Газета Спорт-Экспресс № 222 (3900) от 28 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

28 сентября 2005

28 сентября 2005 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Денис МЕНЬШОВ: "УХОД АРМСТРОНГА ПОЙДЕТ НА БЛАГО ГОНКАМ"

Чемпионат мира в Мадриде, который принес России золото и бронзу лишь в мужских гонках среди спортсменов не старше 23 лет, подвел черту под международным шоссейным велосезоном и дал повод для подведения некоторых итогов

КАРПЕЦ И МЕНЬШОВ - ГЕРОИ "ДЖИРО" и "ВУЭЛЬТЫ"

Хотя в календаре велопрофи еще значатся однодневки в Швейцарии, Франции и Италии, тем не менее к концу сентября все основные титулы года уже разыграны и нерешенным остался лишь один глобальный вопрос: кто станет первым в истории победителем серии "Про-тур", сменившей в сезоне-2005 Кубок мира. Сегодня в этом заочном состязании мастеров экстра-класса, в котором учитываются результаты самых престижных гонок, лидирует итальянец Данило Ди Лука, и вряд ли кто-то сможет помешать ему стать лауреатом "Про-тура" номер 1.

Лучший из россиян в этом рейтинге Денис Меньшов идет 11-м. Столь высокая позиция обусловлена успешным выступлением нашей примы голландского "Рабобанка" в "Вуэльте". Второе место Дениса на пьедестале в Мадриде вкупе с седьмым местом Владимира Карпеца на "Джиро", думаю, позволяет занести сезон-2005 в актив отечественного велоспорта. Даже несмотря на то что на чемпионате мира мы впервые за долгие годы не смогли выставить максимально допустимое количество участников в групповой гонке. А все потому, что к 15 сентября в Кубке наций "Про-тура" наша сборная не входила в число 15 лучших. Лишь в конце месяца в испанских горах Меньшов вывел Россию в первую десятку.

К однозначным плюсам сезона стоит отнести и тот факт, что Карпец, прибавляющий в мастерстве из года в год, подтвердил свою репутацию стабильного и очень неплохого раздельщика, заняв 6-е и 2-е места в индивидуальных гонках на "Джиро" и 10-е на "Тур де Франс". Прибавил, кстати, в этой дисциплине и Меньшов, прежде считавшийся сугубо горным специалистом и не блиставший в гонке на время. Корреспондент "СЭ" взял интервью у наиболее успешного российского гонщика этого года сразу после окончания его выступлений на ЧМ-2005 в Мадриде.

В ЭТОМ ГОДУ БОРОТЬСЯ С ЭРАСОМ БЫЛО БЕСПОЛЕЗНО

-Денис, полагаю, вас можно поздравить с хорошим сезоном?

- Спасибо. Между прочим, в июле, после "Тур де Франс", я и не предполагал, что все закончится так хорошо. Неудача на "Большой петле" меня сильно расстроила. Я ведь всю подготовку выстроил именно под нее. Увы, во Франции перед горными этапами я простудился, а тут еще Микаэль Расмуссен из нашей команды "выстрелил" в горах, выиграл этап и захватил майку горного короля. Понятно, что руководство команды отдало распоряжение работать не на гипотетические высокие места в итоговом протоколе, а на сохранение престижной призовой майки. К счастью, "Вуэльта" дала мне возможность реабилитировать себя.

-Там вы не стали откладывать дело в долгий ящик, надев майку лидера уже после первого этапа. Небось сами не ожидали, что так лихо проедете стартовую разделку?

- Да, итог первого дня испанской супермногодневки меня удивил, хотя в последние лет пять я уделяю немало внимания индивидуальной гонке. Делаю акцент на силовые упражнения, тщательно анализирую данные аэродинамики. Вообще в разделке очень большое значение имеет опыт гонщика, его умение планировать свой ход по дистанции. Вот проделанная работа и начинает приносить плоды. Ну а уж горы - моя стихия, там я своего не упущу.

-Но на чемпионате мира разделка у вас не задалась, хотя вы стартовали одним из последних. Значит ли это, что на "Вуэльте" вам помогло добиться успеха в этой дисциплине отсутствие среди конкурентов сильнейших раздельщиков?

- Это тоже сыграло свою роль. Что же касается мирового первенства, то к его началу я еще не успел полностью восстановиться после физически и психологически тяжелой многодневной гонки.

-Вы сказали, что горы - ваша стихия. Однако на "Вуэльте" вы именно в горах уступили лидерство испанцу Роберто Эрасу.

- Он был просто объективно сильнейшим в пелотоне. Всерьез бросать ему перчатку в этом году я и не решился бы. Очень доволен своим вторым местом, даже горжусь им. Ведь после 15-го этапа, на котором Эрас оторвался от преследователей на 4 с половиной минуты, вся интрига супермногодневки свелась к тому, кто поднимется на вторую ступеньку пьедестала в Мадриде. И мне удалось отстоять серебро в борьбе с такими мастерами, как Франсиско Манчебо и Карлос Састре.

-Неужели за все время, что ехали в лидерах, не примеряли мысленно на себя лавры победителя?

- Мечтать, конечно, можно о чем угодно, но нужно быть реалистом. А реальность сегодня такова, что Эрас индивидуально сильнее меня и его "Либерти Сегурос" мощнее моего "Рабобанка".

ДОСТОЙНОМУ КАПИТАНУ - ДОСТОЙНУЮ КОМАНДУ

-Я читал в Интернете высказывания одного из боссов "Рабобанка", который считает: все, чего Меньшов добился на дорогах Испании, - это плоды его личной тяжелой работы и таланта, так как команда не смогла поддержать своего капитана. Согласны с этой точкой зрения?

- С одной стороны, мои партнеры работали на совесть, ни одного из своих грегари я не могу обвинить в том, что он не выложился на все сто. Но, с другой стороны, доля истины в словах нашего спортивного директора есть. К "Вуэльте" нам не удалось укомплектовать команду сильными горными гонщиками, и потому часто мне приходилось штурмовать вершины в одиночку, без поддержки. Естественно, в таких условиях и уставал я быстрее, и бороться мне было тяжелее. Все-таки современное велошоссе - это прежде всего соперничество команд, а не отдельных гонщиков.

-Как бы то ни было, ваше второе место на "Вуэльте" стало историческим и для "Рабобанка" - команда впервые была представлена на пьедестале столь престижной гонки. Как руководство отметило ваше достижение?

- Все были очень рады, благодарили меня. Но самое главное - я в разы укрепил свой авторитет в команде, и теперь уже вряд ли кто-то оспорит мое капитанство. Кстати, сейчас решается вопрос о том, чтобы в следующем сезоне у меня появился классный помощник в горных гонках.

-А порадовало вас то, что вы вошли в историю и отечественного велоспорта, улучшив достижение Павла Тонкова, который в 2000 году стал первым нашим гонщиком, занявшим на "Вуэльте" третье место?

- Мне гораздо больше хочется стать первым россиянином, выигравшим "Вуэльту" или даже "Тур де Франс".

В ИСПАНИИ НЕ ЧУЖОЙ, НО В ОРЛЕ ПОПУЛЯРНЕЕ

-Не было ощущения, что, когда вы лидировали на "Вуэльте", против вас работала вся Испания, не желавшая, чтобы главный приз ее национальной супермногодневки достался иностранцу?

- Нет, какого-то заговора против меня не было. Иначе не удалось бы выстоять в схватке за второе место с группой испанцев. Да и потом, я в этой стране не чужой, давно уже живу в окрестностях Бильбао, в свое время выступал за испанскую велогруппу "Иль Балеарес".

-Жена вашего бывшего товарища по "Иль Балеарес" Владимира Карпеца рассказывала мне, что в городке, где они живут, Владимир - чуть ли не местная звезда. С ним фотографируются болельщики, в магазинах узнают, плакаты с его изображением пользуются успехом у коллекционеров. А как у вас обстоит дело с поклонниками на Пиренеях?

- Есть, конечно, болельщики, но асфальт в мою честь во время "Вуэльты" не расписывают и призывы к победам вдоль трассы не вывешивают. В родном Орле я популярнее.

РОССИИ НУЖНА СВОЯ ВЕЛОГРУППА

-Лично для вас этот год сложился успешно. А как оцените его для российской сборной?

- Тоже как неплохой. Мы с Карпецом своими успехами на "Вуэльте" и "Джиро" улучшили положение команды в рейтинге сборных, а Михаил Игнатьев и Евгений Попов показали на чемпионате мира, что у нас есть хорошая смена. Их золото в разделке и бронза в групповой гонке среди "андеров" (категория до 23 лет. - Р.А.) - очень приличный итог. Проявил себя в многодневках Владимир Гусев из датской CSC, Владимир Ефимкин выиграл гонку, принеся России зачетные очки в континентальном туре. Надеюсь, в будущем году нам тоже будет чем гордиться.

-За последние 12 лет чемпионат мира в категории гонщиков до 23 лет выигрывали или становились призерами Ян Ульрих, Оскар Фрейре, Ярослав Попович, Иван Бассо, Евгений Петров, но почему-то только наш гонщик не смог закрепиться в элите профессионального велоспорта. Чем вы это объясните?

- И Ульрих, и Бассо, и Фрейре представляют страны, в которых велоспорт очень популярен. Там есть сильные команды, которые могут планомерно выводить молодые таланты на уровень звезд первой величины. Что же касается украинца Поповича, то парню здорово повезло. После его первого же серьезного успеха на "Джиро" (3-е место в 2003 году. - Р.А.) Ярослава пригласили в команду легендарного Лэнса Армстронга. Но ему еще предстоит отработать выданные авансы. А вот наших молодых ребят, как правило, зовут в западные велогруппы на роль грегари. Ведь в России нет своей профессиональной команды, которую можно было строить под того же Игнатьева или Попова. На этом фоне мой случай с "Иль Балеарес" (тогда еще "Банесто") - просто уникальный. Ее босс пригласил меня именно с перспективой на роль лидера.

-Каковы ваши планы на следующий сезон?

- Главную ставку вновь сделаю на "Тур де Франс".

-Кстати, как прокомментируете уход из велоспорта многократного победителя "Большой петли" Лэнса Армстронга? Отсутствие великого американца изменит ситуацию в мировом пелотоне?

- Думаю, уход Лэнса - благо для шоссейных гонок. Да, он влиял на расклад сил только в одной, но зато в самой главной гонке года. Теперь борьба за высший титул на "Тур де Франс" наконец-то станет реальной. Ведь в последние семь лет его заранее можно было отдавать Армстронгу, и оставалось неясным лишь то, кто составит ему компанию на итоговом подиуме в Париже. Сейчас же шансы на победу появились и у Ульриха, и у Бассо, и у Винокурова, и у Эраса...

-Себя вы из скромности не называли?

- Дело не в скромности. Если все перечисленные мною гонщики давно созрели для серьезной битвы за победу на "Туре", а Ульрих однажды вообще уже выиграл его, то мне еще предстоит доказать свое право считаться претендентом на первенство в "Тур де Франс".

Ровшан АСКЕРОВ