Газета Спорт-Экспресс № 200 (4179) от 1 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

1 сентября 2006

1 сентября 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛОЖА VIP

Валерий БАРИНОВ

СЕМИН - НЕ ПОЖАРНЫЙ, А СТРОИТЕЛЬ!

Если за виртуальным столом собрать всех героев, сыгранных Валерием Бариновым в театре и кино, то компания, доложу вам, подберется прелюбопытнейшая. Окажутся за ним свирепый прокурор и коварный мафиози, тертый полковник КГБ и мудрый генерал, дворянских кровей помещик и даже сам Наполеон. Не будет в ней только российского футбольного люда. Не нашлось пока сценария, в котором актер выбрал бы для себя подходящую роль, о чем частенько говорит с сожалением. Хотя считает, что еще не вечер и подобная работа не за горами. Не может ведь быть, чтобы игра, ставшая частью его жизни, осталась в творчестве белым пятном. Неправильно это.

Тот, кто регулярно бывает на стадионе в Черкизове на матчах хозяев, легко найдет Баринова сидящим в ложе VIP на своем привычном месте. Если оно пустует, значит, произошло что-то из ряда вон выходящее.

В отличие от моего предыдущего виповского собеседника - Михаила Ширвиндта - Баринов более терпим и лоялен к отечественному футболу, с болью в душе и сердце понимая его трудности и проблемы. Возможно, происходит это потому, что его собственный путь к звездам был тернист и сложен. А те, у кого он выпал таким, обычно не свирепы в суждениях и оценках. Это я почувствовал с первых же минут нашего разговора, который проходил за обедом в Центральном доме литераторов в перерыве между утренними и вечерними съемками.

-Что-то не видно вас в последнее время на футболе, Валерий Александрович?

- Просто завал какой-то с работой, - вздыхает он. - Снимаюсь одновременно в семи картинах, три из них полнометражные, а остальные сериалы. Кроме того, играю в антрепризах, репетирую. Думал, уйдя из Малого театра, стану свободней. А оказалось наоборот. Так, что пока приспосабливаюсь к новому ритму Вот начинаю сниматься в фильме "Очень русское кино", эдакой пародии на отечественные блокбастеры. И боюсь снова оказаться в цейтноте. Хорошо, что работать предстоит вместе с давним болельщиком Арменом Джигарханяном, будет с кем обсудить последние события чемпионата России и Лиги чемпионов.

-И даже дорогой сердцу "Локомотив" оставите без внимания?

- "Локо" - это святое. Ради него в лепешку разобьюсь, даже в ущерб собственному благополучию. Ведь придется отменять съемки, переносить спектакли. А это удар по собственному бюджету. Утешает лишь то, что виповское приглашение достается бесплатно.

-Думаю, своей преданностью клубу вы его честно заслужили. А с чего начиналась любовь к нему?

- С детской восторженности к выступавшему еще в классе "Б" орловскому "Локомотиву". Мы с Юрием Семиным и соседскими пацанами не пропускали ни одного матча. И были на вершине счастья, когда удавалось попасть в число тех, кому доверяли подавать за воротами мячи. А уж если кто-то из наших кумиров - Сазонов, Филатов или Ремиш - доверял донести со стадиона свой чемоданчик с формой, то и вовсе потом ходили в героях.

-С Семиным давно знакомы?

- Мы почти одногодки, учились в одной школе. Вместе дворовый футбол осваивали. Не поверите, но у него уже в ту пору проявлялись тренерские задатки. Помню, договорились как-то сыграть с "Динамо", за которое выступали ребята года на два нас старше. Так Юрка умудрился собрать команду, расставить всех по местам, а по ходу встречи еще и руководить ею. И представьте мы выиграли, хотя соперник в отличие от нас регулярно тренировался и вышел на игру в настоящей форме. До сих пор та победа остается для меня символом футбольного счастья, а сама игра - это то орловское детство, раскованность, радость.

-Что-то вас на ностальгию потянуло.

- А почему бы и нет? Все мы родом из детства. Помню года три назад с режиссером Николаем Малецким приехали в Орел снимать фильм о Семине. Пришли на заводской стадион, построенный на месте его бывшего дома. Смотрим - на поле возится с мячом мальчишка лет четырнадцати - вылитый герой нашей будущей ленты. Увидел нас, застеснялся, убежал. Жаль камеру включить не успели, интересные кадры могли бы получиться.

-Но вам для картины и хроники вполне хватило. Ведь ваш земляк затем в "Спартаке" поиграл, потом в "Динамо". Кто из вас раньше в Первопрестольную перебрался?

- Я, когда поступил в Щепкинское училище. А чуть позже Юру в "Спартак" пригласили. Однажды в общежитии включил радио послушать репортаж из Лужников и слышу слова Николая Озерова: "Сегодня в составе спартаковцев дебютирует молодой полузащитник из Орла Юрий Семин". Я ушам своим не поверил. Мы тут как-то сидим на трибуне, говорю ему: "А помнишь, ты вон в те ворота головой забил?" - "Точно. С ЦСКА играли. Рейнгольд справа прострелил, и я раньше защитника к мячу успел". Он вообще в таких моментах как рыба в воде себя чувствовал.

-Кто из нынешнего поколения игроков вам Семина напоминает?

- По злости и работоспособности, пожалуй, Дима Сычев. Жаль не всегда с таким же настроем его партнеры действуют.

-"Локомотив" с Семиным и без него - разные команды?

- Безусловно. Из соображений такта не могу сказать, лучше клуб теперь или хуже, но то, что другой, - абсолютно точно. Не хватает команде семинской энергетики, настырности, отчаянности. Тогда в игре больше напряжения было. Думаю, именно благодаря этому и появился у "Локомотива" круг своих болельщиков, для которых Палыч и по сей день "наше все!". Согласитесь, что при Семине все локомотивские болельщики жили в ожидании маленького чуда.

-Наверное, на то же самое рассчитывало руководство РФС и "Динамо", приглашая его поработать в сборной и в клубе?

- Не исключено. Лично я не советовал ему принимать сборную: "Ты не пожарный. Ты каменщик, строитель". К тому же он клубный тренер, которому нужна постоянная практика, а не просиживание в паузах между матчами в кабинетах. И, увы, я оказался прав. Чуда не произошло - Семин не сумел выйти в финал мирового первенства, хотя его сборная не проиграла ни одного матча группового турнира.

-Но уж на работу в "Динамо" вы не могли его не благословить?

- На тот момент у него было уже несколько предложений. В том числе и из-за рубежа. Но когда он поинтересовался моим мнением, то я высказался в пользу динамовского варианта. Тем более что там ему обещали полную самостоятельность и независимость. А вообще мне, как и многим, было очень жаль, что после сборной он не оказался в "Локомотиве", который поднимал вместе с Валерием Филатовым.

-Как же вы делили свои симпатии, когда друг детства оказался в новом клубе?

- Когда меня спросили, за кого буду болеть на матче "Динамо" - "Локомотив", я ответил, что менять привязанностей не собираюсь, но всегда буду на стороне Семина, где бы тот ни работал. Даже если он будет не прав.

-Считаете его уход из "Динамо" оправданным?

- Когда он мне откровенно объяснил причины своего поступка, я понял, что это было единственно верное решение. Не имею права их обнародовать, но скажу лишь, что Юрий Павлович стал сначала заложником обстоятельств, в которых оказался в "Динамо", а затем и их жертвой. Очень похоже сложилось в свое время в этом же клубе и у Олега Романцева, который, уходя, сказал почти то же самое, что и Семин: "В такой обстановке я не в состоянии управлять ситуацией". Вообще футбол подразумевает клубный патриотизм, а у некоторых легионеров его не было и в помине. Им было наплевать и на "Динамо", и на страну, куда они приехали прежде всего зарабатывать деньги. Даже мысли не допускаю, что нечто подобное могло бы произойти в "Локомотиве".

-Что ждет ваш любимый клуб в этом сезоне?

- Как любой болельщик надеюсь на чемпионство и буду до конца отстаивать свое мнение. В этом плане мне нравится Газзаев, который за свой ЦСКА готов любого разорвать. На последнем дне рождения Семина он вспомнил, как критиковал его команду один молодой режиссер. "Передай своему художнику - возмущался Валерий Георгиевич, - чтобы он занимался своим делом и не лез в футбол. Мне лично его фильмы не нравятся". И прав главный тренер армейцев, горой вставая за свой клуб. Если так же будут вести себя игроки "Локомотива", то уверен - удача не минует их. А сегодня им порой не хватает порыва и страсти. И многое на поле зависит от состояния Лоськова. Блистал он перед перерывом в первенстве, и команда шла вперед. Сейчас в чемпионате лидеры с каким-то натягом играют. И, уж извините, но в чемпионство ЦСКА я никак не верю.

-А в удачное возвращение "Локомотива" в еврокубки?

- В этом убежден. Частенько вспоминаю матч с греческим АЕК в Москве, еще на старом стадионе. Счет был - 1:1, который после нулевой ничьей в гостях нас никак не устраивал. Когда казалось, что занавес печально опускается, Чугайнов на последних минутах забил. Или - 1:0 в Мюнхене с "Баварией". Правда, потом в Москве были - 0:5. Но здесь уж ничего не поделаешь - таков футбол с его непредсказуемостью. Подобное не забывается.

-А что еще вспоминается?

- Да мало ли... Случалось и забавное. Помню, приехали на матч в Хайфу где автобус встречает толпа молодых ребят с флагами "Спартака", "Динамо", ЦСКА, которые кричат: "Мы покажем завтра этим евреям!". Вначале ничего не поняли, а потом выяснилось, что это дети местных репатриантов, специально приехавшие поддержать "Локомотив".

-И как часто вы с командой выезжаете?

- Когда время позволяет. Иногда приходится к разным хитростям прибегать. Когда в Малом работал, отпросился якобы на съемки, а сам с "Локомотивом" в Югославию на матч с "Вартексом" рванул. С нами из Москвы телевизионная группа ездила, и я в целях конспирации попросил меня не снимать. Возвращаемся домой и в первых же кадрах телерепортажа о той поездке появляюсь на экране. Похожая история была чуть позже. Я приболел и, сославшись на не домогание, попросил освободить меня от репетиции. А сам отправился в Лужники на матч "Локомотива" со "Спартаком". И первым, кого крупным планом показали в виповской ложе, был, конечно же, я. Потом генеральный директор театра, большой спартаковский поклонник Виктор Коршунов язвил: "Вот теперь, Валера, я действительно убедился, как сильно ты болел".

-Но бывают ведь и ситуации, когда из-за работы нет шансов попасть на футбол.

- Тогда выручает телевизор. Помню в театре Пушкина начальство вдруг решило, что его просмотр в перерывах спектакля мешает творческому настрою артистов. И проклятый ящик был убран из комнаты отдыха. Так я тогда заявление об уходе подал, и его вернули. А вот в Челябинске, где мы в августе играли спектакль, телевизора в театре не было, и не удалось посмотреть недавний матч нашей сборной с Латвией. Пришлось каждые полчаса звонить, спрашивать счет.

-Что скажете про приход Хиддинка?

- Меня с ним на игре "Спартака" с "Крыльями" познакомил Бородюк. Приятный, обаятельный человек. Он потом к Семину подошел со словами поддержки, мол, не переживай, Юрий, я тебя понимаю, мне тоже доводилось из "Реала" и "Валенсии" уходить. Что касается перспектив голландца в России, то здесь сложно что-либо сказать. Вообще у меня колоссальная антиинтуиция. Если я скажу что у Хиддинка не получится, то его наверняка ждет удача. Поэтому прогнозы, кроме, как на матчи "Локомотива", стараюсь не делать. Правда, раз отступил от правила. Позвонили в день финала чемпионата мира с "Авторадио" и попросили предсказать его исход. "Буду болеть за французов, но они проиграют, - отвечаю. - Если ошибусь, буду счастлив, нет - значит, предстану знатоком-пророком".

-Судя по всему, вы за команду Зидана и болели?

- Хотелось, чтобы он и его партнеры-ветераны красиво ушли с большой футбольной сцены, хлопнув дверью. Почти получилось. А уж у Зидана, с его красной карточкой, точно. Впрочем, по-человечески я его понимаю. И считаю действительно выдающимся игроком.

-А кто из российских футбольных умельцев вам нравится больше остальных?

- Лоськов. В театре признаком мастерства является умение актера держать на сцене паузу. Дмитрий этим владеет, потому и считается думающим, тонким игроком.

-Из тренеров кого отметили бы кроме земляка Семина?

- Из зарубежных - Липпи. Есть в нем что-то актерское от благородного киногероя. Интересен Моуринью - эдакий мужик-кремень с вызовом, гонором, но делающий результат. Из наших с уважением отношусь к Гаджиеву который до конца так и недооценен. И, конечно, Газзаев, он после возвращения в ЦСКА профессионально очень вырос.

-Любимый фильм о футболе есть?

- "Третий тайм". На моей памяти первая картина, во время которой в зале аплодировали, когда наши пленные футболисты в матче-смерти с фашистами забивали победный гол.

-Если бы кто-то взялся снимать фильм о российском футболе, то какой жанр, по-вашему, подошел бы больше всего?

- Если серьезно, то документальный. А в шутку с учетом последнего депутатского запроса генеральному прокурору и начала на Руси операции "Чистые ноги", делать надо детектив.

-Какую роль вы в нем выбрали бы?

- Старого журналиста, который помнит футбол Яшина, Стрельцова, Численко и начинает собственное расследование.

-Которое заканчивается...

- ...как всегда, ничем.

Александр ЛЬВОВ