Газета Спорт-Экспресс № 145 (4124) от 29 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 12

29 июня 2006

29 июня 2006 | Экстремальные

АЛЬПИНИЗМ

Известный российский восходитель Валерий Бабанов прошел новый маршрут на Чомо Лонзо Северную (7200 м) в стиле "соло", но без выхода на вершину.

Валерий БАБАНОВ: "ЛУЧШЕ НЕ ДОЙТИ ДО ВЕРШИНЫ, НО ВЕРНУТЬСЯ ЖИВЫМ"

После возвращения Бабанова в Канаду; где он сейчас живет, корреспондент "СЭ" позвонила ему домой.

-Поздравляем вас с первопроходом. Где находится эта замечательная гора, по западной стене которой вы проложили новый маршрут и назвали его "Маленький Принц"?

- Массив Чомо Лонзо, прилегающий к 8-тысячнику Макалу, расположен рядом с Эверестом и Лхоцзе со стороны Китая. Из нашего базового лагеря хорошо было видно восточную стену Эвереста и северную Лхоцзе.

-Где был установлен базовый лагерь?

- В очень красивом месте на высоте 4750 м, на огромной поляне с небольшими озерцами. Там было полно живности, бегали очень большие сурки, горные козлы приходили к нам пастись каждый день. А внизу, говорят, и тигры водятся.

-Пообедать этими козлами не пытались?

- Что вы! Во-первых, я уже года полтора не ем мяса, вегетарианцем стал. Во-вторых, в Гималаях убить животное - кощунство. Местные считают, что лишая жизни кого-либо, портишь свою карму. А ведь все, кто приезжает туда, хотят не только залезть на гору, но и спуститься живым. Поэтому охотиться в тех краях никому даже в голову не приходит.

-В базовом лагере располагалась только ваша экспедиция?

- Да, но экспедицией это трудно назвать. Там были я да мой повар. Он очень плохо говорил по-английски, общение у нас было ограничено, отчего я испытывал острое чувство одиночества.

-А как вы добирались до этого благословенного места?

- От Катманду сначала ехали на джипе, затем наш груз тащили яки. У меня не было портеров, зато был караван из десяти яков и четырех погонщиков. Сама дорога заняла пять дней, да еще дня три пережидали непогоду. Как только установили базовый лагерь, я пошел наверх, нужно было забросить грузы и пройти акклиматизацию. Когда сделал первый выход, шел семь часов, но так и не смог дойти до своей горы, слишком много было снега вокруг. Целая неделя ушла на организацию высотного лагеря на высоте 5900 м, где я проводил очень много времени для акклиматизации.

-Знаю, что вначале вы планировали подняться на Чомо Лонзо Главную (7790 м) по западной стене, но потом передумали. Почему?

- Подойдя к этой стене, я увидел, какая она сложная и крутая. Выходил на нее два раза. Первый раз подъем не удался из-за снегопада. Со второй попытки пролез метров 500 и понял: нет, не пройду. Спустился в базовый лагерь и начал обдумывать ситуацию.

-Кто виноват и что делать?

- (Смеется.) Виновата была нестабильная погода, каждый день снегопады. А что делать в такой ситуации, я знал изначально. У меня был запасной вариант - попробовать подняться по западной стене Чомо Лонзо Северная. Оставалось две недели до конца действия permit, и, взвесив все шансы, я приступил к реализации запасного варианта.

-Что представлял собой маршрут на Чомо Лонзо Северная?

- Большей частью он был ледовым, скалы просматривались лишь наверху. Нижнюю часть по льду можно было пролезть очень быстро, местами даже без веревки. Я сконцентрировался на этом маршруте, поднялся в высотный лагерь, откуда в 6 утра вышел из палатки и полез на вершину. К 9 вечера достиг 6800 м.

-В это время уже темнеет. Пришлось заночевать там?

- Да, ночевка была очень тяжелая - ни полочки, ни площадки там не оказалось, сплошной лед упирался в скалы. У меня были с собой гамак-палатка, очень легкий спальник, пуховка, газовая горелка, два баллона к ней, шоколадные батончики и пакет супа. Специально взял все по минимуму, рассчитывая пройти маршрут на скорости.

-Поспать в таких условиях и на такой высоте хоть чуточку удалось?

- Даже не понял, спал ли. Было очень холодно, периодически шел снег. Утром огляделся - вершина казалась рядом. Думал, часов за 6 - 7 поднимусь на нее. Попил чаю и вышел в 8 утра. Лезу, лезу... Одна веревка, другая, а вершина все еще далеко. Около 7 вечера не то что до вершины - до гребня не добрался.

-Гребень где начинался?

- На 7100 м. Был он не крутой, снежный, со снежными же карнизами. Во второй половине дня, как обычно, испортилась погода: то снег, то синее небо. В начале девятого, когда вылез на гребень, подумал: вряд ли пойду на вершину. Оставался час светлого времени, а я безмерно устал. Настолько, что всякая мотивация отошла на второй план, никуда не хотелось идти. Как только вылез на гребень, сразу повернул обратно и начал спускаться.

-А вершина ведь была рядом, в 100 метрах. Трудно было принять решение отказаться от нее?

- (Смеется.) Когда так устанешь, достаточно легко. Была бы палатка с собой, я бы заночевал. А без нее боялся схватить холодную ночевку. К тому же спускаться в темноте очень опасно. Чем ближе была ночь, тем сильнее росло внутреннее напряжение. Мне ведь приходилось каждый участок проходить по три раза: два - вверх, один - вниз.

-Почему так получается?

- Первый раз я прохожу со страховкой. Потом закрепляю веревку наверху и на специальном устройстве спускаюсь к ее началу. Там выщелкиваю нижний конец веревки, надеваю рюкзак и снова поднимаюсь на жумаре. С собой у меня было всего две веревки. Одна за мной просто тащилась - она нужна для спуска. Получается, если прошел по высоте 500 метров, фактически одолел полтора километра.

-Значит, сколько у вас получилось?

- Перепад маршрута по высоте 1100 м. Когда лезешь, еще и траверсы приходится делать, расстояние набегает. Реально получилось 4 км. Поэтому усталость давила, голова плохо соображала.

-Как рассматривать такое сложное восхождение без взятия вершины?

- Вообще в Гималаях дойти до вершины очень важно. Это в Альпах мы обычно стену пройдем, а дальше не поднимаемся. Но когда перед тобой дилемма - вернуться живым, не дойдя до вершины, или дойти до нее и не вернуться, предпочитаешь остаться живым без вершины.

-На этой вершине уже кто-то был ?

- Два раза французы поднимались, но по другим маршрутам.

-Почему вы назвали свой маршрут "Маленький Принц"?

- А это самая маленькая вершина в данном массиве.

Елена РЕРИХ