Газета Спорт-Экспресс № 291 (3969) от 19 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

19 декабря 2005

19 декабря 2005 | Биатлон

БИАТЛОН

TORINO-2006

КУБОК МИРА

Максим ЧУДОВ: "РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ"

Перед стартом индивидуальной гонки на 20 километров лучшим результатом в рамках Кубка мира самого молодого биатлониста российской сборной Максима Чудова было 13-е место, завоеванное в Поклюке в прошлом году, а количество полученных в рамках Кубка мира очков исчислялось единицами. Серебро на "двадцатке" заставило всех обратить внимание на 23-летнего россиянина.

- Как готовился к нынешнему сезону? Планомерно и аккуратно работал над своими ошибками, - рассказал Чудов корреспонденту "СЭ". - Их было много, особенно в стрельбе. На протяжении последних двух сезонов она у меня не шла. Это было связано еще и с тем, что я экспериментировал с ложей винтовки. Ложа - важная часть винтовки, абсолютно индивидуальна и подгоняется под спортсмена по длине, толщине, форме и расположению "щеки". Но у меня ничего не ладилось, и именно поэтому во время подготовки к нынешнему сезону решил вернуться к старой конструкции, которую использовал еще в юниорском возрасте. Пришлось вновь осваивать азы стрельбы, но ближе к зиме наконец-то все стало получаться.

-А как обстоят дела с беговой подготовкой?

- На мой взгляд, сейчас у меня некоторый спад, не хватает сил на финише. Я ведь в сентябре довольно большой период тренировочного времени был вынужден пропустить. Приболел после сбора в Болгарии. Произошло все по глупости: приехал домой и поел холодного арбуза. И уже на сбор в Новосибирске приехал полубольной. Дальше - хуже. Болезнь меня сломила, и я оказался выключен из тренировочного процесса на 2 недели. Восстанавливался потихоньку, но интенсивной работы пропущено было много.

-Почему до гонок в Осрбли в нынешнем году в вашем активе были лишь 21-е, 35-е и 30-е места в личных гонках?

- На первом этапе Кубка мира в Эстерсунде чувствовал себя неплохо, но приличный результат показать не удалось. В первой спринтерской гонке достался слишком далекий стартовый номер - 92-й. К тому моменту трасса была уже порядком разбита, и высокую скорость показать стало невозможно: покрытие в Швеции было намешанным из искусственного и натурального снега, а в условиях теплой погоды под ногами образовалась самая настоящая каша. Считаю, что именно с этим связан такой проигрыш. В Хохфильцене погода оказалась гораздо лучше, и состояние у меня было боевое, но стрельба не сложилась - на стрельбе стоя не закрыл две мишени, лежа - одну.

-Между этапами в Хохфильцене и в Осрбли прошло всего три дня, а вас не узнать...

- Если говорить честно, и сам не ожидал, что на "двадцатке" все так удачно получится. Тренеры поставили задачу работать спокойно, как на тренировке, и ничего не выдумывать, а главное, сделать упор на стрельбу. Но не сказал бы, что сделал что-то особенное. Все вроде бы было как всегда.

-Но результат-то другой! Значит, можно проходить 4 огневых рубежа без штрафа?

- Помню разговор с тренером Андреем Александровичем Гербуловым во время индивидуальной гонки в Хохфильцене. Прибегает чех Шлезингер на четвертую стрельбу, не имея ни одного промаха, и получает сразу две штрафные минуты! Я сказал тогда, что согласился бы и на такой расклад. Да, два промаха, но зато как здорово трижды подряд отстреляться чисто. Гербулов со мной не согласился. Представляете, что я чувствовал, когда в Осрбли три рубежа прошел чисто? Поставил себе задачу отработать быстро - не застаиваться, не зацеливаться. И все вышло так, как хотелось.

-Как вы расцениваете это свое серебро?

- На занятом месте не делаю особого акцента и не сравниваю свою скорость с тем, как бежали остальные. В каждый конкретный момент у спортсмена разное состояние. Сегодня ты победил, завтра тебя победили. Разумеется, то, что занял такое высокое место, здорово. Это определенно придало мне уверенности в собственных силах. Понял, что созрел, что могу бороться с профессионалами, которые выступают в Кубке мира много лет.

-Считаете, что уверенное выступление в спринте - вы стали 8-м и лучшим из россиян - результат этой самой возросшей уверенности в себе?

- Возможно. Кстати, накануне спринтерского старта тренеры сказали мне: "Максим, не рвись изо всех сил вперед, не стремись выигрывать, не бросайся в бой, просто делай то, на что способен".

-Опасались, что вы на волне успеха такую скорость на первом круге зададите, что сами же ее и не выдержите?

- По поводу первого круга меня всегда немного упрекают: начинаю слишком сильно. В спринте, кстати, тоже так получилось. Первый круг и первую стрельбу прошел быстрее всех, но "двадцатка", видимо, так много сил забрала, что на концовку спринта меня не хватило. Было очень тяжело. Ноги отказывались работать, и бежал я из последних сил. Тренеры по трассе выкрикивали отставание от соперников, оно росло и в итоге составило 42 секунды. Однако, мне кажется, что такая невероятная усталость связана еще и с пропуском сентябрьских тренировок.

-В олимпийском сезоне вы провели 6 гонок. Какая была самой сложной?

- Пожалуй, спринтерская в Осрбли. Из-за погодных условий. Сильный снег, сильный ветер, дующий то слева, то справа.

-Но вы же справились.

- При такой погоде один промах действительно не самый плохой вариант.

-Есть в вашем активе гонка, которую вы считаете определяющей для всей карьеры?

- Не думаю, что это нынешние успехи. Примечать меня тренеры начали еще на юниорском чемпионате России. Я отличался тем, что очень быстро бежал, но, увы, плохо стрелял. И так страдал от этой своей бездарной стрельбы. Пробовал подходить на стрельбище медленнее, пробовал быстрее, пробовал стрелять то быстрее, то медленнее. Ничто не помогало. Этот барьер преодолел в 2003-м, когда еще выступал как юниор. Тогда на чемпионате мира завоевал полный комплект медалей. Произошел перелом, тренеры стали ставить большие цели, привлекать к тренировкам во взрослой сборной. Вот это - веха!

...Не зря Чудов постоянно говорил о своих непростых отношениях со стрельбой - в воскресной гонке преследования промахов было 8, а значит, его работа над ошибками продолжится и в 2006 году.

Лина ХОЛИНА