Газета Спорт-Экспресс № 8 (4288) от 16 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

16 января 2007

16 января 2007 | Теннис

ТЕННИС

AUSTRALIAN ОРЕN

Владимир КАМЕЛЬЗОН: "ЖИВЯ В РОССИИ, ШАРАПОВА ТОЖЕ ВЫИГРАЛА БЫ УИМБЛДОН"

В конце прошлого года из расположенной в Базеле штаб-квартиры Европейской ассоциации тенниса пришло приятное известие. Россия второй год подряд возглавила комбинированный континентальный рейтинг, учитывающий результаты в профессиональном, юниорском, ветеранском теннисе и состязаниях колясочников. Причем наша страна стала первой в двух наиболее престижных разделах этой классификации - профи и юниорской. В пятерку лучших в общем зачете вошли также Франция, Италия, Германия и Испания.

О причинах такого успеха рассказывает главный тренер сборных команд страны, председатель тренерского совета Федерации тенниса России Владимир Камельзон.

ЗАЛОГ ПОБЕД - В ПРАВИЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ

- На мой взгляд, залог наших побед заключается в правильной учебно-тренировочной работе со спортсменами в возрасте до 14 лет, то есть в период формирования игрока. Эта методика у нас лучшая в мире. Мы научились правильно сочетать интересы теннисиста, его тренера и родителей. Личность спортсмена в процессе работы у нас не теряется, более того, происходит ее воспитание. За рубежом же все гораздо проще: там выживает сильнейший.

-Кто из молодых игроков сделал в минувшем году серьезную заявку на то, что в будущем станет сильным профессионалом?

- Начну с первой ракетки мира среди юниорок Анастасии Павлюченковой. Думаю, по поводу ее перспектив уже сейчас ни у кого нет никаких сомнений. По результатам выступлений юношеских сборных России могу также выделить Евгению Родину, Ксению Лыкину, Дарью Гаврилову. Полину Лейкину, Ирину Хромачеву. У ребят отмечу Павла Чехова, Артура Чернова, Владимира Карусевича, Евгения Донского. Недавно я обнаружил очень необычного мальчика Антона Волкова, тренирующегося у Татьяны Воронцовой и Петра Колесникова, на виду Петр Архипов, Евгений Карловский. Всего можно назвать два-три десятка имен, которые предопределили столь успешные результаты. Точно так же в свое время росли Кузнецова, Мыскина, Дементьева, Сафин. Конечно, на определенном этапе нам перестает хватать собственной материально-технической базы, и родителям приходится искать возможность отправлять детей за рубеж. Но обратите внимание: многие наши игроки - Мыскина, Дементьева, Южный, Давыденко - ни в каких иностранных теннисных академиях никогда не были.

-То есть академии - это не про нас?

- По крайней мере ехать туда надо со своим самоваром, то есть с тренером, которому ты доверяешь. Потом, когда игрок повзрослеет, в его команду могут добавляться какие-то специалисты, спарринги. По такому пути прошел, к примеру, Дмитрий Турсунов, который научился играть на "Спартаке", потом уехал в Америку и получил настоящее признание после того, как Шамиль Тарпищев пригласил его в российскую сборную Кубка Дэвиса.

КТО СДЕЛАЛ КАФЕЛЬНИКОВА И САФИНА?

-Молодые всегда берут пример с лидеров. Как охарактеризуете наших нынешних первых ракеток Давыденко и Шарапову?

- Давыденко - уникальный по своей сути человек и игрок. Кому-то может нравиться стиль его игры, кому-то - нет, но его 3-е место в мировой классификации говорит само за себя. У мужчин в двадцатку-то пробиться тяжело, не говоря уже о десятке, где, например, не может закрепиться даже такой талант, как киприот Маркос Багдатис. А Давыденко - третий вслед за Федерером и Надалем. Это лишнее доказательство того, что талант и характер русского человека бывают поистине уникальны. То же самое можно сказать и о Шараповой. Кстати, я нисколько не сомневаюсь в том, что, останься Шарапова в России, она все равно выиграла бы Уимблдон.

-То есть вы считаете, что, если бы Мария не уехала в Америку и тренировалась в Сочи у многоуважаемого Юрия Юдкина, она стала бы первой ракеткой мира в 18 лет?

- Почему нет? А кто сделал теннисиста из Евгения Кафельникова? Его сочинский тренер Валерий Шишкин!

-А как же Анатолий Лепешин, под руководством которого Кафельников выиграл Roland Garros? После завершения карьеры Евгений сам говорил мне, что, если бы не Лепешин, из него ничего бы не получилось.

- Не верьте! Кафельников родился теннисистом и, где бы он ни появился - в Сочи, Москве или Америке, все равно бы обязательно заиграл. Скажите, если бы Майю Плисецкую в свое время увезли бы куда-нибудь в Испанию, она что, не станцевала бы там белого лебедя так же, как в Большом театре? Конечно, станцевала бы! Точно так же и с теннисистами дело обстоит. Это Кафельников благодаря своему таланту сделал имя Лепешину, а не наоборот. И отец Шараповой стал известен благодаря своей дочери, в теннис же ее научил играть Юдкин. А Марата Сафина - его мама Рауза Исланова. Между прочим, я считаю, что такие игроки, как Сафин, рождаются раз в сто лет. И я хочу всегда видеть Марата таким, как в недавнем финале Кубке Дэвиса. Не ломающим ракетки и снимающим на глазах всего честного народа шорты, когда у него что-то не получается, а великим игроком, настоящим героем, который находит в себе силы в трудный момент взять ответственность на себя.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕД 100-летним ЮБИЛЕЕМ

-За последние 3 - 4 года работать тренерам стало легче или сложнее?

- Легче не будет никогда, ведь уровень тенниса на месте не стоит, и если мы не будем следить за развитием игры, то безнадежно отстанем. В последнее время нам удалось объединить свои усилия с усилиями Агентства по физической культуре, спорту и туризму, повысить авторитет нашей федерации на международной арене. А если сумеем еще укрепить схему, которая работает сейчас, то успехам наших игроков не будет конца. Конечно, в материально-техническом плане мы по-прежнему отстаем от французов, испанцев, американцев, немцев. Но зато наши тренеры, я бы сказал, более неприхотливые и за меньшую зарплату могут больше отдавать своим ученикам.

-Вряд ли вы будете отрицать, что в настоящий момент существует большая проблема с молодыми тренерскими кадрами, работающими на результат. Таких специалистов очень мало. Как можно их заинтересовать и что для этого делается?

- Проблема действительно есть, и работать в этом направлении обязательно надо. Однако талантливые тренеры себя всегда проявят. Серьезные специалисты на дороге не валяются и рано или поздно обязательно будут востребованы.

-Что первично в достижении результата - мастерство тренера или способности ученика?

- Это равноценные факторы. Талантливому ученику обязательно нужен талантливый тренер - и наоборот. Причем наставник обязательно должен уметь увидеть звезду, которая потом засверкает.

-Кто из молодых российских тренеров проявил себя в последнее время кроме Эдуарда Давыденко, брата Николая?

- Я высоко ценю Наталью Рожкову, которую, правда, не могу особенно выпячивать, поскольку она является моей женой. Также не могу не отметить Александра Сиканова, многократного чемпиона России, разменявшего в свое время "пятисотку" мирового рейтинга. Это наш с Наташей воспитанник, работающий сейчас со сборными России, в которые входят девочки до 12 и 14 лет, и уже успевший со своими более старшими подопечными выиграть золото чемпионата Европы. Нравится, как работает Оксана Родина с 16-летними теннисистками. На правильном пути Владимир Мельников, Максим Кашуба, выигравший европейское золото с ребятами до 14 лет. Правда, у меня создается впечатление, что он недостаточно верит в себя и действует с оглядкой на кого-то. Тем не менее Кашуба - очень интересный тренер и может вырасти в классного специалиста. Очень интересно работает в юношеской сборной до 18 лет Андрей Южный, который одновременно взял шефство над Евгенией Родиной. Дают результаты Вера Миклашевская из "Динамо", Виктор Павлов из Международной детской академии тенниса "Валери". Этому человеку можно смело отдавать своих детей.

-А на периферии есть тренеры, которые могут конкурировать со столичными?

- Трудно сказать. Там ведь обычно происходит так. Стоит игроку начать показывать заметные результаты, как он перебирается в Москву, и его периферийный наставник уходит в тень.

-То, что все стремятся попасть в Москву, хорошо или плохо?

- С одной стороны, хорошо, потому что в столице все-таки работают более образованные специалисты, которые могут больше дать игроку. С другой стороны, есть, наверное, определенные упущения в работе федерации и нашего тренерского совета. Надо больше заниматься с этими тренерами, приобщать их к сборным командам, что мы периодически пробуем делать. Думаю, если наладим этот процесс так, как надо, то насчитаем не один десяток фамилий тренеров с периферии. Я ведь тоже не всегда был москвичом и знаю, что в других городах есть очень пробивные товарищи. Например, Иван Родионов из Тамбова, дочери которого Анастасия и Арина показывают весьма неплохие результаты. И другие девочки у него прилично играют. Поначалу я посматривал на него с некоторым недоверием, но теперь могу сказать, что если Родионов и дальше будет так работать, то, возможно, у него появятся еще более яркие игроки. В Краснодаре работает Андрей Бородавко, в Уфе - Светлана Нургалиева, есть и другие неплохие специалисты.

-В заключение оцените перспективы нашего тенниса, в первую очередь юниорского, в наступившем году.

- Думаю, они очень хорошие. Дети и юниоры всегда непредсказуемы, однако с уверенностью можно сказать, что у нас есть способные молодые игроки, на которых мы делаем ставку. Обязательно зажгутся и новые звезды, а те, которые уже зажглись, надеюсь, не погаснут. Кстати, в 2008 году российскому теннису исполнится 100 лет, и в преддверии такого юбилея мы постараемся не ударить в грязь лицом.

Евгений ФЕДЯКОВ