Газета Спорт-Экспресс № 26 (4306) от 6 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

7 февраля 2007

7 февраля 2007 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ЗАЧЕМ НА ФИНИШЕ ГОНЩИКОВ ЖДУТ ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ?

В своем очередном репортаже из Малайзии, где проходит многодневна "Тур Лангкави", спецкор "СЭ" продолжает знакомить читателей с новой российско-итальянской командой "Тинькофф. Кредитные системы".

Ровшан АСКЕРОВ

из Лангкави

О, ВЕЛОСПОРТ, ТЫ - РЕКЛАМА!

У французского барона-романтика Пьера де Кубертена, попади он в наши дни, было бы ровно два варианта: либо вызвать на дуэль воротил современного спорта и погибнуть от их пули, либо принять нынешние условия игры и дописать к своей знаменитой Оде еще одну, возможно, самую важную строфу: "О, спорт, ты - рекламный бизнес!" А в случае с Малайзией - еще и слово "туристический" следовало бы добавить.

Нескладно? Зато по смыслу верно!

Думаете, зачем острову Лангкави, этому райскому уголку на западном побережье Малайзии, велогонка? Исключительно для того, чтобы страна смогла попиарить себя и бросить вызов таиландским пляжам Паттайи и Пхукета в борьбе за звание туристической Мекки.

Организация самого престижного в Азии велосоревнования - отличный способ привлечь внимание мировой прессы к этому региону. 10 дней, 1374 км с посещением самых живописных уголков бурно развивающейся азиатской страны... Вот ради журналистских реляций с места событий правительство короля Малайзии и проводит уже 12-й "Тур Лангкави" под девизом "Вместе мы сделаем эту гонку великой!" Тем не менее наша сегодняшняя задача - совсем иная: живописать день российского гонщика.

ЧТО ТАКОЕ ДИСИНХРОНОЗ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

В пятницу 2 февраля в путь отправились 23 команды - 226 велогонщиков из 31 страны. Среди них и желто-бело-черные представители велоконюшни "Тинькофф. Кредитные системы". Россияне Сергей Климов, Павел Брутт и Николай Трусов в компании итальянцев Сальваторе Коммессо и Элио Аджиано, а также немца Штеффена Вайгольда первыми из 18 гонщиков-тиньковцев открывали дебютный для команды сезон-2007. Им предстоит весь год провести под похожим девизом "Вместе сделаем команду великой". Посмотрим, что из этого получится.

Пока же первым поверженным врагом оказался дисинхроноз: все-таки гонщики прибыли в Малайзию из Италии, где расположена база команды и где разница с малайзийским временем составляет 7 часов.

-Как вы добирались сюда? - спросил я Сергея Климова перед стартом первого этапа.

- Полет из Рима занял 10 часов без посадок. Хорошо хоть прибыли на место еще 26 января, так что успели пройти акклиматизацию и приноровиться к разнице во времени.

В первые дни дисинхроноз жутко мучил: днем смертельно хотелось спать, а ночью - сна ни в одном глазу. Заставляли себя через силу засыпать, когда энергия била через край. Пытка! Зато сейчас все нормально, нам здесь очень даже нравится.

-А что скажете о предстоящей гонке?

- Тяжело будет. Красота здесь неописуемая, но рельеф не самый простой плюс дикая жара. Тем не менее все уже устали от ожидания и рвутся в бой. Ведь в отличие от итальянцев мы с Пашей Бруттом и Колей Трусовым уже полгода без гонок. Прошлый сезон оказался несколько скомканным из-за перехода в новую команду. Интересно, как все получится сейчас.

-Примерно в эти же сроки стартует французская многодневка "Марсель - Бессеж". Не жалеете, что пришлось открывать сезон в Малайзии, а не в соседней с Италией Франции?

- Нет. К тому же марсельская гонка на пять дней позже начинается, и сюда приехали те, кто лучше готов на данный момент.

ЗАЧЕМ ПЕЛОТОН СЪЕЗЖАЕТ В КЮВЕТ?

На этажах гостиницы Awana, в которой поселились участники и гости "Тура Лангкави", шумно хлопали двери, по коридорам сновали одетые и не очень спортсмены, подгоняемые менеджерами и врачами. Многодневка начиналась с переполоха, как театр с вешалки. Предупреждаю: если вам доведется остановиться во время отпуска в отеле городка, через который должен пройти этап гонки, смиритесь с тем, что выспаться вам не удастся. Как и рано утром дождаться лифта на своем этаже - дело безнадежное. Его постоянно будут уводить из-под вашего носа ушлые велогонщики и технические члены команды, отвечающие за транспортировку разного рода ящиков, тюков и баулов.

6.30 (в Москве еще полвторого ночи). В просторном зале отеля Awana начинается завтрак. Омлет, рис, макароны, сосиски, соки, чай, кофе...

-Не слишком ли обильно перед стартом? - спросил я Брутта, доедавшего свою порцию.

- Да нет вроде. Все-таки впереди дорога тяжелая, да и обед у нас уже не предвидится. Конечно, перебарщивать с едой не следует, но и сил нужно много, чтобы по такой жаре пилить. Между прочим, нас тут боссы команды попросили не налегать на фрукты.

-Почему именно на них?

- Чтобы не "попасть", как у нас выражаются, с желудочными проблемами. Еда, конечно, проверена, но минимум экзотики в питании во время гонки - гарантия того, что организм не выкинет какой-нибудь фортель.

-А если все-таки это произойдет?

- На этот случай в аптечке нашего врача есть препараты-ферменты, которые должны помочь. Но очень хотелось бы избежать такой встряски для организма. Со мной подобное случалось на многодневке в Европе. Было тяжело. После такого есть нельзя около суток, однако участие в гонке не отменяется. Приходится на голодный желудок крутить педали.

-Волнуетесь перед стартом?

- Есть малость. Все-таки впервые участвую в столь представительной гонке. Да, я уже выигрывал в Испании многодневку, но ее даже рядом нельзя поставить с этой. По составу участников, по статусу.

-Собрание команды перед стартом было?

- Короткое. Ведь все мы профессионалы, понимаем, что и как нужно делать. Но боссы любят перед этапом еще раз расставить все точки над i.

-Какие-то задачи на этап или на весь "Тур" перед вами ставят?

- Какие могут быть задачи? Проехать как можно лучше. Ориентироваться по ситуации. Здорово, если зацепим призовое место на этапе.

-Работать будете на Аджиано?

- Он среди нас - наиболее опытный, поэтому и определен в лидеры команды.

-С началом гонки режим ужесточится?

- Зачем? Мы же не маленькие дети, сами все понимаем. Если впереди тяжелый этап, нам не нужно сто раз повторять, что накануне нужно лечь пораньше. Правда, к техникам это не относится.

-Простите за физиологический вопрос. Если несмотря на все предосторожности, все-таки приспичит в дороге. Как гонщики выходят из положения?

- Если ты в отрыве, то просто останавливаешься, съезжаешь на обочину и решаешь свои проблемы.

-А если в общей группе?

- Тогда есть два варианта: либо сам отъезжаешь в сторону, либо по договоренности с пелотоном вся твоя группа дружно останавливается пописать. Тогда телевизионщики с ума сходят, не понимая, чего это куча гонщиков съехала в кювет и стала кружком. Открою один секрет: при определенной сноровке можно ухитриться и на ходу справиться с этой задачей.

Но больше обсуждать животрепещущую тему мне не позволили. Гонка!

О, ВЕЛОСПОРТ, ТЫ - КУЛЬТ!

8.00. Пока спортсмены седлают своих двухколесных коней, журналисты разбирают из стойл коней четырехколесных и с мотором, на которых они пустятся вслед за пелотоном. Тут как в современном пятиборье: кому какая машина и какой попутчик достанутся, определяется жребием. У меня на все дни гонки в попутчиках оказался долговязый американец из Флориды Джэйсон. Узнав, что я представляю российскую газету, он обрушил на меня лавину вопросов о моем отношении к Флойду Лэндису и допинговому расследованию вокруг его соотечественника - лауреата "Большой петли". Ну и, конечно же, об отношении в российской команде "Тинькофф" к Тайлеру Хэмилтону. В общем, ехать нам было нескучно.

Перед тем как двинуться в стартовый городок, надо было заехать на заправку - залить полный бак бензина. Эти расходы берут на себя спонсоры гонки. А еще наши авто радиофицированы, и в любой момент можно узнать по рации, кто ушел в отрыв, кто сошел с дистанции, что предпринимает пелотон, чтобы догнать беглецов... В общем, ты всегда в гуще событий.

9.00. Процедура регистрации гонщиков на стартовом поле. За полчаса до начала этапа команда уже успела размяться (между прочим, с этой целью некоторые предпочитают расстояние от отеля до стартового городка проехать на велосипеде, а не в командном автобусе), массажисты перестали колдовать над мышцами своих подопечных, умастив их всевозможными мазями и маслами. Напряжение нарастает. Даже записные балагуры пелотона в эти последние мгновения предельно собранны.

А еще велоспорт - это религия. И паладины ее готовы идти за своими кумирами хоть на край света. Убедился я в этом, когда увидел в Лангкави юношу с совершенно безумными глазами в майке с эмблемой "Тур де Франс" еще конца прошлого тысячелетия. Парень бегал вдоль линии старта и безостановочно нажимал на кнопку своей цифровой мыльницы, снимая всех и каждого в велоформе и в седле. Надо же, он приехал в такую даль ради этих кратких мгновений старта и финиша, а затем пройдет за караваном весь маршрут от Лангкави до Куала-Лумпура, все 1374 км! И ведь таких сектантов велорелигии в Малайзии сейчас пруд пруди. Но кроме блаженных есть среди зрителей и просто любители велоспорта, которые стоят вдоль ограждения трассы и помахивают флажками.

9.30. Дан старт, и караван отправляется на этап под бдительным оком комиссаров-судей, командных техничек, полицейских машин и мотоциклов и, конечно же, журналистов, их фото- и телекамер. Теперь все внимание - на трассу.

12.30. Технички, уехавшие из стартового городка заранее, занимают позиции у "пункта питания". Здесь техники и массажисты быстро распихивают по пакетикам нехитрый перекус для гонщиков. Вода, галеты... "Не попиешь - не поидешь", - улыбается мне массажист команды "Тинькофф". Этот итальянец козыряет фразой, подхваченной, видимо, у кого-то из русского окружения команды.

К появлению пелотона джентльменский набор собран. Теперь голодному гонщику нужно проявить завидную ловкость и на полном ходу выхватить из протянутых рук заветный пакетик. Удается не всем. Сам видел, как Николай Трусов, увлеченный погоней за ушедшими в отрыв, неловко подцепил пакет и тут же его уронил. Времени останавливаться не было. Под колесами сотен преследователей пакет лопнул, облив ярким фонтаном апельсинового сока шины велосипедов.

14.35. За несколько километров до финиша машины прессы ускоряются и оставляют пелотон далеко позади, чтобы первыми пересечь финишную черту и дать возможность своим пассажирам занять места на "линии огня" - ощетиниться объективами фотокамер.

Лишь за считаные секунды до того, как разогнавшийся отряд спринтеров пронесется по тому месту, где стояли журналисты, полиции удается отодвинуть пишуще-снимающую компанию на безопасное расстояние.

Ну а финишировавший пелотон мчит дальше - уже по инерции. Мчит туда, где разгоряченных, вымотанных жарой гонщиков ждет настоящий рай. Организаторы разместили за линией финиша машины пожарной команды, и бравые пожарные обдают из шлангов героев трассы живительной водой. Ополоснувшись в таком фонтане, победитель вполне готов к общению с прессой и раздаче автографов.

У журналистов еще будет время пообщаться с триумфатором на импровизированной пресс-конференции под шатром с логотипами спонсоров. Но интервью длятся недолго, поскольку гонщика ждут массажист, ужин и... трансфер в другой город, в новый отель, где сам спортсмен будет отдыхать, а его команда своими хлопотами опять не даст спать мирным постояльцам. Потому что рано утром после завтрака - очередной старт.

Парад отелей и городов продолжается: Show must go on! Вы же не забыли, что велогонка - это огромная рекламная акция?