Газета Спорт-Экспресс № 265 (4244) от 17 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

17 ноября 2006

17 ноября 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

Вчера в суде Нью-Йорка российская сторона потерпела поражение в "деле Евгения Малкина".

С БУШЕМ НА РАВНЫХ. С БЭТТМЕНОМ - НЕТ

Итак, примерно в то время, когда в подмосковном аэропорту Внуково президент США Джордж Буш вел переговоры со своим российским коллегой Владимиром Путиным, в Нью-Йорке окружной суд вынес вердикт по иску, поданному клубами нашей суперлиги, требовавшими запретить Евгению Малкину, а также Алексею Михнову и Андрею Таратухину выступать в НХЛ. Согласно решению судьи Лоретты Прески, претензии бывших клубов этих игроков - магнитогорского "Металлурга" и "Локомотива" - были отклонены, все трое россиян могут продолжать свои выступления за океаном. Иначе говоря, энхаэловские клубы и президент этой лиги Гэри Бэттмен, как и год назад в "деле Александра Овечкина", и как три года назад в "деле Николая Жердева", одержали победу.

Основной причиной для вынесения такого решения послужил тот факт, что игроки расторгли свои контракты в суперлиге согласно действующему российскому законодательству. "Мы всегда были уверены в правильности своей позиции. Мы счастливы видеть Малкина в составе "Пинвгинов", - сказал вице-президент "Питтсбурга" Том Макмиллан. Удовлетворение выразил и вице-президент НХЛ, ее главный юрист Билл Дэйли. "Мы удовлетворены решением судьи, разрешившему этим хоккеистам выступать в НХЛ. Надеемся, что сегодняшнее решение убедит российскую сторону прекратить судебные тяжбы и присоединиться к международному трансферному договору", - заявил Дэйли.

Сразу после завершения слушаний корреспондент "СЭ" позвонил в Нью-Йорк юристу Александру Берковичу, представлявшему интересы российской стороны.

-Александр, вы разделяете оценку заокеанской прессы, согласно которой наша сторона потерпела поражение?

- Я бы не говорил столь категорично. Прежде всего у нас не было другого выхода, кроме как влезть в эту драку. НХЛ забрала хоккеистов, у которых были контракты с русскими клубами. В этой ситуации у российской стороны было два варианта действий: стерпеть или идти в суд.

Выбрали более правильный второй вариант. Причем мы были обречены бороться не в российском суде, а в американском, что - чего уж тут лукавить - заранее давало нашим оппонентам существенное преимущество.

-Согласно информации заокеанских СМИ, на суде вы так и не смогли доказать, что с потерей звездных игроков российским клубам был нанесен "непоправимый ущерб". Суд насторожил тот факт, что одновременно вы потребовали и большой денежной компенсации (по разным данным, от 1,8 до 3,4 миллиона долларов - за Малкина), и это привело арбитра к мысли о том, что руководители русских клубов в большей степени стремились получить деньги, а не поддержать конкурентоспособность своих команд.

- Удивлен этой трактовкой событий - она, мягко говоря, не точна. Подчеркиваю, мы требовали не компенсаций, а признания того, что русским клубам был нанесен непоправимый ущерб. Если так, то суд, по нашему мнению, был обязан вынести решение о запрете вышеназванным трем игрокам выступать в НХЛ. Они могли бы вернуться в свои российские клубы, а могли бы - если бы у них не было такого желания - оставаться в Америке, но не играть в хоккей. То есть мы не собирались этих игроков неволить, лишать права на профессию.

Увы, в суде эту нашу позицию, видимо, так и не поняли, хотя я несколько раз акцентировал на ней внимание арбитров. В результате всплыли какие-то миллионы долларов компенсации, которые, еще раз подчеркиваю, мы не озвучивали. Пожалуй, верна лишь одна цифра 3 400 000 долларов, в которую оценивается нынешний контракт Малкина с "Магниткой". Мы уверены, что это соглашение действует до сих пор. Однако суд, упомянув пункт российского законодательства, согласно которому через две недели после подачи заявления об увольнении наемный работник становится свободен, признал контракт расторгнутым.

Я резонно попросил судью обратить внимание на то, что условия этого договора значительно лучше тех, которые были предложены игроку "Питтсбургом" - ведь для американского правосудия всегда были важны интересы той или иной личности. Увы, этот важный факт также не был принят во внимание.

-Как проходило заседание?

- Энхаэловскую сторону представляла мощная юридическая фирма. Не было никаких сомнений в том, что она отнесется к процессу предельно серьезно. Ею был подготовлен большой пакет документов. Мне кажется, многое решило заявление, подписанное Малкиным и его мамой. В нем говорилось, что игрока ночью заставили подписать вышеупомянутый контракт с "Магниткой". В ответ мы показали свой пакет документов и, в частности, письменное заявление генерального директора клуба Геннадия Величкина, который опровергал этот факт. Также было показано заявление и магнитогорской, и ярославской сторон о том, что никакого зла на своих игроков они не держат - речь идет исключительно о юридических нюансах. А то горячие американские головы могли подумать о том, что в России игроков ждало бы какое-то давление...

-Величкин на суде был?

- В этом не было необходимости, хотя он и находился в Нью-Йорке и лишь затем вылетел в Россию.

-Вас удивил тот факт, что НХЛ отнеслась к суду предельно серьезно?

- Нет. Эта лига всегда прекрасно воюет за свои права. НХЛ вложила в это дело большие деньги - юридическая фирма, защищавшая ее права, получила минимум несколько сотен тысяч долларов.

-А сколько потратила на суды российская сторона?

- Для меня это не совсем корректный вопрос. Отвечу так: клубы суперлиги по сравнению с энхаэловской стороной потратили на порядок меньшую сумму.

-Заокеанские СМИ утверждают, что "Магнитка" и "Локомотив" имеют право продолжить борьбу в судах, но отныне речь может идти только о денежной компенсации за потерянных игроков.

- Я пока не могу подтвердить эту информацию. Решение по данному поводу принимаю не я, а руководители российских команд.

-Какие уроки Россия должна извлечь из поражения в Нью-Йорке?

- Мне ясны цели североамериканской стороны, которая пытается вынудить Россию подписать договор ИИХФ с НХЛ. По моему мнению, в подписании этого договора на нынешних условиях нет никакого смысла: все равно для российских клубов суммы порядка 200 тысяч долларов за игрока не являются существенными. Мне кажется, имеет смысл продолжить драку.

Игорь ЛАРИН