Газета Спорт-Экспресс № 119 (4098) от 30 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

30 мая 2006

30 мая 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Седьмой этап. "ГРАН-ПРИ МОНАКО"

Фернандо АЛОНСО:
"МОНАКО - ЭТО ШОУ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ И НЕРВОТРЕПКА ДЛЯ ПИЛОТОВ"

Лина ХОЛИНА

из Монте-Карло

Каждый гонщик "Формулы-1" хочет выиграть "Гран-при Монако". Ведь эта победа автоматически вписывает его имя в историю. Трассу, большая часть которой проложена прямо по портовой набережной, часто называют жемчужиной автоспортивного календаря. Но заранее предсказать ее очередного покорителя практически невозможно. Так, за последние пять лет в Монако победили пять разных пилотов. Причем действующий чемпион мира, гонщик команды Mild Seven Renault Фернандо Алонсо до минувшего уик-энда похвастаться этим алмазом в своей короне не мог. И все понимали, что испанец, показывающий в сезоне-2006 высокий класс, будет в Монте-Карло одним из фаворитов, но отнюдь не гарантированным победителем.

Спокойная поначалу квалификация обернулась скандалом с "Феррари" семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, а 78-круговая гонка - драматичным сходом пилота "Макларена" Кими Райкконена, который был ближайшим и самым опасным конкурентом лидировавшего почти всю гонку и выигравшего главный трофей Алонсо. Но кажущаяся легкость его воскресной победы, как считает сам Фернандо, обманчива.

Так вышло, что я была гостем команды Mild Seven Renault на "Гран-при Монако" и благодаря этому имела возможность пообщаться с чемпионом мира-2005 не только на традиционных пресс-конференциях, но и в неформальной обстановке.

- Я хотел бы посвятить свою победу памяти Эдуарда Мишлена, - начал нашу беседу Алонсо. Дело в том, что в пятницу пришла печальная весть о гибели президента фирмы "Мишлен" во время парусной прогулки, и после финиша "Гран-при Монако" ни один из ее призеров, стоя на подиуме, не посчитал возможным окатить себя и коллег традиционным душем из шампанского. За последние два-три года компания "Мишлен" проделала в "Формуле-1" великолепную работу, и во многом благодаря ее резине "Рено" смогла опередить в воскресной гонке всех своих оппонентов. Кстати, все три ее призера используют покрышки именно французской компании.

-На трассе в Монако, как, пожалуй, нигде, проверяется мастерство гонщика. Вам самому она нравится?

- Эта трасса действительно сильно отличается от всех прочих. Прежде всего необходимо особым образом настроить автомобиль, чтобы он был как можно более эффективен на кочковатых участках и в плотных поворотах. Машина же с такими настройками весьма сложна в управлении. Впрочем, не менее сложно подобрать нужную настройку, заставить автомобиль и резину работать по максимуму, выжать из мотора всю его мощь. В самом начале уик-энда полотно трассы очень грязное, и по мере его расчистки результаты постоянно улучшаются. Вот только ты порой не понимаешь причину этого: то ли настройки хороши, то ли пыли на полотне поубавилось. В общем, "Гран-при Монако" - отнюдь не моя любимая гонка. Это шоу для публики, а для нас, пилотов, - страшная нервотрепка, сплошной стресс.

-А еще тут очень важно хорошо провести квалификацию. Это в Монако - ключ к успеху.

- Конечно. Ради одного идеального квалификационного круга команда работает день и ночь. Ведь если ты стартуешь в первом ряду и добираешься до финиша, то это гарантированный подиум. А если тебе не удалось квалифицироваться в пятерке лучших, то о подиуме можешь забыть. Поэтому во время квалификации в Монако гонщики нередко идут на риск.

-Учитывая нынешний регламент квалификации, вы ожидали каких-либо проблем?

- Безусловно. Этот квалификационный формат, при котором в течение первых 15 минут все автомобили находятся на трассе одновременно, весьма чреват сюрпризами. В Монако же эти 15 минут могут стать и вовсе роковыми. Один желтый флаг из-за чьего-то вылета, одна медленная машина впереди тебя - и ты можешь проститься с хорошим результатом. Слишком уж узкие здешние улицы, и трафик превращает квалификацию чуть ли не в лотерею. 22 машины на 3-километровом кольце! Ни один быстрый круг не может быть абсолютно чистым. Знаете, еще до приезда в Монако я был уверен в том, что по итогам квалификации наверняка будут протесты и разбирательства.

-Расскажите немного о ваших предыдущих гонках в Монте-Карло.

- Выступал я не слишком удачно, даже на подиуме ни разу не был. Лучший результат - четвертое место в прошлом году. В 2003-м нам не удалось как следует подготовить машину, в 2004-м я вообще выбыл из гонки после столкновения в туннеле с моим напарником Ярно Трулли. В 2005-м все, казалось, складывалось как надо, но вдруг начались неприятности с резиной... И вот мы наконец-то выиграли! Знаете, у меня было предчувствие, что все на сей раз будет хорошо, и квалификация еще более усилила это ощущение.

-По первоначальным итогам квалификации вы были вторым. Если бы не инцидент с Шумахером, смогли бы побороться за поул?

- Конечно! На финише второго сектора я был на 0,3 секунды быстрее себя самого на предыдущих кругах. Что же вышло в итоге? Лидируя на протяжении почти всей квалификации, на последнем круге я потерял свой лучший результат. Это было не слишком приятно. Впрочем, я знал, что сделал максимум, что машина вела себя хорошо. Даже в субботу я был уверен в том, что при разработке "Рено" удачной гоночной стратегии шансы на успех в воскресенье будут.

-А что конкретно произошло в квалификации?

- Ехал, увидел желтые флаги, предупреждающие об опасности на трассе. Кто знал, что там за поворотом? Естественно, я затормозил сильнее обычного. И сразу понял, что хорошего результата уже не получится и что, возможно, я потерял поул.

-Расстроились и распрощались с победой?

- Нет, но вот как я смотрю на вещи. Есть несколько важнейших гонок - в Монако, Индианаполисе, для меня еще и в Барселоне. Эти гонки - легенды, и победа в них является чем-то особенным. Но если победить не удается, в истерику впадать не следует - второе и третье места тоже приносят очки в зачет чемпионата мира. Ну а в Монако всегда надо быть готовым к сюрпризам...

-Вы предполагали, что бороться придется с "Макларенами"?

- Нет, я считал, что основное внимание надо уделить "Феррари", однако все переменилось после того, как результат Шумахера был аннулирован.

-Но почему "Феррари"? Ведь еще пару гонок назад вы называли основными конкурентами в борьбе за чемпионство "Макларен".

- Потому что в последнее время "Феррари" прогрессирует, у нее явно наладилось с резиной. Что же касается гонки, то она получилась очень эмоциональной. Конечно, старт с поул-позишн упростил мою задачу. Да, Райкконен прессинговал меня на протяжении большой части "Гран-при", однако я контролировал ситуацию и в нужный момент мог прибавить.

Тем не менее, смею вас заверить, это были отнюдь не легкая гонка и легкая победа. В Монако как нигде необходима предельная концентрация. Надо на протяжении всех 78 кругов, проходя их практически на максимуме, не сделать ни малейшей ошибки.

-Хотите сказать, что здесь гонщик не получит удовольствия от скорости?

- Какая там скорость, какое удовольствие! После этой гонки остается одна усталость. Даже сейчас мне трудно прочувствовать всю прелесть своей победы. Впрочем, тут сказываются и последствия предыдущей гонки в Барселоне. Первое место на родине в Испании досталось мне столь тяжело и было столь желанно, что до сих пор затмевает все остальное.

-Неужели гонка в Монако была менее сложна? Вас ведь почти 50 кругов преследовал Райкконен?

- Повторяю, здесь практически невозможно обгонять, так что важно было самому не ошибиться. Я знал, когда для меня наступит ключевая часть гонки - несколько кругов до и после пит-стопа, и мне надо было сохранить в нужной кондиции резину. Кими был близко, и в какой-то момент я понял, что, даже прилагая определенные усилия, не могу увеличить свое преимущество. Тогда я и сказал себе: о'кей, лучше поберегу резину, а когда настанет решающий момент, максимально выложусь.

-В Барселоне ваш "Рено" был гораздо быстрее "Макларенов" Райкконена и Монтойи. В Монако вам было трудно оторваться от Кими. Чем можете это объяснить?

- Даже и не знаю. Может, тем, что "Макларен" работает и прогрессирует, а трасса в Испании очень подходила "Рено". Кроме того, как я уже сказал, в Монако я не рвался вперед изо всех сил, так как хотел сохранить шины.

-Когда Райкконен сошел и из реальных соперников остался лишь Монтойя, стало легче?

- Спасибо пилотам, которые оказались между мной и им в момент появления на трассе машины безопасности. Благодаря этому, когда перед Хуаном Пабло оказалось свободное пространство, он уже был в 12 - 15 секундах позади меня, что сделало невозможным реальную погоню. Дело было сделано, и нам обоим оставалось только контролировать обороты двигателей, поддерживать скорость и постараться без потерь добраться до финиша.

-Победа в Монако - это само по себе грандиозно. Но и 10 очков в зачет чемпионата мира - тоже неплохо...

- Совершено верно. Каждая следующая гонка становится все более важной с точки зрения борьбы за чемпионский титул. Вот Кими вновь не получил зачетных очков, а это значит, что мое преимущество над ним возросло еще на 10 баллов. Михаэль завоевал всего 5 очков, а это значит, что я оторвался от него еще на 5. После "Гран-при Монако" у меня уже неплохой запас. Если удастся на следующих этапах еще более упрочить свое лидерство, то концовка сезона будет попроще. Надо только не забывать, что в каждой очередной гонке ты можешь не только многое приобрести, но и многое потерять.

-Пока у вас совсем не много потерь.

- Четыре победы и три вторых места в семи гонках - совсем неплохо, не так ли? И я постараюсь сохранить набранный ход на семи следующих этапах. Вот тогда шансы на чемпионское звание будут по-настоящему весомыми.

В прошлом году я выиграл чемпионат в том числе и благодаря тому, что не совершал ошибок. Это принесло мне 15 подиумов. Сейчас их у меня уже 7... Хороший плацдарм для борьбы за сохранение своего титула.

-А если бы Шумахер стартовал с поула, как могла сложиться гонка?

- Но он не стартовал с поула. И обычно я не думаю о том, что происходит позади меня. Чем я интересовался, так это результатами на круге Кими, который был главным соперником, и Марка Уэббера. Да, Шумахер показал быстрейший круг в гонке. Ну и что? Пока мы, лидеры, контролировали ситуацию и сохраняли свои болиды для успешного финиша, остальные могли потешить себя рекордами на круге.

-Прогноз на исход "Гран-при" в Сильверстоуне можете дать?

- Думаю, британская трасса хороша для "Рено". В прошлом году мы там боролись за первенство с Хуаном Пабло, да и зимние тесты прошли удачно. Поэтому я полностью уверен в себе в преддверии Сильверстоуна.

"СЭ" благодарит команду Mild Seven Renault за помощь в подготовке этого интервью.