Газета Спорт-Экспресс № 21 (4000) от 31 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

31 января 2006

31 января 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ДО НАЧАЛА XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 10 ДНЕЙ

Через десять дней в Турине состоится торжественная церемония открытия Олимпийских игр. Кто понесет на ней российский флаг? "СЭ" предлагает варианты ответа на этот вопрос.

КОМУ ФЛАГ В РУКИ?

В 2002-м РОСТОВЦЕВ ОБИДЕЛСЯ

Разговор о знаменосцах нашей команды на зимних Олимпиадах невозможен без участия знаменитого биатлониста Виктора Маматова. Во-первых, они сам в 1968-м в Гренобле нес советское знамя - и стал там олимпийским чемпионом в эстафете. А во-вторых, был руководителем отечественной спортивной делегации на Играх в Калгари-88, Альбервилле-92, Лиллехаммере-94, Нагано-98 и, наконец, Солт-Лейк-Сити-2002. Кто, если не он, знает все о выборах знаменосцев?

Когда перед Афинами-2004 "СЭ" делал такой же прогноз на кандидатуру знаменосца, автор этих строк общался с "летним" коллегой Маматова Анатолием Колесовым. И тот, рассказывая о выборах знаменосца, особо подчеркивал, что окончательное решение зависело от собрания капитанов команд, которое традиционно проходит за несколько дней до церемонии открытия Игр. Колесов немного лукавил. Безусловно, мнением капитанов дорожили, но им все-таки предлагалась уже готовая кандидатура. И случаев, чтобы капитаны отказывались ее утверждать, за всю историю не было.

- В принципе в словах Колесова никакого противоречия нет - последнее слово действительно оставалось за капитанами, но по большому счету вопрос решался в спортивно-партийных, назовем их так, кулуарах. А собрание было изначально "запрограммировано" проголосовать "за", - констатирует Маматов.

-Процедура выборов "зимнего" знаменосца чем-то отличалась от такой же процедуры, но "летней"?

- Пожалуй, нет. В советские времена критерии для кандидатов в знаменосцы были едины. Право нести флаг получал спортсмен, который был хорошо известен за рубежом и которого отличали положительные человеческие качества. С тем чтобы на его примере воспитывать молодежь. Кроме того, кандидат в знаменосцы должен был быть членом КПСС. Когда такого человека находили, его кандидатуре предстояло получить добро в инстанциях. А затем на штабе проходило окончательное утверждение. Далеко не каждому можно было доверить знамя советского спорта!

-Какие изменения произошли после распада Союза?

- Все стало менее пафосно. Впрочем, схема продолжала работать. Мы подыскивали спортсмена, который был бы хорошо известен в стране и за рубежом и претендовал бы на медаль на предстоящих Играх. Зато теперь гораздо большее внимание уделялось другому немаловажному фактору: а может ли сам спортсмен нести флаг? Нет ли у него стартов на следующий день после церемонии открытия? При этом привычка держать все в тайне почти до последнего момента сохранилась.

-Бывало ли, что кандидату в знаменосцы приходилось искать замену из-за раннего начала его соревнований?

- Да. Например, перед Олимпиадой в Нагано мы поначалу думали доверить знамя фигуристу Артуру Дмитриеву. Но, взглянув на расписание, поняли, что это невозможно. И в итоге остановились на лыжнике Алексее Прокуророве. Он уже был олимпийским чемпионом, а за год до Нагано выиграл "тридцатник" на мировом первенстве.

-Но самый показательный случай произошел, насколько я знаю, в Солт-Лейк-Сити с биатлонистом Павлом Ростовцевым.

- По его кандидатуре, а Павел к тому времени был трехкратным чемпионом мира, никаких вопросов не было. Но тут состоялась генеральная репетиция торжественной церемонии, на которой в качестве волонтера присутствовал один наш знакомый, бывший соотечественник. После репетиции он приехал к руководителям нашей федерации биатлона и всех буквально запугал. Мол, мероприятие это долгое и утомительное, а ворота на стадионе открыты нараспашку и потому гуляет жутчайший сквозняк. Короче, всем показалось: есть риск, что Павел может простыть. Заколебался и сам Ростовцев.

В итоге биатлонисты (мы в штабе пока ничего не знали), посовещавшись, решили, что вообще не пойдут на открытие Олимпиады. Обосновали они это тем, что, во-первых, живут далеко от стадиона, а во-вторых, хотят поберечь здоровье. Так и остались дома, но было им, судя по всему психологически некомфортно. И тогда они взяли флаг и колонной прошли по городку, в котором жили. Вроде бы сами для себя открыли эти Игры.

-А что же Ростовцев?

- Обстановка была очень нервная. Павел уже в Солт-Лейк-Сити выиграл контрольную прикидку, и его стали дергать допинг-контролеры. Один раз проверили, потом прямо перед стартом еще раз. Помните скандальную историю, когда ему не могли иглой в вену попасть, все тыкали и тыкали? А тут еще эта история со знаменем...

Я приезжал к Павлу раза четыре, пытался с ним поговорить, объяснить, почему мы решили его заменить. Но он замкнулся, уходил от разговора, делал вид, что спит. Ему бы не обращать на все это внимания, а он, наоборот, весь сжался, превратился в комок нервов. Чем все закончилось, известно. Конечно, если бы Паша выиграл Олимпиаду, то, может, и не вспоминал бы так историю со знаменем. Но Игры вышли для Ростовцева скомканными. И уже год спустя я прочитал в газете, что он тогда крепко на меня обиделся. Не знал, что это было не мое предложение, а всей команды биатлонистов.

-Как бы то ни было, но второй раз подряд флаг России нес Прокуроров...

- После того как мне позвонили из стана биатлонистов и сообщили, что с Павлом вопрос решен, нам пришлось в срочном порядке искать замену. И мы вновь обратились к кандидатуре Алексея. Он был почти не задействован на тех Играх, основной его дистанцией был "полтинник", традиционно проходящий в последние дни. К тому же Прокуроров по-прежнему пользовался большим авторитетом среди лыжников.

-Прокуроров удивился вашему решению?

- Очень. Но сразу сказал: "Если надо - понесу". А мы ему: "Что значит - "надо"? Ты достоин". На церемонию открытия Алексей приехал радостный. И с удовольствием пронес знамя.

ПЕРВЫМ ЗОЛОТЫМ ЗНАМЕНОСЦЕМ БЫЛ МАМАТОВ

Издавна в Советском Союзе знаменосец олицетворял собой будущую победу, золотую олимпийскую медаль. Но так уж вышло, что только Маматов в 1968 году сумел полностью оправдать оказанное ему доверие. А до этого все было далеко не так безоблачно.

Первая Олимпиада, на которую приехали советские спортсмены, прошла в 1956 году в итальянской Кортина-д'Ампеццо. Флаг СССР доверили нести конькобежцу Олегу Гончаренко. Он выступал на дистанциях 5000 и 10 000 метров и остался лишь третьим, хотя по потенциалу равных ему на тех Играх не было.

Там же состоялся и впечатляющий олимпийский дебют советского хоккея. Особенно запомнился болельщикам защитник Николай Сологубов, который по итогам турнира 1956 года был признан сильнейшим игроком в своем амплуа. Четыре года спустя в американском Скво-Вэлли именно Сологубову было доверено нести знамя на церемонии открытия. Прославленный ветеран вновь играл блестяще (и второй раз подряд был признан лучшим защитником), но путь к золоту сборной СССР, ставшей третьей, преградили американцы и канадцы.

Когда незадолго до Олимпиады-1964, которая проходила в австрийском Инсбруке, стало известно, что флаг на параде открытия понесет прославленный конькобежец Евгений Гришин, многие решили, что уж на этот-то раз неприятная традиция будет нарушена: за весь предолимпийский цикл он не проиграл ни одного старта. Увы, великий Гришин уступил на своей коронной "пятисотке", и победитель - американец Ричард Макдермотт - долго еще не мог поверить в то, что одолел непобедимого русского.

В Гренобле-1968 знаменосцем стал Виктор Маматов. Он входил в число фаворитов, но до начала Игр таких заслуг, как у Гончаренко, Сологубова и тем более Гришина, у него не было. И тем не менее после первых дней биатлонного турнира показалось, что знаменосца Маматова ждет та же участь, что и его предшественников.

- Перед индивидуальной гонкой мне, как одному из фаворитов, разрешалось выбрать себе стартовый номер, - вспоминает Маматов. - Сильнейшие, как правило, стартуют среди последних, вот я и выбрал себе четвертую группу. Однако в день гонки зарядил небольшой дождь, который постепенно начал усиливаться. Первые 20 спортсменов стартовали по хорошей лыжне, а я ушел только 58-м. Лыжи тех счастливчиков на спусках метров 400 катили сами. А когда пришел мой черед, лыжня превратилась в кашу, из которой был виден только носок ботинка. В итоге оказался лучшим в группе сильнейших, но лишь седьмым в общем зачете. А выложился при этом так, что, извините за подробности, заработал геморрой. Нашему массажисту пришлось вставлять мне на место прямую кишку, которая вылезла на полтора сантиметра...

И все же Маматов дотянулся до золота. Оно было завоевано в эстафетной гонке, которая прошла на редкость драматично.

- Та эстафета была первой в истории Олимпиад, - продолжает Маматов. - Гонка держала всех в напряжении до самого последнего огневого рубежа, на котором Гундарцев отстрелял чисто, а норвежец Истед дважды промахнулся. Меня же поставили на третий этап - специально под Магнара Сольберга. Сказали, что он в прекрасной форме и что его норвежцы специально ставят на предпоследний этап с тем расчетом, чтобы сделать отрыв. Но в конечном счете отрыв сделал я.

-Там, в Гренобле-1968, именно вам было доверено нести флаг страны.

- Я приехал на Игры в ранге действующего чемпиона мира. К тому же был членом партии. Кстати, кроме меня на роль знаменосца претендовал наш прославленный фигурист Олег Протопопов. Почему в итоге выбрали меня, не знаю. Честно не знаю. А Олег расстроился и даже злился на меня. Ребята мне говорили, что, когда я нес знамя, он недобро косился в мою сторону. Хотя чего на меня было обижаться? Я же не вырывал у Протопопова знамя. Мне доверили - я понес.

-Чем вам запомнилась сама церемония?

- Когда шел по стадиону меня била дрожь, мурашки по коже бежали. Все время помнил об инструкции - шагать нога в ногу за ведущей, которая несла штандарт с названием страны. Она - молодая девушка, у меня тоже сил вагон. Короче, постепенно дистанция между мной и пожилыми руководителями советской делегации, шедшими сразу за нами, стала просто неприличной. Они после церемонии высказывали претензии: мол, куда ты так понесся?

-Что чаще вспоминается - как завоевали золото или же как несли флаг?

- (После паузы.) И то, и другое.

ПЕРЕД ПАРАДОМ ТИХОНОВ НЕ СПАЛ ВСЮ НОЧЬ

Своей победой в эстафете Маматов словно снял некое заклятие. Героем Олимпиады-1972 в Саппоро стал лыжник Вячеслав Веденин. До этого ни одному из советских спортсменов не удавалось выиграть на Играх мужскую индивидуальную гонку. И вот, наконец, Веденин сделал это в гонке на 30 км. А в эстафете и вовсе пробил его звездный час. Выставленный на решающий этап, советский лыжник принял старт в тот момент, когда его отставание от норвежца Харвиккена составляло около минуты. Казалось, с мечтами о золотой медали можно распрощаться и думать лишь о том, как бы удержать серебро. Но Веденин втащил-таки сборную СССР на высшую ступень пьедестала почета. Он не просто отыграл отставание, но и привез своему конкуренту около 10 секунд.

В Инсбруке-1976 решено было доверить знамя страны представителю непобедимой хоккейной дружины - Владиславу Третьяку. И он сыграл вдохновенно, как и вся команда. Многие и сегодня помнят двухминутный отрезок игры против чехов, когда Третьяк и трое наших отчаянно защищали свои ворота при счете 0:2. Не позволив сопернику отличиться еще раз, наши хоккеисты сумели затем переломить игру - и победить!

На открытии Игр-1980 в Лейк-Плэсиде флаг нес биатлонист Александр Тихонов. Это был венец его выдающейся карьеры. Рекорд Тихонова - четыре золотые медали на четырех Олимпиадах - до сих пор остается недостижимой высотой.

- Я до сих пор вспоминаю ту церемонию открытия, - признался Тихонов обозревателю "СЭ" Елене ВАЙЦЕХОВСКОЙ. - Понимаю, что это высокопарно звучит, но было ощущение, что мне доверили что-то невероятное. Спросил даже руководителя делегации - им был Валентин Лукич Сыч: "Почему я?" Он ответил тогда, что это - общее решение. Сказал: "У тебя это четвертая Олимпиада. Три ты уже выиграл. Тебя все знают".

Я всю ночь не спал. Ассистировали мне Татьяна Тарасова и Елена Чайковская. Два величайших тренера мира. Инструктировали нас, помню, долго. Несколько раз повторили, что я должен опустить флаг, когда буду проносить его перед центральной трибуной. Не знаю, что со мной тогда случилось. Едва на стадион шагнул, как к горлу подкатило, и я вместо того, чтобы флаг опустить, еще выше его поднял. Когда гимн олимпийский заиграл, думал: на ногах не устою, так колени дрожали. Чайковская это заметила. Железным голосом сказала мне сквозь зубы: "Держись, Шура!"

Как я был горд... Много чего в тот момент вспомнил. Своих стариков, братьев. Стоял и думал: "Господи, ну кто я такой? Село Уйское, ФЗО, завод, жизнь полуголодная..." Никакие мои медали не идут с этим моментом ни в какое сравнение...

МЕДВЕДЦЕВ ДВА ДНЯ НЕ МОГ ПРИЙТИ В СЕБЯ

Накануне Олимпиады в Сараево-1984 вся страна жила ожиданием того, что хоккейная сборная возьмет у американцев реванш за поражение в Лейк-Плэсиде. Вера в успех была столь непоколебима, что на параде открытия Игр знамя вновь нес Владислав Третьяк. Пусть в общекомандном зачете СССР неожиданно пропустил вперед команду ГДР, главная задача была выполнена: наши хоккеисты стали первыми.

Четыре года спустя на церемонии открытия Олимпийских Игр-1988 в Калгари серпасто-молоткастый стяг нес фигурист Андрей Букин. Он и представить не мог, что войдет в историю, как последний советский "зимний" знаменосец. Воспитанник Татьяны Тарасовой, Букин в паре с Натальей Бестемьяновой был непобедим на протяжении всего олимпийского цикла. И в Калгари советская танцевальная пара с блеском подтвердила звание сильнейшей в мире.

От биатлониста Валерия Медведцева, который на параде открытия Олимпиады-92 в Альбервилле нес печально памятный белый флаг с олимпийскими кольцами, ждали победы еще за четыре года до этого - в Калгари. Он действительно победил - в эстафете, но вот в индивидуальных гонках дважды оставался вторым. Увы, в Альбервилле Медведцев не смог повторить свой канадский результат - в его активе оказалось лишь серебро в эстафете. Виктор Маматов полагает, что именно миссия знаменосца помешала спортсмену раскрыться по-настоящему.

- Валера отнесся к этому очень серьезно, - говорит Маматов. - После церемонии открытия он пару дней был просто вне себя от эмоций и, наверное, так и не смог психологически отойти, когда начались соревнования. Зато два года спустя Сергею Чепикову сделать это удалось, потому он и победил.

Действительно, выбить из колеи приехавшего в Лиллехаммер-94 фаворитом Чепикова не удалось никому. Наш знаменосец (кстати, вчера Сергею исполнилось 39 лет - поздравления от "СЭ") в блестящем стиле выиграл спринтерскую гонку, а затем в составе эстафеты завоевал еще и серебро.

ПРОКУРОРОВУ БЫЛО СТЫДНО

После Лиллехаммера наступила "знаменосная эра" лыжника Прокуророва.

- Предложение нести флаг страны на открытии Игр в Нагано-1998 не стало для меня большим сюрпризом, - вспоминает Прокуроров. - Все-таки я тогда был одним из реальных кандидатов на золото. Правда, накануне церемонии меня пугали, что на стадионе очень холодно и ветрено (а я тогда был чуть нездоров), но желание стать знаменосцем все-таки перевесило. На самом деле оказалось не так уж и холодно, да и я довольно быстро освоился в непривычной роли. Только очень расстроился, когда на "полтиннике" остановился в шаге от пьедестала. 4-е место, как известно, самое обидное.

-Зато вы стали знаменосцем...

- О да. Было такое ощущение, что я все же выиграл - пусть не золото, но бронзу. В Древней Руси битвы начинались со схватки двух богатырей? От этого поединка зависело моральное состояние всего войска. Так вот в Нагано я, словно на Куликовом поле, ощущал себя этаким Пересветом.

-А четыре года спустя, в Солт-Лейк-Сити?

- Там сложилась иная ситуация. Так уж вышло, что Павлу Ростовцеву предстояло стартовать уже на следующий день после церемонии открытия, а я был свободен. За Павла, конечно, было горько. Он же мой земляк: мы оба родом из Владимира.

-Церемонии чем-то отличались?

- Было одинаково торжественно. Так, что мурашки бежали по телу.

-Инструктаж перед парадом был?

- Меня наши руководители попросили проявить артистизм, побольше улыбаться.

-Помните, как несли флаг?

- Помню. Как у Карелина, на вытянутой руке, не получилось (смеется). Дали специальную подставку под флаг, которая перекидывалась через плечо. Я взялся за середину древка - и понес.

-Не было в 2002-м чувства неловкости: вам доверили знамя - а вы не смогли попасть в медали...

- Ну а вы как думаете? Конечно, было стыдно. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

-Кому вы, будь ваша воля, передали бы свои полномочия знаменосца?

- Ох, трудный вопрос. Отличный кандидат Юлия Чепалова - и красавица, и олимпийские заслуги у нее немалые. Но лично я бы проголосовал за Серегу Чепикова. Потому что этот человек, как никто, предан спорту.

СергейБУТОВ