Газета Спорт-Экспресс № 299 (4278) от 27 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

27 декабря 2006

27 декабря 2006 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

Евгений ПОПОВ: "БЕЗ АДРЕНАЛИНА УЖЕ НЕ МОГУ ЖИТЬ"

Победитель двух этапов и лидер Кубка мира-2006/2007 в общем зачете в турнире четверок пилот Евгений Попов прилетел в Санкт-Петербург всего на несколько часов, чтобы поучаствовать в продвижении проекта строительства в Ленинградской области бобслейной трассы. Тем не менее у него нашлось время и для беседы с корреспондентом "СЭ".

В НОВЫЙ СЕЗОН С НОВЫМ ЭКИПАЖЕМ

-Из трех состоявшихся этапов Кубка мира вы выиграли два. С чем, на ваш взгляд, связан столь удачный для вашего экипажа старт сезона?

- Во-первых, у нас в составе два новых человека. А во-вторых, в этом году ввели единый стандарт на коньки для боба, и теперь все зависит только от заточки, а у нас с ней проблем не оказалось.

-Какую роль играют в бобслее подобные нюансы?

- Очень существенную. Ведь это же технический вид спорта, в котором успех на 50 процентов зависит от того, на чем ты выступаешь. Если техника плохая, можно очень быстро бегать на разгоне и очень красиво ездить, но на финише все равно окажешься среди проигравших.

-Боб у вашего экипажа чьего производства?

- У российской команды немецкие бобы. Четверки покупали еще в позапрошлом году с прицелом на зимнюю Олимпиаду-2006 в Турине.

-То есть с экипажем Александра Зубкова техника у вас одинаковая?

- Практически да. И поэтому последние не очень удачные результаты Саши я объясняю тем, что ему немножко не повезло в этом сезоне с разгоняющими.

-Немецкие бобы - лучшие на сегодняшний день в мире?

- Одни из лучших.

-А в России делать такие возможно?

- В данный момент у нас нет соответствующей производственной базы. В свое время мы обращались за помощью в разные институты, но одни заламывали неимоверные цены, а другие начинали изобретать велосипед. В итоге мы купили эти "санки", и они нас пока устраивают. Но останавливаться на этом не собираемся. Есть договоренность с другими механиками, тоже из Германии, о том, что они соберут нам несколько бобов. Если новые машины окажутся быстрее нынешних, пересядем на них.

-Насколько результат зависит от пилота и насколько от разгоняющих?

- Не надо делить. У нас выступает команда. Убери из экипажа хотя бы одного человека - не важно пилота или разгоняющего, результата уже не будет. Потому что все друг к другу притираются. Это как часовой механизм: если одна шестеренка выпадет, часы встанут.

-Как формируется экипаж?

- На это обычно уходит не год и не два. Например, новички нашей четверки были до этого в молодежной сборной, выступали в разных экипажах. Я к ним долго присматривался: чтобы были примерно одинакового роста, веса, способностей. Но все равно когда мы собрались вместе, в первый месяц ничего не получалось. Потихоньку, полегоньку дела пошли на лад, однако ошибок еще хватает, и мы работаем над их устранением.

-Расскажите немного о своих новобранцах Дмитрии Труненкове, Романе Орешникове и Дмитрии Степушкине.

- Эти ребята, как и я, из Красноярска. Мы вместе тренировались, но они гораздо моложе и только сейчас подошли по возрасту. В бобслей пришли из других видов спорта. Будем надеяться, что именно в нашем виде спорта они найдут себя. Первым турниром в новом составе для нас были летние всероссийские соревнования, на которых мы проиграли экипажу Зубкова. Что стало стимулом тренироваться еще более напряженно, и это принесло свои плоды.

-Как складывалась борьба на первых трех этапах Кубка мира?

- В бобслее легко никогда не бывает, у каждой трассы свои сюрпризы. В Калгари, где стартовал Кубок мира, у нас перед этим были две гонки Кубка Америки, и в одной из них мы умудрились даже перевернуться. Но нас это не обескуражило. Первый этап Кубка мира, на который приехали все сильнейшие, показал, что мы вполне можем с ними бороться, и два следующих мы выиграли.

КОГДА ВПЕРВЫЕ ПЕРЕВЕРНУЛСЯ, СКАЗАЛ: "НЕТ, ЭТО НЕ ДЛЯ МЕНЯ"

-А как вы попали в бобслей?

- Я раньше занимался санным спортом, но особо выдающихся результатов там не добивался, и мне предложили попробовать себя в бобслее. Прекрасно помню свой первый заезд: я был разгоняющим, и мы перевернулись. Сказал тогда себе: "Нет, не мой это вид спорта, не хочу я заниматься". Вот до сих пор и "не хочу".

-Чем же бобслей вас все-таки "зацепил"?

- Наверное, техникой и скоростью. Ну и, конечно, адреналином, к которому привыкаешь, как к наркотику. В какой-то момент понял, что без всего этого жить уже не могу.

-Страшно бывает?

- Не боятся только дураки. Но когда ты начинаешь разгон, все страхи забываются, и ты полностью концентрируешься на том, чтобы безошибочно пройти трассу.

-Вы уже участвовали в трех Олимпиадах, и впереди как минимум еще одна... Наверное, это сейчас ваша главная цель?

- Конечно. Будем стараться, готовиться. Главное, чтобы было настоящее желание добиться своего. А оно у нас есть.

-А что не получалось на предыдущих Играх?

- О, это очень длинная история. Можно я не буду ее рассказывать? Не то чтобы она очень печальная, но ошибок было сделано немало. Сейчас постараемся не наступить на те же грабли.

-Может, хоть коротко поведаете, что это за "грабли"?

- Пять лет назад я был лидером в сборной, и после Олимпийских игр мы, как говорится, "поймали звезду". Решили, что пахать на тренировках больше не стоит, мол, все у нас и так получится. А получилось наоборот. Потому что, если ты не работаешь как следует, тебя тут же "съедает" другой экипаж. Быть первым и стать вдруг вторым - это трудно пережить психологически...

-Прошлый сезон тоже, видимо, был для вас непростым, так как тон в сборной задавал экипаж Зубкова?

- Естественно. Понимаешь, что ты вроде не хуже, а результата нет. Начинаешь нервничать, теряешь уверенность в себе. Рецепт тут один: надо постоянно тренироваться и весь сезон быть в хорошей форме.

-Бывало, что хотелось все бросить?

- Да. В том самом сезоне-02/03, после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Мы на первом же кубковом этапе перевернулись: у меня было очень тяжелое сотрясение мозга, двое ребят сильные ушибы получили, плечи посжигали. Да и дальше ничего не получалось, и в середине сезона мы уехали домой, решив бросить спорт. Но потом нашли в себе силы и волю, чтобы попробовать обратно пробиться.

-Как складываются отношения с национальной федерацией, в которой недавно сменилось руководство?

- Нам сразу сказали: ребята, разбирайтесь сами, кто сильнее. Есть два ведущих экипажа, и условия для обоих будут созданы абсолютно одинаковые. Кто окажется лучше, тот и получит премиальные, какую-то дополнительную поддержку. Так что все честно.

-Как оцениваете перспективы своего экипажа?

- Я не любитель загадывать наперед. Один раз меня спросили о том же, я наговорил, а получилось на 20 - 30 мест ниже моих обещаний. Так что лучше ничего не обещать, а потом приятно удивить.

-Но какая-то официальная задача на сезон ставится?

- Тренеры нам ничего не говорят. У них, конечно, есть планы, но я, поверьте, даже не знаю, какой перспективный план мой тренер подал в спорткомитет. В конце сезона узнаю, что выполнил, что нет. И от этого будет зависеть моя зарплата.

-Какие старты будут главными в этом сезоне?

- Этапы Кубка мира очень важны, так как в соответствии с показанными на них результатами идет распределение по группам. В бобслее очень многое зависит от того, в какой группе - первой, второй или третьей - ты стартуешь. Первые 10 экипажей получают преимущество над остальными, поскольку трасса еще не разбита. Плюс сборные, пилоты которых попадают в тройку призеров, получают право выступать в дальнейшем тремя экипажами. А основные турниры - январский чемпионат Европы в Италии и чемпионат мира в Санкт-Морице.

НЕПРАВИЛЬНО, ЧТО ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПРОВОДИТСЯ В ЛАТВИИ

-То, что в России нет трасс международного уровня и чемпионат страны проводится за рубежом, сильно мешает в подготовке?

- Мы к этому привыкли. Чемпионат России действительно проходит в Латвии, там мы и тренируемся. Надеюсь, что первая в стране современная трасса вскоре будет построена, и тогда нам станет полегче.

-Появление домашних трасс повысит авторитет российского бобслея в мире?

- Наверняка. В бобслей пойдет молодежь, у которой будет прекрасный шанс научиться ездить, так как за одну зиму на своей трассе спокойно можно сделать 300 - 400 заездов. Поработать в таком объеме лет 5 - 6 - и можно смело выходить на международный уровень.

Проект строительства трассы в Ленинградской области интересен вам именно с этой точки зрения?

- Посмотрите, Германия - не такая уж большая страна, а там пять трасс. В национальном чемпионате выступают 35 - 40 экипажей, идет настоящая конкуренция за место в сборной. То, что намечается в Ленинградской области - даже если построят только эстакаду, даст толчок для развития бобслея в регионе. Молодежь хотя бы узнает, что это за вид спорта такой.

-Вы намерены участвовать в реализации этой идеи?

- В перспективе, если здесь будет построена эстакада и появится бобслейная школа, я хотел бы поработать в ней тренером. Если получится сюда переехать, буду только рад. Я - фанат этого спорта. Когда мы начинали в 1995 году, я в первые четыре года выступал вообще за спасибо. И только когда какие-то результаты стали появляться, начал получать зарплату. У нас вид спорта не тот, где можно много заработать, и в него идут именно фанаты, которые хотят доказать, что русские мужики способны на многое.

-А как же быть с адреналином, когда закончите ездить и займетесь тренерской деятельностью?

- Думаете, в жизни тренера его мало? Он же каждый день переживает за своих спортсменов. Когда те едут по трассе, а ты смотришь со стороны, то еще неизвестно, у кого больше выброс адреналина. Мне кажется, что я смогу стать тренером, а там посмотрим. Будет получаться - хорошо, нет - попробую себя в чем-то другом.

Ирина ВАСИЛЬЕВА

Санкт-Петербург