Газета Спорт-Экспресс № 62 (4041) от 21 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

21 марта 2006

21 марта 2006 | Бокс и ММА

БОКС

БАБЬЯ OCЕНЬ Роя ДЖОНСА

Рой Джонс заявил, что готов встретиться с чемпионом мира в категории до 76,2 кг по версиям IBF и WBO британцем Джо Кальзаге, причем ради этого готов приехать к нему домой. Всего пару лет назад это высказывание стало бы сенсацией по обе стороны океана. Сегодня его едва заметили. Джонс стал для боксерского мира живым покойником. Только если о настоящих покойниках положено либо говорить хорошо, либо не говорить ничего, то о живых покойниках - либо плохо, либо ничего.

ДОСЬЕ "СЭ"

Рой ДЖОНС

Родился 16.01.69

Серебряный призер Олимпиады-88 в Сеуле в категории до 71 кг (в результате самого скандального решения за всю историю Игр у него отняли победу в финале), обладатель Кубка Вэла Баркера.

Чемпион мира по версии IBF в категории до 72,6 кг - 1993 - 1994.

Чемпион мира по версии IBF в категории до 76,2 кг -1994 - 1997. Чемпион мира по версии WBC в категории до 79,4 кг - 1997 - 2003, 2003 - 2004. Чемпион мира по версии WBA в категории до 79,4 кг - 1998 - 2003. Чемпион мира по версии IBF в категории до 79,4 кг - 1999 - 2003. Абсолютный чемпион мира в категории до 79,4 кг - 1999 - 2003. Чемпион мира в тяжелом весе по версии WBA - 2003.

Проиграл три последних боя: в апреле 2004 года Антонио Тарверу нокаутом во 2-м раунде, в сентябре 2004-го - Глену Джонсону нокаутом в 9-м раунде и в октябре 2005-го - Антонио Тарверу по очкам.

НЕСБЫТОЧНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Думаю, не мне одному вспомнился Рой Джонс, когда показывали бой Джо Кальзаге с Джеффом Лейси. Британец, внешне не особо напрягаясь, без лишней жестокости избивал американца. А Лейси не знал, что делать и куда бежать.

Точнее, куда бежать, он знал. В нем оказалось достаточно мужской сущности, чтобы бежать не от соперника, а на него, но ничего хорошего из этого не вышло. Как боец он, конечно, сохранил лицо, но на самом деле от этого лица мало что осталось. До боя с Кальзаге Лейси считался одним из самых перспективных молодых чемпионов. Теперь он не считается никем.

В течение 13 лет такие представления, как сейчас Кальзаге, устраивал Рой Джонс, и противники у него иногда бывали и посильнее, чем Джефф Лейси. Но сейчас иногда кажется, что всего этого никогда не было. Последние поражения лишили Роя не только будущего, но как будто и прошлого. Во всяком случае, в глазах очень многих.

В последнем номере авторитетного американского журнала The Ring опубликована большая статья, анонсированная на обложке: "Рой Джонс. Честный взгляд на прошлое". Честность взгляда заключается в том, чтобы замолчать то хорошее, что можно замолчать, преуменьшить достижения, которые замолчать невозможно, по возможности раздуть весь негатив и интерпретировать любую, хоть сколько-нибудь спорную ситуацию не в пользу Роя. Именно на такую честность сейчас большой спрос. А раз есть спрос, то найдется и сколько угодно предложений, потому что в боксерском мире, особенно в Америке, Джонса не любят. Очень не любят.

То, что к Рою многие боксеры относятся так, будто он переспал с их женами, лишил девственности всех дочерей еще в младшем школьном возрасте и вдобавок украл все деньги, меня мало удивляет. Именно так к слишком талантливым относятся коллеги во всех областях человеческой деятельности. Но вот что Джонс украл у болельщиков и кого из них против их воли лишил девственности, я, честно говоря, понять не могу. Кстати, точно так же в конце 60-х годов относились к Мохаммеду Али, как раз когда он был на пике своего боксерского мастерства. Полюбили его потом, но и то не за бокс, а за общественную деятельность, которая тогда была в большой моде.

Найти какое-то рациональное объяснение этой ненависти почти невозможно. Боксерская общественность, например, души не чает в Джеймсе Тоуни, нераскаявшемся бывшем уличном наркоторговце. Тоуни, кроме всего прочего, еще и чудовищный хам, который оскорбляет направо и налево совершенно посторонних людей только потому, что этого требует его большая и добрая душа. Впрочем, любовь к нему объяснить нетрудно. Миллионы людей мечтают быть такими, как Тоуни, и вести себя, как он, но просто не смеют. Может быть, все дело во внешности Роя Джонса? Тоже вроде нет. Внешность как внешность, отвращения не вызывает. Да и того же Тоуни, напоминающего вконец озверевшего Винни Пуха, красавцем могла считать только его мама, да и то только когда он был совсем маленьким.

Мне кажется, что многие в боксерской тусовке ненавидят Джонса за то, что он никогда не относился к своей работе как к некоему священнодействию. В большинстве своем эти люди занимались боксом, но закончилось это для них только битой мордой и навсегда травмированным самолюбием, и они требуют уважения к тому, что им так и не далось. Они хотят видеть, что другим, даже самым талантливым, тоже трудно и больно. А Джонс в день титульного поединка с сильным соперником принимал участие в баскетбольном матче, потому что ему так хотелось, или минут десять отплясывал с девушками из танцевальной группы непосредственно перед выходом на ринг. Он был неуязвим - и демонстрировал это на каждом шагу. Он был похож на бессмертного, который хвастает перед смертными своим бессмертием. Но в один прекрасный день выяснилось, что он тоже смертный, и тогда ему припомнили сразу все.

ПРОШЛОЕ, КОТОРОЕ ХОТЯТ УКРАСТЬ

Еще в золотые годы Роя Джонса в боксерских изданиях то и дело появлялись статьи, в которых его сравнивали с лучшими средневесами и полутяжами прошлого, и получалось, что чуть ли не любой из них легко Джонса победил бы. Не буду ни на чем настаивать, но мне все же кажется, что говорить, будто боксеры прошлого с легкостью расправились бы с нынешними чемпионами, - это то же самое, что утверждать, что Джесси Оуэнс обогнал бы на стометровке любого из нынешних чемпионов. Слишком все изменилось, слишком выросли скорости - не в последнюю очередь благодаря самым различным разрешенным и запрещенным препаратам. Посмотрите незамыленными глазами на бои великих боксеров прошлого, и вы в этом убедитесь сами.

Вообще байки о боксерах прошлого напоминают рассказы о легендарных стрелках с Дикого Запада, которые из кольта попадали в спичечный коробок с дистанции, чуть ли не превышающей дальнобойность этого кольта. Конечно, приземленный взгляд, согласно которому нынешний заурядный чемпион побьет великого чемпиона прошлого, лишен романтического флера, но, думаю, он ближе к истине. Другое дело, что родись этот чемпион давних годов сегодня, он тоже был бы совершенно иным, пройдя современную подготовку. Но это уже совсем другой разговор.

Основные пункты обвинения в адрес Роя Джонса со стороны современных критиков сводятся к тому, что он никогда и не был неуязвимым, а просто уклонялся от боев с сильными соперниками и морочил всем голову тем, что свои якобы сверхъестественные навыки демонстрировал в боях с откровенными середняками.

Наглая ложь сильна прежде всего своей наглостью. Когда тебе, глядя на белое, на голубом глазу говорят, что это черное, ты сам начинаешь сомневаться: может, и впрямь черное? Или хотя бы серое? Свой первый титул Рой получил в 1993 году в бою с Бернардом Хопкинсом, будущим общепризнанно великим бойцом, защитившим свой титул, который он завоевал уже позже, рекордные 19 раз. Джонс победил его одной рукой, левой, так как правая была сломана. По очкам, но так, что даже сам Хопкинс не стал спорить с тем, кто победил в той встрече. Если ты побил великого бойца одной рукой, неужели ты можешь быть невеликим сам? Здесь ведь речь идет не о шальном нокауте.

Свой второй титул, по версии IBF в категории до 76,2 кг, Джонс завоевал в ноябре 1994 года в бою с Джеймсом Тоуни. Тем самым, который побывал чемпионом во всех весах от 72,6 до 86,2 кг, а если бы не слопал слишком много нандролона (конечно, чисто случайно, такие джентльмены никогда не делают этого нарочно, шарил не глядя в аптечке, нашел таблетку, сунул в рот, думал анальгин, а оказался нандролон), то завоевал бы титул и в тяжелом весе, поскольку победил в прошлом году Джона Руиса.

Однако, каким бы подонком ни был Джеймс Тоуни, он выдающийся боксер. Тем не менее в бою с Роем Джонсом он проиграл каждый раунд, каждую минуту, практически каждый эпизод и выглядел точно так же жалко и беспомощно, как и все остальные его противники. Просто потому, что тогда перед Джонсом все были равны в своем бессилии. Говорить, что Джонс никогда не был великим боксером на основании его трех последних поражений, как сейчас делают многие, это то же самое, что говорить о 79-летней итальянской кинозвезде Джине Лоллобриджиде, что она никогда не была красавицей, а всегда была старухой.

Что же касается противников, от боев с которыми Джонс якобы уклонялся, то здесь при ближайшем рассмотрении ситуация еще проще. Чаще всего Роя упрекают за то, что он не провел бой с Дариушем Михалчевски. Попытаемся разобраться с этой историей.

Осевший в Германии поляк Михалчевски стал чемпионом мира по версии WBO в категории до 79,4 кг в 1994 году. С тех пор и до 2003 года он исправно защищал свой титул. Столь же исправно он периодически вызывал Роя Джонса на бой. Правда, при этом он все время выдвигал заведомо неприемлемое условие: Джонс должен был приехать в Германию. Ничего удивительного. Из своих 50 профессиональных боев Михалчевски провел в Германии 49 и еще один - на своей исторической родине в Польше.

Требование к Джонсу приехать в Германию было несусветной наглостью. Овес за лошадью не ходит. Рой был абсолютным чемпионом мира, а Михалчевски владел второстепенным титулом WBO. Кроме того, Михалчевски, как и весь остальной боксерский мир, знал, что у Джонса со времен сеульской Олимпиады остался пунктик: он боялся, что его могут засудить. Опасаться этого были все основания. Судейство в Германии в то время не было даже скандальным, оно было беспредельным, и исправляться ситуация стала понемногу только в последнее время. При этом лично с Михалчевски положение было еще хуже. Так, в 1996 году в его бою с куда менее популярным в Германии немцем итальянского происхождения Грациано Роккиджани последнего в 7-м раунде, когда он стал явно брать верх, подвергли весьма сомнительной дисквалификации.

Очень забавно в той же статье из последнего номера The Ring, о которой уже шла речь, читать рассуждения автора о том, что "как боец" Джонс был обязан ехать в Германию драться с Михалчевски. Примерно в то же время, когда Михалчевски "вызывал на бой" Роя Джонса, будущий абсолютный чемпион мира в тяжелом весе британец Леннокс Льюис на самом деле вызывал на бой американских чемпионов Риддика Боу а затем Майкла Мурера и Эвандера Холифилда, и ему исправно в этом отказывали, хотя Льюис предлагал драться в Америке. В конце 1997 года, когда он уже владел титулом WBC и рвался к бою с Холифилдом, солидная Washington Post назвала его "в лучшем случае недостойным претендентом". Как бы она назвала Леннокса, если бы он потребовал, чтобы Холифилд дрался с ним в Великобритании?

По аналогичным причинам, что и с Михалчевски, в свое время не состоялись бои Роя Джонса и с ирландцем Стивом Коллинзом, и с британцами Найджелом Бенном и Крисом Юбэнком, а позже с Джо Кальзаге. Все это были "домашние бойцы", приносившие своим промоутерам огромные деньги, и те вовсе не собирались везти их в Америку на битье Рою Джонсу.

НАСТОЯЩЕЕ, КОТОРОЕ НИКОМУ НЕ НУЖНО

В чем действительно можно упрекнуть Роя Джонса, так это в том, что на поверку он оказался весьма одноплановым бойцом. Его последние поражения показали, что все его колоссальное преимущество над соперниками держалось почти исключительно на феноменальной скорости. Прежде всего рук. Стоило скорости с возрастом только чуть-чуть подсесть, и чудо кончилось. Для сравнения: Мохаммед Али в молодости брал тем же, но, когда его суперскорость ушла, у него осталось в загашнике еще очень много чего. А у Роя Джонса - не осталось. Его былое феноменальное превосходство стало работать против него же.

Выяснилось, например, что он дожил до весьма преклонных для боксера лет, понятия не имея о том, что такое план на бой. Раньше он работал "от противника", на одних инстинктах. Теперь этого уже мало, а планировать бой он категорически не умеет, как показал его последний поединок с Антонио Тарвером, который он сумел проиграть не нокаутом, а только по очкам.

Однако Рой, как и очень многие бойцы до него, надеется вернуть прошлое. Он не хочет думать о том, что время никогда не отдает того, что забрало. Ты можешь сражаться с ним только за то, чем еще владеешь. Ушло - значит, ушло.

К тому же остались еще и "дорогие болельщики", которые будут душевно рады, если он опять упадет. Раньше, когда они его пытались критиковать, сами прекрасно понимали, что несут чушь, и потому сама их ненависть была своего рода признанием таланта. Теперь все иначе.

Так что все надежды Роя Джонса на то, что в его жизни наступит бабье лето и прошлое удастся хоть ненадолго вернуть, а для этого нужно только выиграть у Джо Кальзаге, тщетны. В его жизни наступило не бабье лето, а самая настоящая бабья осень. Довольно грустное время года.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ