Газета Спорт-Экспресс № 217 (3895) от 22 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

22 сентября 2005

22 сентября 2005 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

НОВАЯ МЕТЛА СИНЬОРА КАПРАРЫ

Пятый месяц нашу женскую волейбольную сборную тренирует итальянец Джованни Капрара. До этого почти четверть века с перерывом в несколько лет ею руководил Николай Карполь. Новая метла, как известно, по-новому метет, а уж если она еще и иностранная... В общем, нетрудно предположить, что жизнь игроков в сборной России с появлением итальянского синьора изменилась капитально.

Александр КРУЖКОВ

из Пулы

ПОМОЩНИКИ

Кроме супруги и ближайшего помощника, лучшей волейболистки мира 1990 года Ирины Кирилловой, из Италии Капрара перевез трех ассистентов. Джузеппе Аззара - тренер по физподготовке. Марко Бревильери, работавший с Капрарой еще в "Бергамо", а чуть раньше - в мужском волейболе, отвечает за блок и защиту. В задачу статистика и видеооператора Кармело Борруто входит также сбор информации о сопернике. Ну а на Кириллову помимо функций толмача возложена работа с пасующими.

Накануне чемпионата Европы к команде присоединился второй статистик тоже итальянец Серджо Бузато, позаимствованный у мужской сборной России. Он сразу осел в Загребе, где записывает на пленку все матчи группы 1.

Капрара говорит, что завидует своему коллеге из сборной Италии, у которого в тренерском штабе аж 11 человек! Один несет ответственность за блок, другой за связующих, третий - за атаку и так далее... Плюс четыре статистика.

- У моих соотечественников в этом смысле есть чему поучиться, - считает Капрара. - Не случайно такая маленькая страна, как Италия, уже много лет на ведущих ролях в мировом волейболе.

На такую же ватагу помощников в российской сборной реалист Капрара, безусловно, не рассчитывает, однако пригласить еще трех ассистентов намерен твердо.

- Мне нужны еще один тренер, один специалист по реабилитации игроков и один статистик, - загибает он пальцы. Очень надеюсь, что к следующему сезону этот вопрос удастся решить.

- До недавнего времени в нашей сборной один человек мог и тренером быть, и массажистом, и администратором, и психологом, - вступила в разговор Ирина Кириллова. - И подсчетами занимались "на коленке", а не на компьютере, как во всем мире, что позволяет главному тренеру получать полные статистические данные об игроках после каждой партии.

ИГРА

В последние годы игра сборной России сводилась зачастую к нехитрому принципу: "Подкинь повыше, а Катюша разберется". Итальянский тренер убежден, что команда ни в коем случае не должна зависеть от одного игрока. Даже если этот игрок - самая высокая волейболистка на планете Екатерина Гамова (206 см).

- Теперь наши атаки идут не только через Гамову, - отмечает связующая Марина Шешенина. - Она в основном во второй зоне нападает. Тренеры стараются приучить нас к тому, что, если вдруг в какой-то момент Кати не будет на площадке, мы сможем и без нее спокойно играть и побеждать. Поэтому атакующих вариантов стало побольше.

- Волейбол, который показывала сборная России при Карполе, это вчерашний день, - убеждена Кириллова. - Его команда всегда играла на характере. Тактика же оставалась неизменной при любом сопернике. Когда у нас что-то не получалось, мы все равно упорно продолжали делать на площадке одно и то же. Другой важный момент: у нас нет универсалов. Девушки умеют здорово или блок ставить, или пасовать, или атаковать. А посмотрите на сборную Бразилии. Она без ярких звезд, зато состав очень ровный, каждый игрок может хорошо выполнять все элементы. Вот и мы сейчас к этому стремимся.

По словам Шешениной, серьезные реформы затронули также защиту:

- Если прежде обязательно кто-то страховал связующего или диагонального, то теперь защищаемся с первой зоны. И на блоке стоим уже не широко, а от центра. Сначала, конечно, не все было понятно, но постепенно привыкаем.

ТРЕНИРОВКИ

При Карполе на сборах по три тренировки в день было нормой. Первая обычно начиналась в 7 утра. Капрара в такую рань игроков не поднимает, предпочитая двухразовый цикл занятий. И это не единственное отличие.

- Совершенно другой стала разминка, - рассказывает Шешенина. - Раньше пробежимся по залу пару-тройку кружочков, а затем каждая сама разминалась, как хотела. А у тренера по физподготовке Джузеппе Аззары разработан целый комплекс упражнений, направленных в первую очередь на растяжку. Кроме того, увеличилось количество теоретических занятий. При Карполе, просматривая видео, мы в основном акцентировали внимание на противнике. У Капрары же скрупулезно анализируем свою игру, разбираем ошибки.

Игроки не скрывают, что о некоторых нюансах они еще совсем недавно и не подозревали.

- Например, Капрара требует, чтобы мы принимали мяч не снизу, как учили нас всю сознательную жизнь, а сбоку, говорит Екатерина Гамова. - И ведь оказалось, так удобнее. Когда мяч летит на уровне груди, лучше шагнуть в сторону и отбить его, чем пытаться достать снизу.

А Аззара на тренировках использует маленькие каучуковые маты для упражнений на равновесие. Это укрепляет суставы и различные группы мышц, способствуя профилактике травм. В августе наша команда участвовала в турнире в Ливорно, где ее соперником была сборная Италии. Заглянув как-то в зал, когда там тренировались россиянки, главный тренер "Скуадры адзурры" Марко Бонитта увидел эти маты. Заинтересовался. Поинтересовался у Аззары, для чего они. Все выяснив, устроил нагоняй своим многочисленным помощникам за то, что сами до такого не додумались, и через два дня этих матов было закуплено десять штук. У нас же пока их всего два.

ПИТАНИЕ

Помнится, итальянец Невио Скала свою деятельность в московском "Спартаке" начал с того, что чуть ли не в корне изменил рацион питания своих новых футболистов. "Разве это нормальная спортивная диета?!" - восклицал он, оглашая внушительный список продуктов, на которые налагалось табу. В него, к огромному неудовольствию игроков, вошли кетчуп, майонез, сосиски, жареное мясо... Капрара пошел той же дорогой.

- По поводу кормежки у нас с Джованни состоялся обстоятельный разговор, хотя кое-что нам было и самим известно, - рассказывает врач сборной России Александр Федоров. - Скажем, давным-давно исключили из меню соусы, жирные супы вроде горохового и солянки. Никаких сосисок - бесполезная, "мертвая" еда. Сервелат - вообще удар по печени. А чуть-чуть бекончика с яичницей - это можно. Девчонки стали налегать на спагетти, с удивлением обнаружив, что от настоящих спагетти не поправляются. Еще Капрара рекомендует пить исключительно воду без газа и позволять себе от силы две чашки кофе в день. Потому что газированная вода и большое количество кофеина выводят из костей калий и кальций.

Но самое главное, считает доктор Федоров, это вопросы, касающиеся реабилитации травмированных игроков.

- Как хирурги и травматологи мы сильны, этого у нас не отнять, хотя порой и пользуемся инструментами каменного века. А вот максимально быстро восстановить спортсмена можем далеко не всегда. И здесь необходимо брать пример с итальянцев. У них все расписано буквально по минутам - после какой травмы, как и что нужно делать. Помогает! Летом несколько наших девочек перенесли операции на коленном суставе - Алимова, Година, Курносова. Благодаря этой методике они успели набрать форму к первенству Европы.

ОТНОШЕНИЯ

На следующий день после приезда в Пулу Капрара отправился в ближайший пункт проката велосипедов. И, сев в седло, помчался вслед за автобусом, увозившим сборную на тренировку. Вы можете представить себе прежнего тренера (пусть даже с поправкой на возраст) в такой ситуации? Я - нет...

С точки зрения поведения во время матча Капрара тоже полная противоположность Карполю. Спокойный, деловитый, уверенный в себе, практически никогда не повышает голос на игроков. На тренировках же, случалось, и он срывался на крик. Правда, как шутят сами волейболистки, такого, чтобы мерещилась тень Николая Васильевича, все-таки не было... Все радостно соглашаются, что на сборах им живется теперь повольготнее прежнего.

- Нет такого контроля, как при Карполе, - говорит Шешенина. - Допустим, чтобы в свободное время после ужина пойти куда-то прогуляться в город, у Николая Васильевича надо было обязательно отпроситься. А Капрару волнует только одно - как мы трудимся на площадке. Все остальное его не интересует.

"Что за человек Капрара?" - допытывался я у волейболисток нашей сборной. Ответы разнообразием не баловали. "Требовательный, откровенный, всегда говорит то, что есть". При этом непременно подчеркивалась одна деталь. "Как же он любит свою маленькую дочь!" - умилялись девушки, и глаза их моментально теплели. Да я и сам пару раз был свидетелем, с какой трогательной нежностью обращался Капрара с семимесячной Никой, которую родители берут с собой на все турниры.

А на первых порах, говорят, Капрара вызывал у игроков настороженность: приехал, мол, умник из Италии, чего-то рассказывает, учит... Да мы и так все прекрасно знаем! Итальянец, разумеется, чувствовал это, но вида не подавал.

- Не существует тренера, который бы всем нравился, - полагает Кириллова. - Джованни, впрочем, подобным вещам значения не придает. А доверие игроков к нему сразу выросло, как только появились первые результаты. Наверное, кому-то мои слова покажутся необъективными, но я, ей-богу, говорю искренне: если слушать Капрару и делать так, как он требует, с ним невозможно не выигрывать. Поверьте моему опыту.