Газета Спорт-Экспресс № 6 (4286) от 13 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

13 января 2007

13 января 2007 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

"РЕЙНДЖЕРС" ПОШЕЛ ПО ПУТИ "АК БАРСА"

Окончание. Начало - стр. 1

Дарюс КАСПАРАЙТИС: "ОТПРАВКА В ФАРМ-КЛУБ БЫЛА ОСКОРБЛЕНИЕМ"

После матча с единственным связующим звеном двух клубов-побратимов Дарюсом Каспарайтисом удалось переброситься лишь парой слов: защитник пребывал в сквернейшем настроении и торопился поскорее убраться из дворца.

-К сожалению, сейчас даже самые ярые ваши поклонники не скажут, что вы проводите удачный сезон. Это связано с перенесенными операциями?

- Не думаю, что с ними. Гораздо важнее роль тренеров. Меня они еще до начала сезона как-то отодвинули в сторону. Да, в начале сезона из-за операций я был не в лучшей форме, а реабилитация заняла дольше времени, чем можно было предполагать. Но сейчас, считаю, я играю совсем неплохо. Одно время мой коэффициент полезности был "минус шесть", а сейчас подтянулся до "минус один" после 20 с небольшим матчей. Я даже два гола успел забить. Однако успел и в фарм-клубе побывать, так что теперь ни на секунду не забываю, что в любой момент все может измениться. Так что в целом - увы, сезон действительно не самый веселый.

-Для человека, который провел в НХЛ 14 сезонов и более 850 матчей, ссылка в фарм-клуб может восприниматься не иначе как оскорбление?

- Не скрою, "опускаться" туда было очень неприятно. Вся история оставила в душе неприятный осадок, поскольку сделано это было с неуважением. Что поделать, пришлось осознать, что за прошлые заслуги никто меня жалеть не намерен, и заставить себя серьезно повкалывать.

-Нью-йоркские журналисты полагают, что на будущий сезон вас в команде не будет. Чья скорее в этом разрыве может быть инициатива - ваша или клубная?

- Конечно, клуба - чья же еще? У меня еще год контракта, а уж что им со мной делать - выкупать, обменивать или продавать - решать тренеру с генеральным менеджером.

ВОТ ОН Я - СТРЕЛЯЙТЕ!

Теперь можно вернуться и к разговору с Бруксом.

-Какой момент за тот бесславный семилетний период стал, на ваш взгляд, низшей точкой падения "Рейнджерс"?

- (Усмехается.) К сожалению, таких моментов было намного больше, чем один. Руководство окончательно расписалось в ошибочности своего подхода лишь в конце сезона-03/04. К тому времени Эрик Линдрос с тяжелой травмой выбыл до конца чемпионата, а с вратарем Майком Данэмом приключился кошмарный сезон - словом, команда уже ни на что не претендовала. Вот тогда-то, наконец, в клубе и приняли решение избавиться от Брайана Лича, Алексея Ковалева и Криса Саймона - то есть от всех, у кого заканчивались контракты. Этот момент стал поворотным. Ну а самым худшим, пожалуй, был первый год Линдроса в "Рейнджерс" - сезон-01/02. Сам Линдрос, впрочем, первую половину сезона провел блестяще - настолько, что в конце декабря команда шла на первом месте в дивизионе. Но тут на выезде в Сан-Хосе Эрик получил сотрясение мозга. Сразу вслед за этим - после возвращения с Олимпиады в Солт-Лейк-Сити - начались очередные проблемы у Тео Флери с употреблением сами знаете чего. Парень абсолютно потерял контроль над собой, а клуб не пошевелил и пальцем, чтобы так или иначе разрешить эту ситуацию. Вообще в той команде был длинный список ветеранов, у которых абсолютно не шла игра и по отношению к которым не принимались никакие меры. Дисциплина в команде отсутствовала напрочь. Те ошибки, которые лично мне были очевидны еще тогда, руководство клуба признало лишь два года спустя, обменяв уже упомянутых звезд на более молодых игроков и, по сути, начав строительство заново. Однако, как видите, "Рейнджерс" и сейчас остается достаточно возрастной командой, а насколько правильную удалось взять молодежь - станет ясно не раньше, чем через год-два.

-Глядя на игру тех суперзвездных "рейнджеров" матч за матчем, у вас не возникало ощущения, что некоторые из них попросту отбывали номер?

- Знаете, нет. Для человека, который сам на лед не выходит, заявлять, что кто-то из игроков не прикладывает должного старания, - это очень серьезное обвинение. Не находясь рядом с ними на площадке, на скамейке, утверждать подобное наверняка почти невозможно. Риск таких утверждений я не брал на себя ни разу. Одно дело - писать о том, что человек играет плохо или даже безобразно, и совсем другое - обвинять его в равнодушии. Думаю, проблемы заключались не столько в недостатке старания игроков, сколько в укрепившемся в них непреодолимом чувстве командной беспомощности. При этом, будь у команды хороший тренер - у ребят был бы по крайней мере шанс выглядеть достойнее. Увы, уровень Брайана Троттье настолько не соответствовал нуждам той команды, что при нем у "рейнджеров" не было даже шанса побеждать. Игроки прекрасно это понимали, и потому у "Рейнджерс" той эпохи были вечера, когда они сдавались и опускали руки как команда. Но не как индивидуальные игроки.

-С какого года вы освещаете "Рейнджерс"?

- У меня получилось два прихода, между которыми я освещал "Нью-Джерси", и еще некоторое время работал в штате этого клуба радиокомментатором. Мой первый отрезок освещения "Рейнджерс" начался с чемпионата-1978/79, а нынешний - с 1996/97, последнего сезона Гретцки. В том сезоне "Нью-Йорк" добрался до финала Восточной конференции и с тех пор за последние 10 лет не выиграл ни одного кубкового матча.

-В своих газетных комментариях на протяжении всего этого десятилетия вы часто бывали крайне немилосердны и к игрокам, и к тренерам, и к руководству клуба. В российских реалиях любая публикация, исполненная в вашем коронном испепеляющем стиле, означает безвозвратный разрыв всяческих отношений журналиста и "героя" заметки. Каким образом вам удалось этого избежать?

- В моей практике было немало случаев, когда игроки подходили ко мне с претензиями. Но я всегда предпочитал перенести подобную конфронтацию и обсудить с хоккеистом то, что я о нем написал, чем сделаться в его глазах человеком, которого он отныне полностью игнорирует. Во время чемпионата-03/04 были моменты, когда я сталкивался с огромными проблемами в отношениях с Гленом Сатером (генеральным менеджером "Рейнджерс". - Прим. П.С.). Впрочем, если влезть в его шкуру, мне несложно понять Сатера, поскольку долгое время я действительно был к нему абсолютно безжалостен.

Что же касается игроков, то, несмотря на бесчисленные обиды и конфронтации, я не помню случая, чтобы кто-нибудь из них поворачивался ко мне спиной на протяжении более чем одного-двух дней. Ради этого одну вещь стараюсь делать абсолютно всегда. Когда я знаю, что написал нечто такое, что неминуемо кого-то разозлит, - обязательно еду на тренировку. Даже если в день выхода заметки у меня выходной. И если кто-то хочет мне что-то высказать - пожалуйста, вот он я, стреляйте.

-За последнее десятилетие, кого из игроков вы подвергали самой жестокой критике?

- (После паузы.) Я был весьма немилосерден по отношению к Марку Мессье во время его последних двух сезонов. Хотя по сей день считаю, что был справедлив. Я полагал, что он получает неоправданно большое игровое время и приносит вред команде. О его игровом времени я писал почти каждый день (смеется). Это было ужасно. В одной колонке в середине его последнего сезона я написал, что среди всех творящихся в "Рейнджерс" кошмаров, самый большой урон команде наносит именно присутствие Мессье. Я привел список матчей, в которых он провел на льду времени больше всех остальных центрфорвардов, сравнил их продуктивность. После той публикации, сами понимаете, отношения между нами были, мягко говоря, напряженными. Говоря совсем откровенно, это был кромешный мрак. Мы, по сути, перестали общаться напрочь. И я, признаться, его понимал. Будь я на его месте - тоже не стал бы со мной разговаривать. Но особенно тяжелым наш разрыв был из-за того, что в момент его прихода в команду я был его самым рьяным сторонником. Учитывая это, могу понять, почему в те кошмарные последние месяцы он чувствовал себя преданным. И такое, увы, случалось не однажды. Я могу сблизиться с игроком, всячески его поддерживать. Но потом обстоятельства меняются, и я чувствую необходимость написать о том, что вижу здесь и сейчас. Именно в таких случаях раскритикованные игроки обижаются несравненно сильнее, чем те, с кем я никогда и не имел тесных контактов.

Но самая жуткая ситуация, в которую попадал за всю свою жизнь, случилась между мной и Жаком Лемэром в 1996 году, когда я еще освещал "Девилз". Это было по-настоящему ужасно. В его первые пару лет на посту главного тренера "Нью-Джерси" мы были очень близки. За год до нашего скандала его команда выиграла свой первый Кубок Стэнли, после чего в следующем чемпионате вообще не вышла в плей-офф. И причину того провала я видел именно в нем, Лемэре. В его отношении к игрокам, в его эгоцентричности. После ряда моих выступлений в газете между нами было несколько безобразных сцен. Именно безобразных, по-другому и не скажешь. В том числе и на публике. В 1998 году, когда его "Нью-Джерси" вылетел в первом раунде от "Оттавы", ситуация накалилась еще сильнее: я написал колонку, и утром на раскатке Лемэр, увидев меня в коридоре, принялся натурально орать матом. С тех самых пор мы не разговаривали ни разу. Хуже этого случая в моей 29-летней практике не было вообще ничего.

БУРЕ И КАМЕНСКОМУ В "НЬЮ-ЙОРКЕ" НЕ ПОВЕЗЛО

- Если вернуться к семилетнему мраку "рейнджеров", каких трех игроков вы назвали бы наихудшими приобретениями клуба?

- Самое худшее - однозначно, Флери. В Нью-Йорк он не хотел ехать с самого начала. Причем о своем нежелании переезжать с Запада на Восток неоднократно говорил публично. Но "Рейнджерс" вывалили перед Тео такую гору денег, что, по сути, не оставили ему выбора. Я бы на его месте тоже выбрал деньги. Тем не менее в Нью-Йорке он был абсолютно несчастен, не вылезал из тяжелейших проблем личного свойства, не имевших ни малейшего отношения к хоккею. Однако Сатеру следовало все это предвидеть. Хотя, до того момента, как НХЛ ввела потолок зарплат, кого это волновало? Переплатили кому-то втрое - ерунда, подписали контракт еще с кем-то. Денег-то у клуба - лопатой не перекидать.

Кто еще? Скотт Фрэйзер. Ужасный, кошмарный, чудовищный, безобразный игрок! Вот уж кто был лентяем и оболтусом! Его "Рейнджерс" подписали после того, как у него случился один-единственный удачный месяц в "Эдмонтоне". Не устану повторять: отвратительный хоккеист!

Еще? Игорь Уланов. Чудовищное приобретение. Еще? Дэйв Карпа - тотальное фиаско. Эти четверо, пожалуй, были самыми худшими.

Были и другие случаи - когда у хороших хоккеистов, пришедших в "Рейнджерс", попросту ничего не получилось. Возьмите того же Холика, являвшегося на момент перехода лучшим оборонительным центрфорвардом в НХЛ. Его невесть зачем пригласили в команду, главный тренер которой никогда не работал и не желал работать по принципу подстраивания своих звеньев под звенья соперника, тем самым лишая Холика его главного козыря. Победы команде приносят не менеджеры и не тренеры, а игроки, но без понятной клубной философии и структуры побед не добиться ни с какими исполнителями...

Или, например, Валерий Каменский. Я полагал, что сама идея подписания Каменского была отнюдь не плохой - у него с "Нью-Йорком" просто не сложился роман. Он очутился в "Рейнджерс" после операции на руке, после которой так и не восстановился. Кроме того, Каменский попал сюда из "Колорадо", где привык играть в хорошо организованной, отлаженной и чрезвычайно успешной системе. После чего он в возрасте 33 лет оказывается в "Рейнджерс", где царит полный хаос. Ассимилироваться в этом хаосе такому игроку практически невозможно. Плохо то, что, даже после того как ошибка с его подписанием стала ясна, тренеры все равно продолжали ставить его в состав - вместо того, чтобы посадить в запас и дать шанс кому-то еще.

Павел Буре - отдельная история. Если бы не травма, окончательно завершившая его карьеру, он легко забросил бы в том сезоне за "Рейнджерс" 50 шайб. Я всегда считал, что Буре - приобретение резонное, но с ним клубу попросту не повезло.

ТЫКАТЬ В ЛЮДЕЙ ПАЛЬЦАМИ ЯГР НЕ БУДЕТ

-Приобретение Ягра за полцены, с учетом того, что другую половину его зарплаты выплачивал "Вашингтон", - хорошая покупка?

- Шикарная! Шикарная еще и потому, что Ягр сам очень хотел сюда приехать. И я убежден, что именно он заслуживает самых больших похвал за сегодняшнее хотя бы частичное восстановление респектабельности клуба.

-Яромир - хороший капитан?

- Яромир - необычный капитан. Он - не из тех капитанов, которые будут становиться посреди раздевалки и произносить пламенные речи. Яромир никогда не встанет посреди комнаты, не ткнет пальцем в партнера и не скажет: "Начинай-ка ты двигаться своей ленивой задницей по площадке!" Он просто не такой человек. О чем, кстати, абсолютно честно заявил в прошлом сезоне, добровольно отказавшись от капитанства. И, соглашаясь на капитанскую литеру накануне нынешнего чемпионата, так же прямо объяснил, что не намерен критиковать партнеров. Его ценность как капитана - в его игре. В том, что он готов биться, даже будучи травмированным. И бьется он в каждом матче, как бы ни складывалась игра. Но тыкать в людей пальцами он не будет - эта роль в команде припасена для Брэндана Шэнахэна. И лично я в таком распределении ролей проблем не вижу.

-Шэнахэн - еще одно удачное приобретение?

- Если не считать Гретцки, Шэнахэн - лучшее приобретение клуба на рынке свободных агентов за последние десять лет.

-Что случилось с Каспарайтисом? Каким образом от защитника, которого много лет боялась вся лига, буквально за год осталась одна тень?

- Дарюс, безусловно, подзавял - сомнений в этом никаких. Но его проблема и в другом: нынешняя НХЛ практически не оставила места для игроков его амплуа. Запугивать соперников силовыми приемами теперь почти невозможно. А для игрока, потерявшего в скорости, - и подавно. Однако динамика деградации, случившейся с ним за лето, для меня такая же загадка, как и для вас. В клубе считают, что он недостаточно серьезно трудился, чтобы прибыть в тренировочный лагерь в хорошей форме после двух операций - на плече и на пахе. Сам Каспарайтис утверждает, что руководство знало, что он приедет в лагерь не в лучшей форме. Дарюс надеялся, что ему будет позволено набрать кондиции во время самой предсезонки. Руководство же явно считает иначе. Напрямую своего недовольства в клубе не озвучивают, однако меры говорят сами за себя. Каспарайтиса лишили должности ассистента капитана, и я знаю как факт, что его это очень ранило, - Дарюс сам об этом сказал. Потом его перестали ставить в состав. Затем отправили в "Хартфорд" (фарм-клуб "Рейнджерс". - Прим. П.С.) набирать форму. И сейчас он в лучшем случае шестой защитник основы. Не думаю, что он ожидает вернуться сюда на следующий сезон. Его контракт рассчитан и на будущий год, но я почти уверен, что в конце нынешнего чемпионата его выставят на драфт отказов, на котором его едва ли кто-нибудь подберет. Между Каспарайтисом и тренерским составом что-то очевидным образом не заладилось, но что именно - мне неизвестно.

-Напоследок хотелось бы услышать ваш прогноз: нынешние "Рейнджерс" выиграют в плей-офф хотя бы один матч?

- Думаю, у этой команды не более чем 50-процентный шанс вообще туда попасть. Уверен, что в борьбе за место в восьмерке им придется очень и очень тяжело. На сегодняшний день, если только в составе не произойдут какие-то драматические перемены, вряд ли даже в случае попадания в плей-офф нынешние "Рейнджерс" смогут оказать в стартовом раунде сколько-нибудь серьезное сопротивление.

"АТАКИ, ПОДОБНЫЕ СНЕЖНОМУ КОМУ"

РЕЙНДЖЕРС - ОТТАВА - 4:6

Ивз - 8 (0:1). Келли - 8 (0:2). Верметт - 14 (0:3) . Ивз - 9 (0:4) . Альфредссон - 14 (0:5) . Пруха - 10 (1:5) . Уорд - 4 (2:5) . Хосса - 2 (3:5). Беттс - 6 (4:5) . Хитли - 27 (4:6 - п.в.).

Броски: 42 - 33.

Вратари: Уикз, Лундквист - Эмери.

Наши: Каспарайтис (0/0), Тютин (3/-3).

"Рейнджеры", проигрывая в начале третьего периода со счетом 0:5, сумели за 7 минут забить четырежды и едва не спасли матч. "Их атаки были подобны снежному кому. Я рад, что заключительный период не длился дольше, иначе нам пришлось бы туго", - признался после матча голкипер "Оттавы" Рэй Эмери. Защитник "Сенаторов" Волченков не играл из-за повреждения щиколотки.

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

Нью-Йорк

О других матчах в НХЛ - стр. 7