Газета Спорт-Экспресс № 267 (4246) от 20 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

20 ноября 2006

20 ноября 2006 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 29-й тур

ФЕНОМЕН ЦСКА

Одержав в субботу уверенную победу во Владивостоке, ЦСКА за тур до финиша стал чемпионом страны - второй раз подряд и третий раз в российской истории.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

О сильнейшем российском футбольном клубе уже написано столько, что и добавить в общем-то на первый взгляд нечего. Можно только признать: ЦСКА действительно сильнейший. Причем лично для меня это стало окончательно очевидным не в минувшую субботу когда армейцы разгромили "Луч" во Владивостоке и их чемпионство было оглашено официально, а десятью днями раньше - 8 ноября.

Нет-нет, я не о матче ЦСКА в Самаре. А о несчастном случае в Раменском, когда на последних секундах спартаковской битвы с "Сатурном" в ворота красно-белых влетел мяч.

Футбол принято дистанцировать от спорта вообще, но психология побед и поражений и там, и там едина. Если человек или команда уступает сопернику в последнем сантиметре или на долю секунды, это, как правило, вопрос не класса, а характера. Или же умения распорядиться шансом, что в общем-то одно и то же.

Насколько серьезны притязания тех, кто идет за лидером, лучше всего становится понятно, когда лидер допускает промах. Это тоже общая спортивная истина. Казалось бы, что общего между футболом и фигурным катанием? Но вспомните полуторагодичной давности ледовый чемпионат мира в Москве: стоило Евгению Плющенко сняться с соревнований из-за травмы, как все возможные претенденты на королевский трон посыпались с таким треском, что на них стало больно смотреть. Выиграл швейцарец Стефан Ламбьель, упавший меньше раз, чем прочие соискатели титула. И всем при этом было очевидно: даже в отсутствие лидера субординация в мужском фигурном катании не изменилась ни на йоту: есть Плющенко, и есть все остальные.

С похожими чувствами покидали стадион в Раменском и спартаковские болельщики. Роковой гол, забитый Игорем Лебеденко, сделал вмиг бессмысленными многочисленные баннеры с вариациями на тему "Гинервсекупил!", оценка же игры сводилась к одному: "Мы не заслуживаем чемпионства".

Все, с кем мне на протяжении сезона приходилось беседовать о ЦСКА, были единодушны в одном: у клуба лучшая в стране организация дела, наиболее профессиональный президент, лучшая инфраструктура, объективно сильнейший тренер, лучший подбор игроков и командного персонала. Не согласиться трудно. Еще труднее отделаться от ощущения, что ЦСКА активно не любят.

Хотя тоже понятно почему. Замечательная фраза: "Человек способен простить ближнему все, кроме успеха" - не мне принадлежит и не сегодня придумана. С этого, собственно, началась моя беседа с Евгением Гинером, с которым я встретилась не в самый радужный для его клуба день - после поражения ЦСКА в Самаре.

ПРЕЗИДЕНТ

- Сильных и богатых не любят нигде, - пожал плечами Гинер. - Не много людей способно признать, что работать надо иначе. И гораздо больше, чем работают они сами. Вы пришли в субботу - я здесь. И вовсе не для того, чтобы поговорить с вами и уехать. Есть много других дел, которыми надо заниматься ежедневно. Однако когда задают вопрос, почему у ЦСКА все получается, ответ один: Гинер все купил. Не понимаю, почему другие в таком случае не покупают, вроде со всех сторон их наталкивают на эту мысль. И Кубок УЕФА я купил - дополнительно ко всему что купил в России.

-Я и хотела начать с Кубка УЕФА. Мне кажется, что ваша команда до и после победы - это две разные команды, несмотря на то что внешне почти ничего не изменилось: ни состав, ни тренеры.

- Человек, который достигает чего-то, начинает верить в себя. Тогда ведь страна в нашу победу не верила, да и сами ребята - не очень. Сейчас признаются, что им было немножко смешно слушать, как мы с Газзаевым говорили, что победа вполне реальна. Хотя и мне, и Валерию Георгиевичу они верят. Но ведь выиграли? Поэтому и сейчас выглядим по-другому. И с "Порту", и с "Арсеналом" - с любыми командами.

-Вам не кажется нелогичным, что, будучи объективно сильнее других клубов, вам приходится решать вопрос чемпионства в России до последнего тура?

- Это футбол. Существуют травмы, усталость, множество других причин. Теоретически мы могли стать чемпионами в Самаре. Я очень хотел этого. Но ребята играли тогда десятый матч за месяц, многие получили травмы. Наверное, это моя ошибка, что вовремя не сумел усилить команду новыми игроками. Молодежь у нас хорошая, но постоянно биться в основе ей еще не по силам. Поэтому это нормально, что команда играет с переменным успехом. Сделал какую-то ошибку, потерял концентрацию - и вот иной результат.

-Вы отдавали себе отчет, что "Крылья" будут биться в этом матче не на жизнь, а на смерть?

- Меня искренне удивляют рассуждения, что, например, Петраков должен отдать игру, потому что он друг Газзаева. Или что Барановский (президент "Крыльев Советов". - Прим. Е.В.) нас не любит. Вопрос в другом. С ЦСКА все хотят играть хорошо, и все настраиваются особо. Вспомните слова Егора Титова: "Против "Спартака" все бьются". Правильно. Можно говорить о мифических миллионах, которые кто-то возит в чемоданах, а можно о том, что ЦСКА и "Спартак" сами по себе являются раздражителями, которые заставляют соперников играть с удвоенной силой. Взять очки у лидера, показать себя - а вдруг заберут в эту команду? Ну и самому себе что-то доказать.

-Вы с Газзаевым были единственными, кто год назад вслух говорил о том, что задача клуба - выиграть Кубок УЕФА. Сейчас, получается, вы должны ставить цель выиграть Лигу чемпионов?

- В этом году - нет. Считаю, что мы к этому немножко не готовы. Все должно быть поэтапно. Надо сначала выйти в плей-офф - переступить эту грань. Понять, что мы готовы и можем успешно играть в групповом турнире. Наш чемпионат не рассчитан на то, чтобы мы могли отдохнуть и к середине февраля - началу марта провести несколько серьезных игр. Товарищеские матчи не в счет: они и есть товарищеские. С другой стороны, плей-офф - это всегда лотерея. Где более слабая команда вполне может выиграть у более сильной.

Окончание - стр. 3