонки объяснил свой результат так:

- Новым автомобилем на снегу я не разочарован. Просто тягаться с Гронхольмом в Швеции всегда тяжело. Я ничего не смог ему противопоставить. Мы испробовали все варианты покрышек, но темп Маркуса был недостижим. К тому же и удача была явно не на моей стороне. Например, на одном из спецучастков мне помешал вертолет с телевизионщиками. Он летел слишком низко, поднимая клубы снега, была ужасная видимость. Из-за этого я растерял уйму времени.

Зато Гронхольм был куда более эмоционален. И начал свой спич с неожиданного признания:

- Себастьян - сумасшедший! - Заметив удивленные взгляды журналистов, рассмеялся и пояснил, что имел в виду: - Он страстно хотел выиграть и порой ехал чересчур быстро. Впрочем, разве я делал по-другому? Тоже ведь не раз рисковал, тоже гнал на максимальных скоростях. Ну а куда деваться? Если хочешь выиграть в ралли - приходится идти на риск. Так что, выходит, мы оба немножко сумасшедшие, - снова засмеялся Гронхольм и поспешил откланяться.

А мне удалось еще побеседовать с женой Лоеба, Северин. Она тоже в прошлом гонщица и сопровождает мужа на всех этапах чемпионата.

-Как вам ралли?

- Уф-ф, очень холодно, - поежилась мадам Лоеб. - Но ничего, можно потерпеть. Зато здесь очень красиво. На мой взгляд, шведский этап - один из самых зрелищных. Все белым-бело, много снега, высокие скорости...

-Сильно огорчены неудачей мужа?

- Второе место в Карлстаде - всегда успех. Все-таки это ралли Гронхольма. У него колоссальный опыт выступления на подобных трассах, где конкурировать с ним - задача архисложная. Плюс вчера Себастьян ошибся с выбором резины.

-Слышал, что пару лет назад вы подкатили на венчание с Себастьяном к церкви не на свадебном лимузине, как принято, а на его боевом "Ситроене Ксара". Правда?

- Да. Это было здорово! Мы и в ралли несколько раз вдвоем участвовали на этой "Ксаре". Но не на этапах чемпионата мира, конечно. Я тоже, как и Себастьян, очень люблю ралли. Да, занятие опасное, однако во время соревнований об этом не думаешь. Вдобавок мой муж - отличный пилот, и, когда он сидит за рулем, я в нем уверена на сто процентов.

Чемпионат мира по ралли. 2-й этап. "Ралли Швеции"

Карлстад. 1730 км, в том числе 20 СУ общей протяженностью 340 км. Покрытие: снег. 1. Гронхольм/Раутиайнен (Финляндия, "Форд Фокус") - 3:08.40,7. 2. Лоеб/Элена (Франция/Монако, "Ситроен С4") - отставание 53,8. 3. Хирвонен/Лехтинен (Финляндия, "Форд Фокус") - 1.41,5. 4. Хеннинг Сольберг/Менкеруд (Норвегия, "Форд Фокус") - 2.09,8. 5. Карлссон/Жируде (Швеция/Франция, "Ситроен Ксара") - 3.37,8. 6. Гардемейстер/Хонканен (Финляндия, "Мицубиси Лансер") - 3.54,2. Сошли Петтер Сольберг/Миллз (Норвегия/Великобритания, "Субару Импреса").

Общий зачет. 1. Лоеб - 18. 2. Гронхольм - 16. 3. Хирвонен - 10. 4. Сордо (Испания, "Ситроен С4") - 8. 5. Аткинсон (Австралия, "Субару Импреса") - 6. 6. Хеннинг Сольбрег - 5.