Газета Спорт-Экспресс № 190 (3868) от 22 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 5

22 августа 2005

22 августа 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Четырнадцатый этап. ГРАН-ПРИ ТУРЦИИ

АЛОНСО - РАЙККОНЕН - 6:5

Первый в истории "Формулы-1" турецкий "Гран-при" завершился очередной, пятой в сезоне-2005, победой финна Кими Райкконена из "Макларена".

Лидер чемпионата испанец Фернандо Алонсо из "Рено", на чьем боевом счету в этом году шесть побед, финишировал вторым.

Если бы обладатель высшего титула в "Формуле-1" определялся не по количеству набранных очков, а по победам, то после экскурсии "Больших призов" на турецкий автодром схватка между Райкконеном и Алонсо за право владеть короной чемпиона мира достигла бы своего апогея. 6:5 - счет шаткий для любого вида спорта! Представляете, как горели бы пятки у аса "Рено", если бы в счет на самом деле шли только победы?! Ей-богу, жаль, что лучшего в "Формуле-1" определяют иначе и это поражение стоило Алонсо всего лишь двух очков... Именно столько, несмотря на все усилия, "отскреб" финн у своего визави, и оставшееся преимущество в 24 очка по-прежнему позволяет испанцу чувствовать себя вполне комфортно.

Впрочем, насчет усилий, якобы затраченных Райкконеном в Стамбуле, я слегка погорячилась. Все обстояло как раз наоборот. На протяжении всего уик-энда создавалось впечатление, что "Макларен" диктует конкурентам свои условия с необыкновенной легкостью. И во время свободных тренировок, и в квалификации не отпускало ощущение, что подопечные Рона Денниса чрезвычайно далеки от предела возможностей, своих и техники, и что буквально в любой момент они способны еще прибавить.

Судя по всему, маклареновскому магу инженерной мысли Эдриану Ньюи после довольно длительного перерыва удалось-таки создать очередное чудо. Жаль только, что свои неограниченные возможности "Макларены" начали демонстрировать с некоторым опозданием, позволив "Рено" выстроить довольно комфортабельный гандикап. А не было бы проблем с надежностью, жертвами которых не раз в этом году пали и Райкконен, и его напарник по команде Хуан Пабло Монтойя, мы с вами, господа фанаты "Формулы-1", могли бы получить не чемпионат, а феерию!

От дебютной гонки на новенькой с иголочки трассе всегда ждешь чего-то необычного. Но положа руку на сердце стоит признать, что гонка особой зрелищностью не отличалась. Тем не менее парочку сюрпризов стамбульский трек гонщикам таки преподнес. К примеру, не припомню, чтобы в прежние времена в распределение мест на стартовом поле вмешивался... ветер.

На турецком автодроме роза ветров довольно необычна - именно из-за нее старт здесь дается против часовой стрелки. Кроме стамбульской таких трасс в "Больших призах" еще только две - это Интерлагос и Имола. Так вот эта самая ветряная роза продемонстрировала свои шипы уже в квалификации! Потерпел фиаско семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, чью "Феррари", по его словам, буквально сдуло с асфальта в 9-м повороте. "Поскольку ветер усилился, мы предполагали, что в 9-м повороте возникнут проблемы, и мне казалось, что я принял это во внимание. Как выяснилось, принял недостаточно!" - признался Шумахер после квалификации.

В итоге суперчемпион не смог показать результат и, на всякий случай поменяв мотор, стартовал в гонке из хвоста пелотона.

Во время квалификации все тот же ветер подшутил и над Алонсо. "На прямой, противоположной стартовой, он был попутным, - рассказал испанец. - На входе в поворот я начал тормозить, однако внезапный порыв подтолкнул машину и... я промазал мимо апекса! Это стоило, возможно, тех самых долей секунды, что отделили меня от поула".

Нетривиальным получился и старт дебютного "Гран-при Турции". Обладатель поула Райкконен вдруг резко увел свой "Макларен" влево - пытался, видимо, перекрыть траекторию Физикелле. Однако тем самым он освободил путь в лидеры стоявшему сразу позади него Алонсо! Испанца обескураживающий маневр Райкконена, по-видимому, удивил - и только это помешало ему занять, как сказали бы бегуны, бровку.

Однако благодаря именно этому маневру финна родился красивейший момент гонки: серебристый "Макларен" оказался зажат между двумя бирюзовыми болидами "Рено", и в поворот три машины нырнули дружной шеренгой! Представляете, что за трассу построил туркам Герман Тилке, если там еще и на четвертую машину место осталось?!

Лидером "Гран-при Турции" Физикелла был всего ничего - еще до исхода стартового круга Райкконен восстановил статус-кво и до самого финиша никому не позволил усомниться в своем превосходстве.

- В момент старта из-за пыли на асфальте колеса моего "Макларена" провернулись, и это позволило Физикелле меня опередить, - сказал Райкконен после финиша. - Да и Алонсо оказался тут как тут, но я сумел удержать его позади. В девятом повороте Джанкарло немного ошибся, зашел широковато, и я смог вернуть себе лидерство. Честно говоря, я несколько удивлен тем преимуществом в скорости, которое мы имели над "Рено" в Турции.

"Макларены" не были настроены на то, чтобы делать подарки конкурентам, и более половины гонки уверенно шли на вожделенный дубль. Однако на предпоследнем круге турецкая трасса дала подножку Монтойе - хотя непосредственным ее автором стал Тьяго Монтейро на "Джордане". Монтойя, вот уже несколько кругов едва удерживавший в повиновении машину со стершимися передними покрышками, собрался было пройти португальца на очередной круг, когда тот внезапно заупрямился. В итоге после контакта "Макларен" развернуло, причем колумбиец сумел удержаться впереди Алонсо. Но в момент разворота был поврежден диффузор, за круг до финиша машину вынесло за пределы поворота, и Алонсо стал вторым!

- Честно говоря, я уже никуда не торопился, когда Монтейро внезапно выкинул этот фокус! Он ударил меня, повредил задний диффузор и фактически лишил машину какой-либо прижимной силы! - возмущался Монтойя.

- Поначалу уик-энд не сулил ничего приятного, ведь мы не могли на равных конкурировать с "Макларенами" по скорости, - сказал Алонсо. - Я уже смирился было с третьим местом, когда судьба преподнесла приятный сюрприз в виде второго.

А вот для "Феррари" турецкий уик-энд обернулся фиаско. В третий раз в сезоне-2005 Скудерия заработала баранку, а Шумахер-старший даже не смог финишировать. На 14-м круге немец зачем-то решил не пускать вперед себя отстававшего на круг Марка Уэббера на "Уильямсе", хлопнул калиткой - и получил удар в коробку передач. В боксах поврежденная "Феррари" простояла около 20 кругов, а затем Шумахер снова появился на трассе - чтобы чуток подправить свои позиции в зачете гонки и через две недели в Монце стартовать в квалификации хотя бы не самым первым.

Спортивный директор Скудерии Жан Тодт назвал этот уик-энд кошмаром, который нужно поскорее забыть: "В прежние годы у нас сложилась приятная традиция - непременно выигрывать дебютные гонки на новых трассах. На этот раз эта традиция прервалась".

Ольга ЛИНДЕ