Газета Спорт-Экспресс № 21 (4000) от 31 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

31 января 2006

31 января 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР 19-й КАТЕГОРИИ

АНАНД ВЫИГРАЛ В ПЯТЫЙ РАЗ, ТОПАЛОВ - В ПЕРВЫЙ

Чемпион мира Веселин Топалов (Болгария) и Вишванатан Ананд (Индия) разделили победу в главном турнире традиционного голландского шахматного фестиваля. Россиянин Александр Мотылев занял 1-е место в турнире "В" и завоевал право сыграть через год в турнире "А".

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

ДВОЕВЛАСТИЕ, КОТОРОЕ НИКОМУ НЕ В ТЯГОСТЬ

Рассказывать о всех событиях трех последних туров - никакой газетной площади не хватит. Остановлюсь на главных. Финишный отрезок с 11-го по 13-й тур у чемпиона мира выдался трудным: ему пришлось сражаться черными с Василием Иванчуком и Петером Леко. Но зато была возможность решить дело в свою пользу в "белой" встрече с Анандом в 12-м туре - важнейшей, пожалуй, партии турнира.

Индийский гроссмейстер, дав на мгновение слабину в поединке с Гатой Камским, против Топалова играл так, словно и не было Сан-Луиса: владея черными, Ананд применил вариант с жертвой фигуры!

В этой позиции Ананд не стал уводить из-под боя своего коня, а сыграл хладнокровно 13...d6! И красиво. И сильно. И безумно опасно. Но не для черных, которые жертвуют фигуру а для белых, если они осмелятся принять жертву.

Топалову не было никакого смысла рисковать своим лидерством. Он сделал несколько аккуратных ходов, и партия завершилась вничью. После этого Ананду, которому не удалось обыграть белыми (!) в 11-м туре Сергея Тивякова, разыгравшего редко встречающуюся на высшем уровне скандинавскую защиту и получившего даже преимущество, необходимо было выиграть "по заказу" в последнем туре у Бориса Гельфанда. Кстати, днем ранее израильский гроссмейстер сумел спастись в партии против Иванчука, играя ходов 30... без фигуры! Очень упорно защищался Гельфанд и против Ананда, но индиец, сыграв крайне сильно и точно, добился важнейшей победы.

Из других событий отмечу приятное для россиян: единственный среди участников голландского фестиваля наш соотечественник - гроссмейстер Александр Мотылев - выиграл турнир "В" и через год будет выступать в супертурнире. Любопытно, что организаторы сделали исключение для 15-летнего Магнуса Карлсена, за которого все тут очень болели: хотя по личной встрече он уступил Мотылеву, юного норвежца тоже пригласили в главный турнир Вейк-ан-Зее-2007.

А теперь интервью с победителями (по традиции в турнире "А" при дележе первого места дополнительные показатели не учитываются).

Веселин ТОПАЛОВ: "ЧЕМПИОН ОБЯЗАН ИГРАТЬ!"

-Веселин, как выдерживаете бремя славы, обрушившейся на вас в Сан-Луисе?

- Если бы я завоевал титул чемпиона мира в более молодом возрасте, то, возможно, это подействовало бы на меня сильнее. А когда тебе 30, ты понимаешь: сегодня все крутятся вокруг тебя, но стоит мне завтра потерять титул, и все уйдут к другому. Это не я интересен людям, это магия титула.

-И все же, наверное, приятно, когда вся Болгария носит вас на руках?

- Мне было очень приятно видеть, как радуются соотечественники моему успеху. Они гордятся тем, что я стал чемпионом мира не просто по какому-то виду спорта, а по очень престижному виду. Мой титул добавил привлекательности имиджу нашей страны.

-А насколько важна для вас эта первая крупная победа в ранге чемпиона мира?

- Очень важна, причем во всех смыслах. Я много раз играл в Вейк-ан-Зее, но до сих пор не набирал больше "+2", а теперь у меня "+5". До начала турнира был уверен, что "+4" должно хватить для первого места, но, как оказалось, ошибся. У меня был непростой финиш: черными - с Иванчуком и Леко, белыми - с Анандом. Удалось сохранить свои "+5", которые я набрал к тому моменту, но Ананд все-таки меня настиг.

-Со стороны показалось, что этот успех дался вам довольно легко. Помогла подготовка к Сан-Луису?

- Да. Мы угадали с дебютом в некоторых партиях - например, с Ароняном и Карякиным. Да и вообще больших проблем у меня тут не было, если не считать проигрыша Адамсу.

-Каков был ваш ожидаемый результат?

- Я сохранял свой рейтинг, набрав "+3".

-А набрав "+5", вы повысили его на 10 пунктов?

- Примерно.

-Значит, сейчас в текущем рейтинге вы почти сравнялись с Гарри Каспаровым: у него - 2812, у вас - 2811. Это вас радует?

- Честно говоря, меня больше радует то, что удалось показать хорошую игру в ряде партий. Это прежде всего партии с Ароняном и ван Вели.

-А партия с Карякиным разве не хороша?

- Сережа в ней грубо ошибся, хотя все, что там происходило, для простого любителя действительно кажется очень красивым. Но мне гораздо большее удовольствие доставила партия с Ароняном.

-Кто из ваших соперников произвел на вас особо сильное впечатление?

- Никто не продемонстрировал тут чего-то выдающегося кроме Ананда. Идея, примененная Виши в партии со мной, и идея, которая помогла ему победить черными Карякина, на мой взгляд, очень хороши! Приятное впечатление произвел Карякин. Играть в 16 лет так, как играл тут Сережа, это просто здорово!

-В партии с Анандом вы попали на сильнейшую заготовку соперника. Можно было попытаться опровергнуть ее за доской?

- Новинка настолько сильная и неожиданная, что белым, чтобы не проиграть, следует действовать очень аккуратно ...

-Но если белые чуть ли не в самом начале партии попадают в столь тяжелую позицию, значит, они что-то сделали не так?

- Это совершенно новая, совершенно ошеломляющая идея! Надо искать опровержение, если оно есть, но делать это лучше не за турнирной доской. Учитывая, что противник проанализировал все продолжения дома, соревноваться с ним было просто бессмысленно.

-Ананд играл тут так, словно не было турнира в Сан-Луисе...

- Обычно когда кто-то показывает в ряде турниров очень высокие результаты, как удалось мне, это оказывает психологическое давление на остальных. Но не на Ананда!

-В то же время Виши совершенно безропотно проиграл Камскому.

- Ну и что? Я тоже проиграл Адамсу..

-Это был не ваш день?

- Просто получил тяжелую позицию и проиграл. Это случается с любым шахматистом.

-Когда предложение ФИДЕ о матче с Владимиром Крамником будет подкреплено официальными документами, вы будете играть даже в том случае, если Крамник станет настаивать на том, что он - "классический" чемпион мира?

- Если он будет "классическим", а я - просто чемпионом мира, то пусть будет "классическим". Но победитель нашего матча будет обязан играть в двухкруговом турнире на первенство мира в 2007 году. Если Крамник выиграет у меня, он получает мои права - и обязан будет принять участие в этом соревновании. Иначе вся эта чехарда начнется снова.

-То есть вы готовы признать за Крамником право на титул "классического" чемпиона?

- Я уже неоднократно высказывался по поводу этого так называемого титула. Титул Каспарова, когда он вышел из ФИДЕ и организовал свою РСА, сам по себе был бы весьма сомнительным, если бы не подкреплялся выдающейся игрой его обладателя. Крамник, к которому перешел титул Каспарова, такой игры не показывает. Он даже на чемпионате России набирает лишь 50 процентов очков...

-Но Крамник болел, ему надо восстановиться...

- Физическая форма - одна из составляющих подготовки профессионального шахматиста.

-У вас впереди серия следующих один за другим турниров: после Вейк-ан-Зее - Линарес, потом Монако, затем матч с чемпионом Европы Нисипяну, а весной - София. Не боитесь, что сил не хватит и вы начнете показывать игру, не соответствующую вашему титулу?

- Опасность такая есть. Пару контрактов я подписал еще до Сан-Луиса - на выступления в Вейк-ан-Зее и Монако. В Софии я играть обязан. Что касается Линареса, то поначалу я хотел отказаться именно из-за названной вами причины. Но, во-первых, меня связывают давние дружеские отношения с организаторами этого турнира и я не смог им отказать. К тому же выступление в Линаресе как бы входит в обязанности чемпиона мира. Каспаров часто говорил это, и я с ним согласен. К тому же на сей раз первая половина турнира пройдет в Мексике. Я много лет живу в Испании и свободно говорю на испанском. В Мексике тоже говорят по-испански, и очень важно, что в турнире будет играть чемпион мира, говорящий на языке этой страны. Это будет способствовать популяризации шахмат в Латинской Америке. Поэтому я должен играть в Мексике.

-Нагрузка у вас будет близкой к экстремальной...

- Я подсчитал: придется сыграть свыше 70 партий менее чем за полгода. Многовато. Беспокоит не только возможная элементарная нехватки энергии, но и то, что некогда будет генерировать новые идеи. Некогда готовиться всерьез.

-А нельзя поиграть на классе, на технике?

- Если у тебя нет новых идей и ты ничем не можешь озадачить соперника, то, возможно, новые идеи найдутся у него. И тогда ты неизбежно столкнешься с проблемами...

-А как собираетесь поддерживать физическую форму?

- Обычный режим. Спортом, к сожалению, не сумею заниматься. Но я не жалуюсь. Все нормально.

-Каспаров мне говорил в свое время, что даже во время турниров он ежедневно несколько часов занимался теоретической подготовкой. У вас как обстоит с этим дело?

- У меня не так. Я берегу энергию.

-За Болгарию на Всемирной шахматной олимпиаде в Турине не собираетесь выступить?

- Я пропустил уже три олимпиады, потому что они носят скорее фестивальный характер. Мне кажется, что я смогу внести свой вклад в спортивную славу Болгарии, выступая на профессиональной арене.

-Каковы ваши ближайшие планы?

- Очень много приглашений. Зовут сыграть в Германию, Дубай, Кувейт, Румынию, на Канары...

-Это сеансы одновременной игры?

- Да. Уже 6 февраля у меня сеанс в Мадриде, в газете "Марка", будет много знакомых. А потом лечу в Мексику.

Виши АНАНД: "О МАТЧЕ С ТОПАЛОВЫМ ПОКА НЕ ДУМАЛ"

-Виши, вы играли здесь лучше, чем в Сан-Луисе?

- Да, результат "+5" лучше, чем "+3", которые я набрал там. В Аргентине я только во втором круге играл хорошо. К тому же турнир в Вейк-ан-Зее несколько другой по статусу, поэтому и моральная нагрузка совсем иная.

-Вам не хотелось доказать шахматному миру, что вы играете не хуже Топалова?

- Дополнительной мотивации мне не требовалось. Это турнир с привычными для меня форматом и атмосферой, я здесь всегда играю довольно успешно.

-Теперь вам принадлежит рекорд, который, видимо, не скоро будет побит: вы - пятикратный триумфатор главного турнира в Вейк-ан-Зее. Какая из ваших побед для вас наиболее важная?

- Я горжусь своим рекордом, поэтому самая важная победа - последняя.

-А какую партию считаете лучшей?

- Все партии, которые я выиграл, были довольно "чистыми", я ими доволен. Но самой важной, наверное, стала последняя, с Гельфандом, так как победа в ней позволила мне догнать Топалова.

-Кто из новых участников турнира произвел на вас впечатление?

- Аронян. Он считался таким же фаворитом, как мы с Топаловым, и наверняка разочарован своим результатом. Хорошо выглядел Карякин.

-На прошлой Всемирной шахматной олимпиаде вы возглавляли сборную Индии, и она выступила успешно. В Турине тоже выступите?

- Я еще не решил.

-Что может повлиять на ваше решение?

- Переговоры с национальной федерацией. К тому же турнир в Софии, где я играю, пересекается по срокам с олимпиадой.

-Вы впервые преодолели рейтинговый рубеж 2800. Что это означает для вас?

- Очень много... Наконец-то мне покорилась эта высота! Я - четвертый игрок в истории, которому удалось подняться так высоко. Но у Каспарова было и 2850, поэтому у меня есть новая цель.

-А цели выиграть матч у Топалова нет? Вы могли бы вызвать его на поединок, ведь это предусмотрено новыми правилами ФИДЕ.

- Пока я об этом не думал.

-Вы трижды побеждали в опросе, проводимом российским журналом "64-Шахматное обозрение, выиграли три "Оскара". Будете стараться вернуть себе неофициальный титул лучшего турнирного игрока мира?

- В прошлом году Топалов играл лучше других. В этом мы стартовали одинаково. Посмотрим, год только начинается.

13-й тур. Ананд - Гельфанд - 1:0. Иванчук - Карякин - 1:0. Аронян - Соколов - 1:0. Камский - Тивяков - 0:1. Ничьи: Леко - Топалов, Адамс - Мамедьяров, Бакро - ван Вели.

Итоги супертурнира 19-й категории в Вейк-ан-Зее: Ананд и Топалов - по 9 очков из 13, Адамс и Иванчук - по 7,5, Гельфанд и Карякин - по 7, Аронян, Леко и Тивяков - по 6,5, ван Вели - 6, Бакро - 5,5, Камский и Мамедьяров - по 4,5, Соколов - 4.

Партии 13-го тура - стр. 15