Газета Спорт-Экспресс № 137 (4116) от 20 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

21 июня 2006

21 июня 2006 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006

И В ГЕРМАНИИ БЫВАЕТ ОСТРЫЙ ДЕФИЦИТ

Корреспондент "СЭ" совершил путешествие по маршруту Санкт-Петербург - Кельн - Гельзенкирхен - Дортмунд - Франкфурт - Лейпциг - Берлин - Ганновер - Санкт-Петербург, причем смотрел матчи чемпионата мира не из ложи прессы, а со зрительской трибуны.

ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ФОРМУЛЫ ЧЕРНОГО РЫНКА

Ажиотаж вокруг билетов царит в Германии невероятный. Их номинальная стоимость - 30, 60 и 100 евро - служит лишь неким ориентиром, так как все официальные билетные офисы стадионов обслуживают только клиентов по предварительным заявкам национальных федераций тех стран, команды которых вышли в финальную часть ЧМ-2006. Всем прочим остается надеяться на счастливый случай или пользоваться услугами перекупщиков.

Благо последних хватает - в день игры они встречают тебя прямо на железнодорожном вокзале соответствующего города и продолжают попадаться на всем пути до стадиона. "Накрутка" цены определяется по сложной формуле, в которую заданными параметрами включены и вместимость арены, и массовость прибывших в Германию групп поддержки команд, и интерес к матчу местных жителей. Например, на игру Ангола - Португалия в Кельне ваш покорный слуга попал, переплатив лишь треть цены билета за 60 евро, на матч Корея - Того во Франкфурте удалось купить билет по номиналу (единственный раз за весь турнир), а, скажем, от намерения посетить встречу той же Анголы с Мексикой в Ганновере и вовсе пришлось отказаться. Соотношение спроса и предложения заставило подскочить цены черного рынка на билеты к отметке в 1000 евро. Причина - мексиканское нашествие на Германию.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В ГАННОВЕРЕ

Болельщики из Мексики - вообще нечто особенное. Разговорившись по пути в Ганновер с одним из них, я услышал от него фразу: "Нас здесь 38 тысяч". Поначалу отнесся к сказанному несколько скептически - как говорится, где Мексика, а где Германия. Но уже при подъезде к Ганноверу стало ясно: если мой собеседник и преувеличил численность своих соотечественников на ЧМ-2006, то совсем ненамного.

Мексиканцы, добрая половина которых была облачена в огромные сомбреро, стали загружаться в вагон едва ли не на каждой промежуточной станции - то ли переночевав в маленьких городках поблизости от Ганновера, то ли решив посвятить свободное время осмотру их достопримечательностей. А весь двухкилометровый путь от вокзала до стадиона выглядел уже просто зеленой людской рекой, в которой напрочь растворились и местные жители, и немногочисленные представители группы поддержки ангольцев. И на всем этом пути можно было встретить людей в цветах сборной Мексики с табличкой-мольбой о лишнем билетике. Вот только сама игра явно не оправдала ожиданий и по качеству зрелища намного уступила предматчевому латиноамериканскому фестивалю на улицах Ганновера. Это была нулевая ничья явно не на тысячу евро.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ СИМПАТИИ ХОЗЯЕВ

Еще одна причина билетного ажиотажа в Германии состоит в том, что на матчи очень охотно ходят "аборигены". Для меня абсолютная "футбольность" Федеративной Республики проявилась уже во время матча открытия. Когда на поле в Мюнхене вышли сборные Германии и Коста-Рики, я ехал поездом в Гельзенкирхен, где в тот же вечер встречались Польша и Эквадор. В заполненном примерно наполовину вагоне лишь у одного молодого человека оказался с собой крохотный МР3-плеер с радиоприемником. Сначала юноша просто вслух оповещал всех остальных пассажиров об основных событиях в Мюнхене, а затем, поддавшись многочисленным просьбам, включил звук трансляции на максимальную громкость. В итоге жизнь вагона потихоньку сосредоточилась именно у его кресла, а сама картина стала чем-то напоминать кадры хроники, запечатлевшие "дотелевизионные времена". Матч, завершившийся в пользу хозяев - 4:2, оказался богат на события, и настроение в вагоне колебалось с максимальной амплитудой - в полном соответствии с "американскими горками", устроенными командой Юргена Клинсманна.

Те жители Германии, что обзавелись билетами, собираются на футбол не абы как, а с чувством. Многие, например, заблаговременно обеспечивают себя атрибутикой той "чужой" сборной, которую намерены поддерживать. Благо, производство подобных товаров выглядит нынче в Германии поистине целой индустрией: при желании можно одеться в цвета любой из 32 команд в буквальном смысле с головы до ног.

В фавориты в болельщицких симпатиях помимо бундестим явно выбиваются команды, считающиеся потенциальными аутсайдерами. А на особом счету в этом плане стоит сборная Того. Уж в этом-то смысле приглашение на пост главного тренера "Ястребов" немецкого специалиста Отто Пфистера полностью себя оправдало.

ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ

Из 11 арен, на которых проводятся матчи чемпионата, девять находятся в Западной Германии. А можно считать и 10, так как столичный "Олимпийский стадион" расположен в той части города, которая до падения Берлинской стены также не входила в состав ГДР. Таким образом, арена в Лейпциге в этом аспекте стоит особняком. И любопытно, что как раз на ней - единственной из всех - довелось пока видеть свободные кресла, хотя вместимость ее одна из самых маленьких и составляет 43 тысячи человек.

Небольшие бреши на трибунах лейпцигского стадиона зияли и на матче Испания - Украина, и на игре Франция - Корея - при том, что официально аншлаг был зафиксирован и на них. Впрочем, дебют украинской сборной на турнире подобного ранга оказался дебютом и для ее болельщиков, которые пока явно лишь осваиваются в компании более опытных групп поддержки. И в какой-то степени это наложило отпечаток даже на деятельность германских перекупщиков. Перед игрой Испания - Украина им зачастую приходилось дополнительно убеждать, что и по именному билету (на каждом действительно присутствует фамилия первого покупателя) на стадион вполне может пройти и другой человек. Заложенное где-то на генетическом уровне ожидание подвоха удавалось преодолеть далеко не сразу.

Кстати, сам по себе билет на матч ЧМ-2006 представляет собой целый механизм со встроенным чипом. После того как его вставляют в специальное считывающее устройство, на турникете загорается зеленый сигнал - и путь на стадион свободен. Или красный. Но это означает лишь то, что обладатель билета ошибся трибуной, так как случаев обнаружения фальшивок пока не зафиксировано.

Владимир ЮРИНОВ

Санкт-Петербург