Газета Спорт-Экспресс № 177 (3855) от 6 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

6 августа 2005

6 августа 2005 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СЕГОДНЯ - ЧЕМПИОНАТ МИРА

Светлана КРИВЕЛЕВА: "ЗАЧЕМ УХОДИТЬ, ЕСЛИ Я ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛУЧШАЯ В СТРАНЕ?!"

Для знаменитой российской толкательницы ядра Светланы Кривелевой нынешний чемпионат мира - уже седьмой. И, скажем так, незапланированный. Потому что после Игр в Афинах Кривелева, которая стала олимпийской чемпионкой еще в Барселоне-92, рассталась с большим спортом, объяснив это тем, что замучили травмы. Каково же было всеобщее удивление, когда в июне на Мемориале братьев Знаменских она вновь вышла в сектор для толкания ядра, а потом и отобралась в сборную России на чемпионат в Хельсинки.

-Выиграв в Афинах бронзу, вы, Светлана, публично заявили: все, хватит. Почему изменили свое решение?

- Потому что после Олимпиады хорошенько отдохнула, и все мои мысли повернулись в другую сторону, то есть обратно к спорту. Я серьезно подлечилась и просто не смогла усидеть на месте. Тем более что в России у меня фактически нет конкуренции. Вот если бы продолжала толкать Ирина Коржаненко, то ситуация была бы иная, и в этом случае я вряд ли решилась бы вернуться. А так мои результаты по-прежнему остаются в России лучшими.

Вот я и прикинула: почему бы не тряхнуть стариной и не выступить на двух ближайших чемпионатах мира - летнем в Хельсинки и зимнем в Москве? Причем московский в каком-то смысле для меня даже важнее. Очень хочу, чтобы на турнир пришли мои друзья, а главное, родители, которые до сих пор следили за тем, как я выступаю на самых крупных соревнованиях, исключительно по телевизору.

-Но ведь вы не скрывали, что у вас большие проблемы со спиной, ногами. Как же все это можно было меньше чем за год вылечить?

- Понятное дело, восстановилось далеко не все. Мне врач в ЦИТО все время повторял: столько лет тренируешься и хочешь, чтобы за месяц все болячки исчезли? Конечно, полностью излечиться не удалось, но, главное, жить стало веселее.

Сначала я лежала в ЦИТО, где занимались моими ахиллами, спиной, где я прошла полный комплекс лечения. Потом съездила в Мацесту на грязи, и, конечно, мне стало гораздо легче. Хотя утренний ритуал не изменился: встаю - и сразу разминаюсь. Только после специальной разминки я в порядке, у меня ничего не болит. Если когда-нибудь проснусь, а у меня ничего не болит... Ну вы и сами эту присказку знаете.

-А в сектор-то вас тянуло?

- Конечно. Это называется "спортивная наркомания". К тому же если я не тренируюсь, то еще хуже себя чувствую - ноги, спина болят сильнее.

-Вы стали говорить об уходе из спорта еще после чемпионата мира в Париже, где завоевали золото...

- И, наверное, сама себя сглазила. Как у меня перед Олимпиадой все разболелось! Теперь думаю: не надо мне было так акцентировать внимание на предстоящем уходе. Буду осторожнее с такими словами. Тем более что в душе я все еще горю, есть и спортивная злость, и настрой.

Вот и получается: если хочешь выступать, годы этому не помеха. У меня есть подружка, Эля Зверева из Белоруссии. Ей уже 45, но она себя нормально чувствует и продолжает метать диск.

-Так, может, вы теперь решите и на Олимпиаде-2008 в Пекине выйти в сектор?

- Таких планов не строю. Но в том, что касается зимнего чемпионата мира в Москве, непреклонна.

Я не обижаюсь, когда меня называют старожилом, ветераном. Как мне кажется, любой спортсмен хочет остаться в строю как можно дольше, просто не у всех это получается. У кого-то травмы, у кого-то результатов нет. Тем более что 36 лет для метателя нормальный возраст. Вот если бы я плелась где-то в хвосте, показывала низкие результаты и только из-за стипендии оставалась в спорте, это было бы неправильно. Но ведь мне по-прежнему удается удерживать свои результаты на уровне лучших в мире.

-И когда вы вновь приступили к тренировкам?

- Очень поздно - только в апреле. После лечения поехала на сбор в Сочи, решила для себя: пусть все будет, как будет. Но в апреле я только втягивалась в тренировки. Май, июнь прошли в подготовке, а в июле я показала 20,24. Это сейчас второй результат в мире, первый в России. То есть мне оказалось достаточно всего трех месяцев, чтобы выйти на свой нормальный результат.

И пусть не думают, что я кому-то перекрываю путь. Ради бога, пусть подрастает молодежь, пусть девчонки толкают дальше меня. Со слабыми результатами я бы уже, конечно, не стала выступать. Мне ведь неинтересно просто попасть в финал - хочется бороться за призовые места.

-А как ваш тренер Фаина Мельник отнеслась к тому, что вы решили вернуться в сектор?

- Она-то как раз подозревала, что этим все и закончится. Сказала мне однажды: "Ты только раз приди на стадион"... Эти ее слова стали моим утренним девизом. Действительно, главное - прийти на стадион. А уж если я пришла... Если бы еще весной я брыкалась, отказывалась, то Фаина не стала бы настаивать, не неволила меня, но ведь я легко пошла на тренировки. Сначала начала разминаться, потом бегать. Так и втянулась.

-А семья как отреагировала на ваше возвращение на стадион?

- Все хотели, чтобы я закончила заниматься спортом, чтобы была дома. Но все-таки поддержали мое решение, сказали: мы, мол, не хотим быть виноватыми в том, что заставили тебя отказаться от идеи вернуться в спорт.

Тяжелее всего все равно Фаине. Она ведь еще и стоматологом в клинике работает. Собственно, это ее основная профессия, а тренирует она меня, так сказать, в свободное время.

-А как же сборы?

- Фаина берет отпуск. Вот какой она подвижник, вот у кого надо пример брать любви к спорту! Представляете, утром проводит смену как врач, а вечером едет ко мне на тренировку!

-Каков сейчас расклад в женском ядре?

- Надежда Остапчук нынешним летом толкнула на 21,09. Кроме того, у нее есть еще два дальних результата 20,60 и 20,93. Вот она, моя главная соперница. Надежда давно толкает за 20 метров. Сильная девчонка.

У меня, как вы знаете, 20,24. Чуть позади немка Надин Кляйнерт - 20,06. Кстати, это ее личный рекорд, сколько уже лет она выступает, но до нынешнего сезона еще ни разу за 20 метров не толкала.

-Кого еще можно считать вашими соперницами?

- Еще одну немку - Петру Ламмерт, молодую Наталью Хороненко из Белоруссии и нашу Ольгу Рябинкину с 19,60.

-А как же знаменитая немка Астрид Кумбернусс?

- Она такая же уставшая, как я. Мы ведь выступаем вместе с 1985 года. Еще юниорками были вместе. И ведь против каких соперниц сражались - вспомните Наталью Лисовскую, Клаудию Лош. А какие сильные были китаянки...

-Примерная иерархия результатов сохранится и в Хельсинки или все может поменяться?

- Сложно сказать. Нынешним летом ни разу не выступала олимпийская чемпионка Юмилейди Кумба. Но можно предположить, что кубинка усиленно готовится.

Короче, ситуация такая: Остапчук сильна, но и Кляйнерт не промах, я тоже буду бороться, это однозначно. Вся неясность в том, что покажет кубинка. А вдруг приедет в Хельсинки и толкнет на 22 метра! Именно она - темная лошадка. Так что ухо надо держать востро.

-У вас вроде бы неплохая позиция. Вы вышли на приличные результаты после всего четырех месяцев нормальных тренировок и при этом по идее совершенно свободны от каких-либо обязательств.

- Думаю, после Игр-2004 меня все соперницы "похоронили". Впрочем, я не особенно об этом размышляю. Должна выйти и сделать свое дело. Правильно? Если получится завоевать какую-нибудь медаль, это будет просто чудесно. Поборемся!

Лина ХОЛИНА