Газета Спорт-Экспресс № 155 (4134) от 11 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

11 июля 2006

11 июля 2006 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

НА "ТУР ДЕ ФРАНС" с Петром УГРЮМОВЫМ

НА ТРИУМФ В ПАРИЖЕ ПРЕТЕНДУЮТ ДВА ДЕСЯТКА ГОНЩИКОВ

Позади первая неделя ознаменовавшегося громким предстартовым скандалом "Тур де Франс"-2006. В отсутствие главных фаворитов, вынужденных сняться с гонки из-за подозрения в причастности к допинговым махинациям, власть в пелотоне захватили новые персонажи. Итоги первой трети супермногодневки специально для "СЭ" подвел живущий ныне в Италии вице-чемпион "Большой петли"-94 Петр Угрюмов.

- Первое отличие этого "Тура" от предыдущих - большое количество претендентов на итоговую победу, - начал нашу беседу Угрюмов. - Но тем интереснее, на мой взгляд, следить за развитием событий в гонке. Я стараюсь не пропускать ни одного этапа и внимательно анализирую их результаты. А какое раздолье для полета мысли дает этот "Тур" вашему брату журналисту. Посвященные ему страницы итальянских газет читаются, просто как детектив! И это на фоне выхода футбольной сборной страны в финал чемпионата мира и скандальных разоблачений в серии А.

-Что касается разоблачений, то велоспорт тут, увы, вполне конкурентоспособен. "Большая петля"-2006 началась с грандиозного скандала, который станет ее главной приметой гонки этого года.

- Да, дело "доктора Фуэнтеса" - серьезный удар по нашему виду спорта. Но, как говорят, нет худа без добра. Случившееся дело дало огромную пищу для размышлений. Например, очень интересно сравнить реальные результаты первой трети "Тур де Франс" с гипотетическими, то есть с теми, которые могли бы быть, выйди на старт все сильнейшие. Так, нельзя не отметить успех эксчемпиона мира украинца Сергея Гончара из "Т-Мобиле" в разделке и третье место в ней его товарища по команде австралийца Майкла Роджерса. Похоже, германская команда великолепно подготовилась к индивидуальной гонке, и будь в ее рядах капитан Ян Ульрих, он наверняка уже в субботу щеголял бы в желтой майке лидера и не отдал бы ее никому до самых Елисейских полей. Ведь Ульрих - великолепный раздельщик, да еще очень силен в горах, где, как правило, решаются судьбы самых престижных супермногодневок.

-То есть вы хотите сказать, что, участвуй Ульрих в "Туре", вопрос с победителем был бы решен уже на исходе первой недели?

- Такой вариант весьма вероятен. Хотя обычно первая неделя на "Большой петле" - это выяснение отношений между спринтерами, а главные претенденты на успех в эти семь дней решают свои довольно банальные задачи: не упасть, набрать оптимальную форму к горным этапам, не слишком отстать в общем зачете от основных конкурентов. На сей раз мы были свидетелями отменной борьбы чемпиона мира бельгийца Тома Боонена с австралийцем Робби Макивэном за зеленую майку лучшего финишера. Эта дуэль стала гвоздем программы первой недели.

-В связи с тем, что Гончар выиграл равнинную разделку и возглавил общий зачет, не переориентирует ли руководство "Т-Мобиле" своих гонщиков на работу в пользу украинца?

- Вряд ли. Хотя Гончар финишировал вторым на "Джиро", а там горы ох какие неслабые, капитаном германской команды останется, на мой взгляд, вице-чемпион "Тура"-2004 Андреас Клоден. Он на горных этапах ненадежнее будет. К тому же к исходу третьей, решающей недели сил у Сергея может не остаться. Но нынешняя потрясающая форма Гончара и всей "Т-Мобиле" - это одно из самых ярких впечатлений первой недели. Мне кажется, что велогруппа теперь будет стараться контролировать ход борьбы и постарается передать желтую майку кому-нибудь из своих - например, тому же Клодену.

-Но ведь в разделке Андреас заметно уступает Сергею.

- На "Тур де Франс" все решается не в разделках, а в горах. Вспомните, победители "Джиро" Джильберто Симони или Дамьяно Кунего никогда не считались хорошими гонщиками на время, но розовые майки в их активе имеются. А "Тур де Франс" - вообще особая гонка. Здесь совершенно удивительные контрасты рельефа трассы, климата, и на общий исход влияние оказывают совершенно незаметные на первый взгляд нюансы. Потому-то за этой супермногодневкой так интересно наблюдать в любом случае, независимо от состава ее участников.

-В самом начале нашей беседы вы заметили, что "Большая петля"-2006 отличается большим количеством претендентов на победу. Чьи шансы, по-вашему, особенно весомы?

- Первые семь дней - это как первый экзамен. Блеф заканчивается, и многие начинают раскрывать карты. Могу сказать, что человек 20 вполне могут рассчитывать на триумф в Париже. Прежде всего отмечу уже упоминавшегося Клодена, итальянца Паоло Савольделли, американца Флойда Лэндиса и, конечно же, нашего Дениса Меньшова. Что касается Савольделли из "Дискавери Чэннел", то, на мой взгляд, он выглядит поинтереснее официально заявленного на "Тур" командным лидером Хинкэйпи. То, как проехал первую неделю Савольделли, убедило меня в том, что к горам он готов. Возможно, его я и назову кандидатом номер один.

-А какое место в этом споре вы отводите Меньшову?

- Я считаю, что он вполне может побороться за желтую майку. Этот "Тур" - великолепный шанс для него, и своим выступлением на первой неделе Денис доказывает, что вполне может этим шансом воспользоваться. Он хорошо для себя проехал разделку, и это значит, что к горным этапам он несильно отстанет от соперников. Кстати, итальянская пресса Меньшову благоволит, пишут о нем много и охотно. Ваши итальянские коллеги признают Дениса капитаном "Рабобанка" и отмечают, что голландская велогруппа активно работает на русского гонщика. Я очень болею за Меньшова, а также за Владимира Карпеца. В своей команде "Иль Балеарес" Владимир неплохо себя зарекомендовал и завоевал немалый авторитет. Он идет седьмым в общем зачете после разделки, а ведь в горах наш гонщик может здорово прибавить. Мне кажется, российский велоспорт должен благодарить судьбу за "операцию Пуэрто", предопределившую столь массовое неучастие в "Большой петле" именитых мастеров. Это открыло нашим велосипедистам путь к вершинам. Если они грамотно распорядятся своим шансом, то смогут очень многого добиться на этом "Туре" и поднять интерес в России к нашему спорту на небывалую высоту. Меньшову и Карпецу нужно только как следует постараться. Я лично в них верю.

-Однако в разделке Карпец, считающийся в России лучшим в этой дисциплине, проиграл победителю почти две минуты. Не слишком ли большое отставание для того, кто решил всерьез замахнуться на итоговый триумф?

- Не думаю. Посмотрите, какие плотные результаты показали гонщики, которые расположились перед ним. Это еще раз говорит о том, что претендентами на победу себя чувствуют очень многие.

-Вы стали вторым призером "Тур де Франс"-1994 в борьбе с такими суперзвездами, как Мигель Индурайн, Тони Ромингер... Сейчас в пелотоне фигуры подобного масштаба нет. Не думаете, что ваше серебро перевесит золото "Тура"-2006?

- Ни в коем случае. Да и вообще, по-моему, некорректно противопоставлять наше время сегодняшнему дню. У каждой эпохи свои герои. Индурайн был в моем представлении машиной по добыванию титулов, эдаким Армстронгом середины 90-х. Его преимущество над всеми остальными измерялось не секундами, а минутами. Хорошо помню, как в 1994 году он "привез" в разделке Ромингеру, финишировавшему в ней вторым, 4 минуты! А я в тот день был 16-м и отстал от испанца на 8 минут. Сегодня таких гигантов нет, но зато есть борьба на каждом отрезке трассы, а имя того, кого в Париже увенчают чемпионским венком, мы узнаем, скорее всего, лишь в самом конце. Хуже это или лучше, сказать однозначно нельзя. Но то, что в гонке появилась интрига, к минусам никак не отнесешь.

Ровшан АСКЕРОВ

93-я супермногодневка "Тур де Франс". 8-й этап. Сен-Минле-Гран - Лорьен

181 км. 1. Сильвен Кальцати (Франция, "Превоянс") - 4:13.18. 2. Кьелль Карлстрем (Финляндия, "Ликвигас") - отставание 2.05. 3. Патрис Альган (Франция, "Креди Агриколь") - то же время. 4. Робби Макивен (Австралия, "Давитамон") - 2.15. 5. Даниэле Беннати (Италия, "Лямпре"). 6. Эрик Цабель (Германия, "Мильрам")... 30. Джордж Хинкэйпи (США, "Дискавери")... 37. Флойд Лэндис (США, "Фонак")... 48. Александр БОЧАРОВ (Россия, "Креди Агриколь")... 51. Андреас Клоден (Германия, "Т-Мобиле"). 52. Майкл Роджерс (Австралия, "Т-Мобиле")... 87. Денис МЕНЬШОВ (Россия, "Рабобанк")... 100. Сергей Гончар (Украина, "Т-Мобиле")... 113. Владимир КАРПЕЦ (Россия, "Иль Балеарес")... 121. Вячеслав ЕКИМОВ (Россия, "Дискавери") - у всех то же время.

Общий зачет. 1. Сергей Гончар (Украина, "Т-Мобиле") - 34:38.53. 2. Лэндис - 1.00. 3. Роджерс - 1.08. 4. Патрик Синкевич (Германия, "Герольштайнер") - 1.45. 5. Маркус Фотен (Германия, "Герольштайнер") - 1.50. 6. Клоден - то же время. 7. КАРПЕЦ - 1.52... 10. МЕНЬШОВ - 2.00... 17. Хинкэйпи - 2.30... 72. БОЧАРОВ - 6.36... 81. ЕКИМОВ - 7.18.

Классификация по очкам (зеленая майка). 1. Макивен - 181. 2. Том Боонен (Бельгия, "Квик Степ") - 164. 3. Оскар Фрейре (Испания, "Рабобанк") - 146.

Горный король (белая в красный горох). 1 . Жером Пино (Франция, "Давитамон") - 28. 2. Давид Де Ла Фуенте (Испания, "Сонье Дюваль") - 17. 3. Фабиан Вигман (Германия, "Герольштайнер") - 15.

Лучший молодой гонщик (белая майка). 1. Фотен - 34:40.43. 2. Томас Левквист (Швеция, "Франсез де Же") - отставание 1.11. 3. Андрей Гривко (Украина, "Мильрам") - 2.08.

Командный зачет. 1. Т-Мобиле - 103:59.39. 2. Фонак - отставание 3.09. 3. Герольштайнер - 3.56. 4. CSC - 4.18... 6. Дискавери - 4.29.