Газета Спорт-Экспресс № 34 (4013) от 15 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

15 февраля 2006

15 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

Интервью корреспонденту "СЭ" дал известный продюсер, режиссер, актер, приехавший на несколько дней в Турин.

Федор БОНДАРЧУК

СТАТЬ ОЛИМПИЙСКИМ ЧЕМПИОНОМ - ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ СНЯТЬ "9 РОТУ"

Игорь РАБИНЕР

из Турина

Сергей Мазаев самозабвенно пел, Игорь Бутман творил что-то невообразимое на саксофоне, в импровизированном партере отплясывала Чулпан Хаматова, аплодировала в такт Галина Волчек. А Федор Бондарчук, словно желая включить эти развеселые кадры в свой очередной фильм, едва ли не на сцену вскочил, снимая происходящее на любительскую видеокамеру. Им было хорошо в Русском доме - знаменитостям, приехавшим в Турин поддержать наших олимпийцев. Хорошо было и тем, кто на них просто смотрел, - от понимания, что к спорту и спортсменам у нас неравнодушны столько людей, которых знает вся страна.

Часом ранее популярный кинорежиссер, создатель самого кассового фильма прошлого года в России "9 рота", с высоты четвертого этажа обменялся бурными приветствиями со своим приятелем Вячеславом Фетисовым, а чуть позже дал интервью корреспонденту "СЭ". Бондарчук приехал в Турин лишь на пару-тройку дней. "Он работает в кино как режиссер, актер и продюсер, руководит компанией, снимая музыкальные клипы и рекламные ролики, занимается ресторанным бизнесом, ведет несколько телевизионных проектов, преподает. Он живет в сумасшедшем ритме, успевая везде и выкладываясь на все сто", - эта цитата с официального сайта Бондарчука заставляет удивиться не тому, что он приехал в Турин так ненадолго, а тому, что он вообще нашел время сюда выбраться.

СТЕПЕНЬ ДОВЕРИЯ К СПОРТСМЕНАМ - КОЛОССАЛЬНАЯ

-Есть, по-вашему, взаимосвязь между тем, что происходит в стране, и тем, что творится на Олимпиаде?

- Конечно, есть! Это очень точный вопрос. Особенно в стране, где до конца не сформулирована национальная идея. Вот представьте - в третьем классе мальчик-вундеркинд вдруг спросит: "А что такое национальная идея?" Где-то, возможно, смогут тут же достать из шкафчика 16 страниц текста и дать ему прочитать, чтобы сразу все понял. А где у нас эти 16 страниц? Но должно же что-то создавать у человека гордость за страну, за флаг, за гимн! Ничего лучше спорта для этого не придумано. Что бы ни попадало в прессу - и о коррупции в спортивных федерациях, и о разворованных бюджетных деньгах, и о допинге, и о продажном судействе, - но сущность спорта все равно в корне отличается от всего остального. Сейчас, при тебе, человек делает себя и свою страну номером один. Никто его секунды и метры у него не украдет, все делается по-настоящему! Мостик между аудиторией и спортсменом - очень короткий, между ними нет посредников. Степень доверия к нему - колоссальная. А значит, это тот самый инструмент, который можно и нужно использовать для создания национальной идеи. На Олимпиадах это выражается особенно ярко.

-Что, думаете, отличает олимпийских чемпионов от обычных людей?

- Стать олимпийским чемпионом - это нереальная заслуга. Пообщаешься - вроде обычный, нормальный, земной человек. А потом поставишь кассету - и смотришь на него другими глазами. Конечно, тут не может обойтись без того, чтобы его коснулась рука Всевышнего. Но на одном таланте, без каторжной работы, ничего не получится. Любимая пословица моего отца - о терпении и труде, и она в полной мере касается не только кино, но и спорта. Чуть-чуть от этого правила отступил - и превратишься в "бабочку" или "светлячка", мелькнувших на секунду и тут же исчезнувших. Таких много было в истории спорта. Что еще нужно? Амбиции. Олимпиаду могут выиграть только очень амбициозные люди. Такие, как Слава Фетисов.

-Снять фильм масштаба "9 роты" - тоже, думаю, задача не из легких...

- Но выиграть Олимпийские игры - это нечто большее!

ФИЛЬМ О СПОРТЕ ПОКА НЕ ПЛАНИРУЮ

-В 1980 году в Лейк-Плэсиде студенческая хоккейная команда США обыграла непобедимый Советский Союз, и американцы сняли об этом пронзительный на мой вкус фильм "Чудо". Видели?

- Пока нет. Я вот все "Мюнхен" Стивена Спилберга хочу посмотреть - тоже про Олимпиаду. Как всегда, Спилберг пошел против всех. Теперь его не любят ни евреи, ни арабы, ни консерваторы, ни либералы. А ведь точка отсчета для фильма, на который последовала такая реакция, - тоже спорт. Что еще раз говорит о его силе.

-Не допускаете, что живое наблюдение за Олимпиадой так вас проймет, что сами решите создать фильм о спорте?

- Понимаете, я максималист, меня пока не интересуют интимные, келейные истории. На сегодня хочу снимать кино о глобальных, больших вещах. И если взяться за такое дело, как фильм о спорте, то снимать надо какую-то правдивую, невыдуманную историю. К тому же про какого-то мегагероя - чтобы, как мы говорим, "попасть в аудиторию". У нас в спорте такие мегагерои были, но в основном относились все-таки к периоду Советского Союза. А значит, это сопричастно со временем, потому что любая судьба человека в спорте советских времен неотделима от политики, чиновников и прочего, во что мне влезать не хотелось бы. Но без этого будет уже полуправда. Поэтому фильм о спорте пока в мои планы не входит.

ЖИВУ НАДЕЖДОЙ, ЧТО МЫ ЛУЧШИЕ ХОККЕИСТЫ В МИРЕ

-На какие виды олимпийской программы сходите или сходили бы, если бы могли быть в Турине подольше?

- С удовольствием посмотрел бы сноуборд. Он относительный новичок в олимпийской программе и, соответственно, неортодоксален, там пока позволено многое из того, что невозможно в традиционных видах. Мне вообще близок дух свободолюбия, а потому люблю эпатажных спортсменов, которые никого не боятся и будоражат все вокруг себя. Зато как их не любят чиновники! Они, эти чиновники, столько работают над всяческими канонами, правилами, запретами - и вдруг Андре Агасси прет на них танком, борется до конца за свои шорты и прически и выигрывает борьбу. Горан Иванишевич - тоже. Спорт - он ведь не для чиновников создан, а для зрителей. А такой вот эпатаж притягивает, потому что на него способны только фавориты и настоящие личности. На фаворитах же держится все!

Еще на коньках постараюсь побывать, на фигурном катании. Жаль, хоккейный турнир начнется уже после моего отъезда - на него сходил бы с удовольствием. Я еще живу надеждой, что мы лучшие хоккеисты в мире.

-Если второе или третье место займем, это, по-вашему, успех?

- Да, блин, первое надо занять! Вы хороший пример привели с этим фильмом американским - "Чудо". Я всегда живу с надеждой на чудо. И в его предвкушении. Эта вера в чудо - также и движущая сила любви к спорту. Вы посмотрите на наших стоически параноидальных футбольных болельщиков. Лиши их мечты о том, что сборная России будет чемпионом мира, - тебя гвоздями прибьют к забору около стадиона "Динамо". Многие более жесткие люди говорят: "Вы верите в то, что никогда и ни при каких обстоятельствах не сбудется!" А я вот тоже верю! Мы ведь больны. Больны этой извечной верой, что в наши гены заложены какие-то коды, которые позволят нам выигрывать. В хоккее эта вера кажется мне наиболее обоснованной. Мы должны выиграть в Турине!

УЛЕТАЮЩИЙ В НЕБО МИШКА - ПОТРЯСАЮЩЕЕ ПОПАДАНИЕ В АУДИТОРИЮ!

-Ходили на церемонию открытия Игр?

- Конечно.

-И что скажете о ней как профессионал?

- Она сделана на фантастически высоком технологическом уровне. Титаническая работа, а уж сколько это шоу стоит, даже не представляю. И с точки зрения идей она тоже хороша. С одной стороны, было представлено все, чем славна Италия. Мода, театр, опера, автогонки - все было использовано на открытии. Но, с другой стороны, не было привязанности к исключительно национальным мотивам. Откуда, к примеру, взялись трубы? Никогда не было труб у итальянцев, этот инструмент пришел от австрияков с их длинными горнами. А предположить, что в Италии выйдет балет и будет... каратэ показывать! В общем, полная свобода, от которой с ума бы сошли наши чиновники, принеси им на утверждение сценарий такого шоу. Увидев людей с кострами на голове, они бы закричали: "Вы что себе позволяете? Издеваетесь над нами?!" А XXI век предполагает собой такую свободу.

-Можно было, по-вашему, сделать туринское шоу еще лучше?

- Во-первых, слишком большой расчет делался на телевизионную аудиторию - со стадиона было гораздо сложнее понять идеи авторов. И потом - нельзя делать окончательный вывод, пока мы не увидели церемонию закрытия. Улетавший в Москве-80 олимпийский мишка - это было потрясающее попадание в аудиторию. Тут даже никакой технологии не надо было: подняли его на шариках, он улетел в небо - и весь мир в слезах. Главная изюминка драматургии - все-таки в финале. Начало Игр отметили прекрасно, визуально это было очень красиво. Но если закрытие окажется не столь пронзительным, будет жалко. И все же думаю, что какой-то секрет нас ждет. Чтобы плакали, аплодировали, чтобы мурашки по коже бежали.

-Если Сочи получит зимние Игры-2014, вы возьметесь сделать шоу не хуже?

- Возьмусь. У меня лучшая в мире команда! Технический ресурс позволил бы это сделать, что подтвердила церемония инаугурации президента. Рельсовая дорога, по которой летала камера, была у меня на два с половиной километра. Так что если исключить чиновничий, как я его называю, амбициозный кретинизм, то церемонию открытия можно было бы сделать очень сильную. Убежден: все в России возможно! Надо быть только подальше от чиновников и сделать так, чтобы все дали на откуп команде профессионалов.

КУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРОВ

-На что еще обратили внимание во время открытия Олимпиады?

- Во-первых, на огромное количество волонтеров. Каждый из них упомянут по имени в книжке, посвященной церемонии открытия. Волонтерство в Европе - часть жизни. Эти люди одержимы, потому что в их обыденной жизни происходит не так много интересных событий. А принимать участие в Олимпиаде - это для них невероятное событие, о котором они потом своим детям будут рассказывать.

-С российской делегацией работает волонтер-итальянец, отец которого был волонтером на зимней Олимпиаде-56 в Кортина д'Ампеццо, и сын хранит верность его идеалам.

- Вот видите! Этот корпоративный дух здесь идет от школы к университету - и далее через всю жизнь. И у нас эту волонтерскую культуру можно создать и увязать с тем же Сочи-2014. Можно использовать при этом разные молодежные организации. Надо только не относиться к людям как к скотам, что мы любим.

И еще. Вы заметили, что достаточно комфортным был проход на церемонию открытия? Постояли минут десять, прошли металлоискатель - и все, мы на стадионе. Мало того, не ты спрашиваешь, куда тебе идти, а те же волонтеры, видя, что ты иностранец, сразу предлагают помощь. Это здорово сделано, поскольку когда много народа, но все плохо организовано, может произойти страшное. Здесь же не было, по сути, никаких проблем.

ЖУРНАЛИСТАМИ ДВИЖЕТ ОДЕРЖИМОСТЬ

-Когда я приезжаю на очередную Олимпиаду, испытываю ощущение раздвоенности и несправедливости. Сам в основном пишу о футболе, обожаю его - но понимаю, что многие олимпийцы, о которых в печати вспоминают раз в четыре года, достойны доброго слова куда больше наших футболистов. Что вы думаете о спортивной прессе, которая из необходимости продать тираж вынуждена писать, извините, о лузерах куда чаще, чем о настоящих чемпионах?

- Иногда читаю "Спорт-Экспресс" - мне рекомендует те или иные публикации Александр Чернов (генеральный менеджер Заявочного комитета "Сочи-2014". - Прим. И.Р.). И думаю, что со спортивной прессой аудитория находится в куда лучшем положении, чем с какой-то другой. Мне кажется, что спортивная журналистика на голову выше, к примеру журналистики о кино. Старые добрые времена, когда можно было открывать журнал "Искусство кино" и с упоением наслаждаться слогом и мнением кинокритика, давно ушли. Есть тщедушные завистники, которые выплескивают свою ненависть к удачливым и независимым людям. Люди, пишущие о спорте, несравнимо более профессиональны.

-То же самое, слово в слово, только сравнивая спортивную прессу с музыкальной, недавно говорил пианист Денис Мацуев.

- Потому что это действительно так! Не мое, наверное, занятие искать причинно-следственные связи, но, будучи мыслящим человеком, всегда их ищешь. И пришел я вот к какому выводу Наверное, все, кто занимается спортивной журналистикой, одержимы спортом. Это ведь заболевание!

-За редкими исключениями, вы правы.

- А когда есть такая одержимость, тогда и степень погружения в материал, его знания глубже. У нас же пишут люди, которые не знают о кино ничего. Посадите передо мною сто киножурналистов и задайте им три вопроса: "Кто первый в мире снял фильм на целлулоид?"; "Кто первый снял цветной фильм?" и "Кто первый снял кино со звуком?" Готов спорить, что 80 процентов не ответят. У нас звезд журналистики единицы, а в спорте их много, потому что там знают, о чем пишут, и любят это. Попав на Олимпиаду, понимаешь истоки этой любви особенно глубоко.