Газета Спорт-Экспресс № 187 (3865) от 18 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

18 августа 2005

18 августа 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Почему в России забивают голов все меньше? В роли эксперта выступает 35-летний форвард, член "Клуба 100", на счету которого более двух сотен голов в двух главных дивизионах российского футбола и Кубке страны.

Олег ТЕРЕХИН

БЕРЕГИТЕ БОМБАРДИРОВ!

-Рекорду Олега Веретенникова, который десять лет назад выиграл спор бомбардиров, забив 25 голов, судя по всему, ничего не угрожает?

- Не угрожает. На сегодня даже 20 голов - супердостижение для форварда, играющего в России.

-И в чем причина неуклонного снижения результативности?

- Турнир стал заметно сильнее. Забивать сейчас сложнее, чем прежде. Появились хорошие защитники, способные серьезно усложнить форварду жизнь на поле. Причем большинство их них - легионеры.

Вторая причина - дефицит классных нападающих, умеющих стабильно забивать. Из россиян этим могут похвастать лишь Кириченко, Сычев, Кержаков, Панов. Со временем может вырасти в бомбардира Лебеденко. Задатки у парня явно есть. Остальные наши снайперы - хавбеки. Лоськов, скажем, свои десять голов всегда забьет. Появился Аршавин, есть Семшов. Но ведь они не форварды и не совсем бомбардиры вроде Веретенникова, Нидергауса, Гарина или Маслова. Эти люди еще недавно из года в год выполняли свою голевую норму, и она была достаточно высокой - от 10 до 15 мячей. Сейчас таких футболистов в премьер-лиге почти не осталось.

-А что нужно нападающему, чтобы стать бомбардиром?

- Сначала найти свою команду, где бы ему было комфортно. Необходимо также доверие тренера, который поначалу прощал бы ошибки, промахи. Тогда талантливый парень заиграет, начнет забивать. А если его в воспитательных целях сажать на скамейку после двух-трех промахов, толка не будет. Бомбардиров нужно беречь.

-Чтобы их беречь, надо сначала их найти. А в России если новые бомбардиры и появляются, то обязательно иностранцы. Почему?

- Плохо ищут, видимо. Или не там. Уверен, что в России не перевелись хорошие форварды. Таланту нужно дать возможность раскрыться. Погубить способного мальчишку куда проще, чем вырастить из него второго Веретенникова. Но это кропотливый, тяжелый труд. Куда проще никого не искать, а купить готового игрока за границей. Многие именно так и поступают.

-Вы так уверены, что они есть, российские таланты?

- Нашли же Жиркова, Павлюченко, Кержакова! Я, в конце концов, тоже начинал в скромной команде, выступавшей в первенстве области. Ни капли не сомневаюсь, что в первом дивизионе, во втором есть стоящие футболисты, которых не замечают. Но нужно ездить, смотреть, анализировать. А потом - доверять, как доверяют сегодня иностранцам.

-Вы считаете, иностранцы мешают пробиться российским талантам?

- Для начала скажу, что среди них хватает сильных футболистов, которые украшают наш футбол. Олич, Вагнер, Бракамонте - эти люди явно умеют забивать. Конечно, если игрока покупают за границей за десять миллионов долларов, тренер сильно рискует, отказав ему в праве выходить на поле. Тот же Жирков сумел доказать: он сильнее конкурента, купленного за хорошие деньги. Однако так бывает далеко не всегда. И это проблема нашего футбола. Впрочем, рано или поздно она будет решена.

-Вы-то сами болельщиков голами еще порадуете?

- По крайней мере в этом году играть на профессиональном уровне не буду. Не вижу смысла, бросив семью, ехать куда-то на пару месяцев. Побуду дома, отдохну а зимой определюсь с планами на будущее.

-Дома - это где?

- В станице. До Краснодара - десять минут езды на машине. У меня здесь дом, сад, огород.

-Все стремятся в большие города, а вы оставили Москву ради станицы. Почему?

- Мне нравится такая жизнь, Краснодарский край импонирует. Тут друзья, потому и перебрался. Жене жизнь на Кубани тоже нравится, и дочерям, которым сейчас два и четыре года, в своем доме лучше, чем в самой хорошей квартире.

-В Москву вообще не вернетесь?

- Не знаю. Пока не тянет. Да и что мне там делать?

-Стать тренером.

- Не хочу.

-Почему?

- Не уверен, что у меня получится. К тому же труд тренера неблагодарен. Предпочел бы стать менеджером: эта работа мне понятнее и интереснее. К тому же уверен, что в этом качестве смогу работать с пользой для дела.

-Но, может быть, вы еще продолжите карьеру футболиста? До ста мячей в первом дивизионе вам осталось каких-то семь голов.

- В жизни не стоит зацикливаться на цифрах. Хотя сто голов - достойная цель. И интересная.

-В чем же дело? В возрасте?

- Не в самом возрасте, а в том, что в мой паспорт все норовят заглянуть, уточнив год рождения. Я-то уверен, что в моем возрасте можно играть в премьер-лиге, не говоря уж о первом дивизионе. Нужно только держать себя в тонусе и знать, что тренер тебе доверяет.

-В "Тереке" вам доверяли?

- Да, все было замечательно. Мы расстались друзьями, пожав на прощание друг другу руки. Но пришел Тарханов, который немного перестроил игру команды, разнообразил ее тренировки. Он, что скрывать, помог "Тереку" и Ваиту Талгаеву.

-Почему же вы в схемы Тарханова не вписались?

- Так это футбол. На "Терек" я обижаться не могу как минимум по двум причинам. Во-первых, меня и многих других игроков в прошлом году пригласили для решения большой задачи, дали шанс доказать: мы еще чего-то стоим как футболисты. Результат - великолепный сезон, который навсегда запомнится хотя бы из-за нашей победы в Кубке России. А во-вторых, мы все неплохо заработали, что не последнее дело в профессиональном футболе. Игрокам в "Тереке" не только выплатили все, что обещали, но и премировали сверх обещанного.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ