Газета Спорт-Экспресс № 34 (4013) от 15 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 6

15 февраля 2006

15 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ХОККЕЙ

Игорь РАБИНЕР

"Сколько детей в России вчера получили имя Павел!" Эта шапка в "СЭ" восьмилетней давности, появившаяся наутро после фантастического полуфинала Нагано-98 Россия - Финляндия (Павел Буре, напомню, забросил в той игре пять шайб), по-моему, говорит о хоккейном олимпийском турнире все.

Хоккею в России, быть может, поклоняются чуть меньше людей, чем футболу, зато поклонение это - максималистское. Когда футбольная сборная отправляется на чемпионат мира или Европы, от нее требуют - и давно уже не дожидаются - выхода из группы. А когда в полуфинале Олимпиады в Солт-Лейк-Сити мы с минимальным счетом проигрываем хозяевам-американцам, тут же находится тьма осатаневших от горя фанатов, убежденных в том, что российские энхаэловцы сдали эту игру стране, в которой зарабатывают деньги. И невозможно разубедить их в этом бреде: сам пробовал, никакие аргументы не действуют. Плевать, что в третьем периоде мы тогда устроили соперникам ад и едва их не настигли! Проиграли Америке - значит, сдали!

И вся эта буря страстей - не только у нас. Американцы официально объявляют главным спортивным событием страны XX века "чудо на льду" - выигрыш студенческой сборной у советских гигантов в Лейк-Плэсиде-80, - а четверть века спустя снимают о нем фильм "Чудо". Лучший игрок Канады всех времен Уэйн Гретцки плачет навзрыд в раздевалке после поражения в полуфинале Нагано от чехов - понимая, что в качестве игрока олимпийское золото он не выиграет никогда. Флегматичные жители северной страны Швеции бьют витрины в Стокгольме после шокирующего поражения своей сборной от белорусов в четвертьфинале Солт-Лейк-Сити, шведская пресса изничтожает игроков. А вратарю Томми Сало, пропустившему нелепую решающую шайбу от Копатя, остается только молиться, что он не родился где-нибудь поюжнее: судьба колумбийского защитника Андреса Эскобара, убитого за автогол в матче с США на футбольном ЧМ-94, вполне могла постигнуть и его.

Скандинавов тогда победил тренер Владимир Крикунов. Сейчас он возглавляет сборную России. Когда я позавчера в Олимпийской деревне спросил вероятного капитана шведов Матса Сундина, известно ли ему об этом факте, он воскликнул: "Нет, я об этом не знал!" И посмотрел на меня так, что стало ясно: боль за поражение от Белоруссии за четыре года из сердец этих викингов никуда не исчезла.

Мы - единственные, кто на обеих "энхаэловских" Олимпиадах завоевал медали. Но разве этот почетный факт идет в сравнение с секундами безудержного, всепоглощающего счастья, которое испытали чехи в 98-м и канадцы в 2002-м? Разве мы им тогда отчаянно не завидовали? Разве не сидели на трибуне японского стадиона "Big Hat" или у экранов телевизоров, закрыв лицо руками, после финальной сирены в решающем матче-98 с чехами?

Уже общим местом стали цитаты любого из наших соперников: "Русские - самые талантливые". "Фишка"-то в том, чтобы все эти таланты, оказавшись вместе, играли друг за друга, а не каждый за себя. Удастся ли это Крикунову? Помнит ли он, что по именам наименее одаренной сборной за эти Олимпиады у нас была та, что ездила в Нагано? Но что именно там, в Стране восходящего солнца, России удалось создать настоящую, лучшую за последние лет десять команду, о которой все до единого игроки вспоминают с гордостью? Павел Буре назвал ее тогда "командой братьев". Время летит, и теперь Русская Ракета, уже генеральный менеджер, формировал состав олимпийской сборной в Турине. Безумно хочется, чтобы о ней потом можно было снять фильм "Братья-2". Времени на спайку настолько мало, что все в создании этой атмосферы будет зависеть от Крикунова.

В том, как организован олимпийский турнир, заранее ощущается какая-то ущербность. Ну не должны на главное соревнование четырехлетия звезды мирового масштаба прилетать за сутки до первого матча! Когда фигуристка Татьяна Навка узнала от нас об этом, она была потрясена. Признал ошибку и президент ИИХФ Рене Фазель - заметив, правда, что чемпионат НХЛ надо было прерывать не за два, а за три дня до старта Олимпиады. По-хорошему же - хотя бы за неделю. К чемпионату мира по футболу сборные готовятся месяц, а в этом году ФИФА запретила играть официальные матчи после 15 мая. Вот это подход! Вот это уважение к своему самому почитаемому в мире продукту!

В хоккее такого единоначалия, к сожалению, нет - и все равно, вина ли в том ИИХФ или НХЛ. Как подумаешь, в какой заоблачный хоккей играли бы эти команды, будь у них хотя бы полмесяца на подготовку, - выть от досады хочется. Хорошо хоть не заставили, как перед Солт-Лейк-Сити, объявлять восьмерку "неприкосновенных" в марте предыдущего года, за 11 месяцев до Олимпиады.

Впрочем, все в равных условиях. Но умные люди организовывали все так, что их сборные готовиться успевали: те же канадцы с американцами прошлым летом провели полноценные сборы. У нас же тогда даже тренер олимпийской сборной еще не был назначен. Как всегда, мы проиграли время.

А сейчас еще до Олимпиады мы узнаем, что защитник Антон Волченков приезжает в аэропорт Оттавы - и там уже выясняет, что брони на трансатлантический перелет у него нет. И видим, как к Крикунову каждую секунду подскакивают работники ФХР с вопросами, не имеющими к тактике и звеньям никакого отношения. И знаем, что в сборной нет администратора, из-за чего паспортно-билетные функции возложены сразу на трех человек, у которых и других, основных, дел хватает.

Вопросов много. Как сработает эксперимент - ведь впервые сборную повезет на Олимпиаду нового образца тренер стерильно российской закваски? Сработается ли он с энхаэловцами, проявит ли достаточно тактической гибкости, будет ли хорошо знать соперников? Не помешает ли отсутствие форвардов-оборонцев и тренера вратарей?

Зато за прошлый год, когда в НХЛ был локаут, думается, многие из игроков-олимпийцев посмотрели на родную страну по-новому. Ну никогда в жизни я не мог предположить, что Алексей Ковалев (как казалось еще несколько лет назад, один из самых американизированных наших энхаэловцев) станет таким замечательным капитаном сборной, как на ЧМ-2005 в Австрии! А он стал. И характера у той крикуновской команды было с лихвой. Это ли не плюс?

...12-летний московский мальчишка Саша Овечкин смотрел на вдохновенные проходы и голы Павла Буре во время Олимпиады в Нагано - и вдруг понял, что сам безумно хочет оказаться на его месте. Об этом сам наш вундеркинд рассказал мне в Олимпийской деревне Турина. Вот она - связь времен, от которой мурашки по коже. Пришли новое время и новая Олимпиада.

К бою!

Турин