Газета Спорт-Экспресс № 172 (4151) от 31 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

1 августа 2006

1 августа 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

ШВЕДСКИЙ СИГНАЛ ДЛЯ РОССИИ

ТОЛЬКО от Всеволода КУКУШКИНА

Недавно мне пришлось участвовать в обсуждении проблемы проведения в России международных соревнований. Не удивляйтесь: дело в том, что для многих организовать серьезный турнир в нашей стране действительно становится проблемой, потому что у нас своя трактовка всего, в том числе и международного права.

Вообще если международная федерация по какому-либо виду спорта отдает право организации турнира в какую-либо страну, то стадион, на котором будут проходить соревнования, автоматически становится как бы территорией с особым статусом. Это так же, как на территории посольства Швеции действуют шведские законы, а в посольстве Канады - канадские. Но какая же мука начинается для международных спортивных федераций, когда дело доходит до России. Признаюсь, я и сам иной раз удивляюсь реалиям нашей российской жизни.

Например, нельзя у нас рекламировать пиво, хотя весь мир относится к рекламе этого напитка достаточно спокойно. И те же сотрудники антимонопольного комитета с удовольствием прикладываются к кружке пенного напитка на стадионе в Мюнхене или Праге, но категорически запрещают распивать его в Москве. В результате, как правило, пиво продается в пятидесяти метрах от арены, а все лицемерно делают вид, что идет крутая борьба с пивным алкоголизмом. Парадокс, но наше телевидение показывает спортивные соревнования из других стран, где реклама пива разрешена, и тем самым провоцирует зрителей...

Вот еще пример. На чемпионатах мира по хоккею в каждом периоде на судейском столике несколько раз зажигают красную сигнальную лампу - объявляется минутный перерыв на рекламу, которая идет в разных странах по телевидению. Реклама, не важно, любим мы ее или ненавидим, нужна - она приносит деньги, на которые живет телевидение и благодаря которым, как говорится, мир вертится. Однако в России реклама во время пауз в хоккейных матчах не идет. И не потому, что режиссеры не умеют пользоваться этими паузами, а нашим комментаторам удобно в это время донести какую-то необходимую информацию. Просто у нас законы относительно рекламы таковы, что телевизионщики не могут использовать эти самые минуты. А привести законодательство под такой же стандарт, как в остальном мире, мы, то есть законодатели, не хотим.

Сейчас ситуация с рекламой на российском рынке еще больше осложнилась. И для многих международных федераций нет смысла проводить целый ряд крупных соревнований в России по экономическим соображениям - гораздо выгоднее "отдать" эти турниры, к примеру, немцам или датчанам и получить от этого нормальный доход. Так что не стоит удивляться, если наша заявка на право проведения чемпионата Европы по футболу, как бы блестяще она ни была преподнесена, провалится в очередной раз. Этого вполне можно ожидать.

Больше того, если исходить из коммерческой привлекательности соревнований, а это крайне важный вопрос для организаторов, то с этой точки зрения нет смысла проводить ряд внутрироссийских турниров на территории самой России. Скажем, финальный матч Кубка России по футболу целесообразнее играть в Харькове, ведь на Украине законы о рекламе иные, чем у нас. Расстояние до того же Харькова от Москвы небольшое, зрители могут приехать на матч своим ходом, да и визы не нужны. А российское телевидение в этом случае сможет показывать рекламу пива, не опасаясь штрафных санкций - сигнал-то идет из-за границы.

Кстати, несколько слов о самом сигнале. С ним у нас тоже не все гладко. Так, телевизионный сигнал с чемпионата мира по хоккею, который пройдет в России в 2007 году будет производить... шведская компания. Одна из причин этого - у нас нет того современного оборудования, которое требуется и которое использовалось на футбольном первенстве планеты в Германии в этом году. Почему? Да потому что его надо закупать за хорошие деньги, а их нет, и тот же телеканал "Спорт" на доходы от своей рекламы еле-еле концы с концами сводит. Тут уж не до расширения технического парка, тут бы только оплатить лицензию за права показа и взять шведский сигнал. И для России это должно стать тоже своего рода сигналом - причем тревожным.