Газета Спорт-Экспресс № 106 (4085) от 15 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 7

15 мая 2006

15 мая 2006 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ? ВРЯД ЛИ...

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

9,76 секунды... Нормальный человек за это время даже свой адрес продиктовать не успеет. Но людей, зарабатывающих на жизнь стометровкой, вряд ли кто-нибудь назовет нормальными. Джастин Гэтлин - блестящее тому подтверждение. Только представьте: через несколько минут после того, как он "отчесал" 100 метров быстрее, чем кто-либо в истории человечества, американец заявил, что на самом деле хотел бы пробежать на две-три сотые доли секунды быстрее, и назвал свое выступление "не самым безупречным забегом". Интересно, с чем он сравнивает?

Что ж, ваш корреспондент будет чуть старше Гэтлина и по крайней мере может сравнить нынешнюю рекордную стометровку с забегом Бена Джонсона на Играх в Сеуле в 1988-м. Мускулистый ямайко-канадец, 18 лет назад пробежавший дистанцию на три сотые секунды медленнее Гэтлина, но при этом все равно оставивший великого Карла Льюиса далеко позади, в зоне собственной турбулентности, совершил, как тогда казалось, невероятное. Цифры "9,79" представлялись рывком в XXI век, причем во вторую его половину, потому что это был бег уже за рамками человеческих возможностей. И, как известно, уже сутки спустя это утверждение было полностью доказано - путем анализа мочи г-на Джонсона, что шокировало планету почище любых рекордов.

Времена теперь другие. Ничто не кажется невозможным, но ничто и не принимается за чистую монету. Гэтлин заранее обещал побить рекорд на соревнованиях в Дохе - и обещание свое сдержал. А человек, чье достижение он превзошел, Асафа Пауэлл с Ямайки, по этому поводу лишь пожал плечами. И попросил передать Гэтлину: мол, радуйся, но помни, что рекорд у тебя лишь на временном хранении. Вот как! Во времена Льюиса и Джонсона рекорды встречали, как старатели - золотую жилу, а сейчас, получается, за ними, как за кефиром, ходят? Что ж, остается только восхититься этими парнями!

Впрочем, реалии времени таковы, что дифирамбы рекордам поются теперь осторожно, за что тоже спасибо Джонсону. Гэтлинские 9,76 возвращают рекорд в Америку после того, как из книг было вымарано достижение Тима Монтгомери, скандально связанного с крупной фармацевтической лабораторией BALCO. С Гэтлином, кстати, работает тренер Монтгомери и другой "штрафбатовки", Мэрион Джонс. Сам Джастин вроде бы абсолютно "чист", если не считать инцидента пятилетней давности, когда он схлопотал двухлетнюю дисквалификацию за употребление амфетаминов. Впрочем, Гэтлин утверждал, что они входили в состав препарата, который он принимал к тому времени уже 10 лет от нервного заболевания, имеющего в Америке название "дефицит концентрации внимания". Это когда человек не может долго думать о чем-то одном и все время отвлекается на новые мысли (странно, я всегда считал это профессиональной болезнью журналистов). Интересно, кстати, сколько разных мыслей успевает человек передумать за 9,76 секунды?

То, что американцы теперь вновь с гордостью могут провозгласить себя самой шустрой нацией мира, вроде бы должно сделать Гэтлина национальным героем. Но это вряд ли произойдет. В программе спортивных новостей телекомпании ESPN забегу Джастина посвятили как раз эти самые 9,76 секунды, показав лишь сам забег и объяснив, почему его показывают.

Почему так? Причин хватает. Во-первых, легкоатлетам дозволяется быть звездами только в олимпийские годы. В остальные изволь знать свое место. Какая еще там легкая атлетика, когда в Америке плей-офф НБА? Не шутите, право!

А во-вторых, Гэтлин, несмотря на обещание рекорда и пострекордное бахвальство, в жизни очень тих, застенчив и вообще никак не похож на того же Льюиса, который насквозь пропитан отборнейшим Голливудом.

Да и нельзя упускать из виду тот факт, что нормальный американец никогда в жизни не найдет на карте никакую Доху и не поймет, зачем кому-то нужно там быть. Ведь у нормального американца "дефицит концентрации внимания" не излечится никаким, даже самым ядреным, амфетамином.