Газета Спорт-Экспресс № 222 (3900) от 28 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

29 сентября 2005

29 сентября 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 9-й тур

СПАСИБО РИГЕ ЗА ТРЕНЕРОВ!

Дмитрий ФЕДОРОВ

Тринадцать лет до вчерашнего дня Юрзинов не играл в Москве как клубный тренер. Против своей родной команды "Динамо", было дело, выступал на заграничных территориях в финалах Кубка чемпионов и Евролиги. И оба раза праздновал успех со своим финским ТПС. Тренером сборной добивался побед и в традиционном декабрьском турнире, и нынешней весной в решающем матче Евротура. В его присутствии поднимали во Дворце спорта огромный именной свитер. То есть все вокруг да около... И тут сразу вам "Динамо" - "Локомотив" - матч и сам по себе знаковый, а уж участие в нем Юрзинова поднимает его статусность до центрального поединка первого круга. Тренеры сборной в очном противостоянии - знают друг друга, как облупленных.

Юрзинов все эти тринадцать лет, конечно, старался не отрываться от российской хоккейной жизни, но полноценно в ней не участвовал. Полноценная жизнь применительно к Юрзинову - это все-таки жизнь в клубе. Наверное, пассаж звучит вызывающе в отношении специалиста, трудящегося на Олимпиадах с 1976 года, но от слов своих не отступлюсь. Главные качества Юрзинова-тренера - педантизм, целеустремленность, строжайшая дисциплина буквально во всем - могли проявиться в полной мере только в клубе. Сборная - это по определению импровизация. А сборная России, к сожалению, даже не импровизация, а все больше авантюра.

Со всеми клубами Юрзинов добивался успеха. Если не медального, то коммерческого, как в случае со швейцарским "Клотеном", который благодаря обкатке и продаже перспективных игроков самоокупался. Но самый большой толчок для профессионального развития Владимир Владимирович получил, естественно, от "Динамо". Не от клуба, а от общества.

Общество "Динамо" в советские годы развивало одноименные команды, где только можно. И созидательный импульс здорово сработал в Риге. Перед вчерашним матчем меня поразило в общем-то лежавшее на поверхности наблюдение - целая плеяда российских топ-тренеров сделала себе имя в латвийской столице. Или как-то связана с ней. Вот, пожалуйста, у Крикунова дом в Риге, он там заканчивал игровую карьеру. Юрзинов, Тихонов, Воробьев - все динамовские люди. И все они обкатали свою систему именно в Риге. Слово "система" - ключевое. Неплохих тренеров много, но большинство из них действует по ситуации, лишь немногие изначально знают, чего хотят.

Не думаю, что в Риге над ледовой поверхностью клубились какие-то особые, будоражащие тренерскую мысль флюиды. Там было другое: обиженная нация пыталась с помощью хоккея хотя бы иногда доказать, что не смирилась со своей участью. И для реализации этого дерзкого проекта нужно было дать карт-бланш новаторам, энтузиастам, фанатикам. Юрзинова и Тихонова не заподозришь в латышском сепаратизме, но так получилось, что векторы сошлись. Над Тихоновым смеялись, когда он летом на асфальте репетировал с игроками быструю смену четырех звеньев. А потом прослезились, когда Виктор Васильевич перебрался со своими идеями в ЦСКА и никого не пускал наверх до конца восьмидесятых.

Юрзинова ждали в России давно, но он не возвращался. Как-то вскользь заметил, что его пугает и ему не нравится тот прессинг, под которым здесь работают тренеры. Регламент чемпионата изменился - никто не вылетает, почти все попадают в плей-офф, так что у тренеров появилось больше воздуха для жизни и для воплощения требующих проработки идей. Так совпало, что Юрзинов вернулся именно сейчас - вернулся в интересное время.

За последний год отечественный хоккей здорово изменился - энхаэловцы приучили тех, кто не пересекал океан, нацеленности на ворота, и возни поперек зоны стало значительно меньше. Результат не так довлеет над игроками, поэтому они действуют частенько сумбурно, но зато весело. Так было вчера весь вечер, с первой минуты - с гола Сушинского. Именно веселости и бесшабашности не хватало сборной на многих чемпионатах мира.

Еще подумалось, что в мае и Юрзинов, и Крикунов приедут на мировое первенство в Ригу, как к себе домой. Можно было бы продолжить тему всяческими размышлениями о том, что с этим местом столько всего связано, и оно счастливое, но я не верю в счастливые места, в случай, удачу и приметы. Только в труд, творчество и импровизацию.