Газета Спорт-Экспресс № 166 (3844) от 25 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

25 июля 2005

25 июля 2005 | Остальные

ВСЕМИРНЫЕ ИГРЫ

ПО СЛЕДАМ Шерлока ХОЛМСА И ПРОФЕССОРА МОРИАРТИ

В пятницу россиянин Алексей Веселовзоров (весовая категория до 94 кг) завоевал серебряную медаль в довольно экзотичном для России виде единоборств джиу-джитсу.

Сергей БУТОВ

из Дуйсбурга

ВМЕСТО СУМО - ДЖИУ-ДЖИТСУ

Где-то в середине 1990-х все прилавки российских магазинов были завалены видеокассетами с записями боев без правил, знаменитого "восьмиугольника". Тогда ничего, кроме восторга, это зрелище не вызывало - подобного в России, да еще в таком количестве, прежде не видели. Смотрел запоем те "восьмиугольники" и я. Больше всего врезался в память худенький (особенно на фоне 150-килограммовых громил) бразилец Хойс Грэйси. Этот парень входил в "восьмиугольник" и побеждал всех подряд. Боксеров, кикбоксеров, каратистов и даже сумоистов - всех! Причем побеждал каждый раз по-разному. Одного "задушит", а другого вынудит сдаться после мгновенно проведенного "замка" на руку. Короче говоря, спасу от этого бразильца не было! Грэйси откровенно боялись, а название единоборства, которое он представлял, произносили с благоговейным придыханием. Джиу-джитсу.

Глядя на Грэйси, который являл собой типичный пример профессионального киллера, способного сделать свое дело без единого выстрела, невозможно было представить, что спустя 10 лет смертоносное джиу-джитсу будет представлено на Всемирных играх. Зловещий вид спорта был отправлен организаторами в "Ландшафтпарк", и это выглядело символично. О том, что представляет собой эта арена, я уже писал в одном из предыдущих репортажей, рассказывая про турнир по сумо. С тех пор здесь, поверьте, почти ничего не изменилось. Только разрушили сумоистское дохе и вместо него постелили татами.

А ЕСЛИ БЫ НЕ СНЕГОПАД?

Джиу-джитсу как самостоятельное боевое искусство сформировалось в XIII веке. Здесь, как это часто бывает с японскими единоборствами, без легенд не обойтись. Одна из них гласит, что японский врач по имени Акаяма, живший долгое время в Китае, вернувшись на родину, начал обучать приемам защиты и атаки на жизненно важные точки. При этом он понимал, что данный стиль не дает ответа на многие важные вопросы. Например, как противостоять грубой силе? Или как, подвергнувшись нападению, сохранить в бою инициативу? Как-то раз зимой Акаяма вышел в сад, где росли ели и ивы. Был сильный снегопад, и Акаяма внимательно наблюдал за тем, как снег падал на эти деревья. Если ель не выдерживала его тяжести и ее ветки с хрустом ломались, то ветки ивы вели себя по-другому. Они наклонялись до земли, сбрасывали снег и снова выпрямлялись. И тут Акаяму осенило. "Сначала поддаться, а затем победить" - так был сформулирован принцип, который лег в основу нового течения.

Джиу-джитсу оказалось настолько эффективно, что стало стремительно набирать популярность. Достаточно сказать, что его внимательнейшим образом изучали в учебных заведениях для самураев. Вместе с самураями оно позже и пострадало. Революция Мэйдзи 1868 года, которая поставила Японию на капиталистические рельсы, предала джиу-джитсу забвению, равно как и само сословие самураев.

ЧТО ТАКОЕ БАРИТСУ?

Если в Японии от джиу-джитсу отвернулись, то в других странах, наоборот, не было недостатка в его энтузиастах. В начале XX века это был очень модный вид борьбы. Помните знаменитую сцену смертельной схватки Шерлока Холмса с профессором Мориарти в нашем легендарном сериале? Смотреть ее без смеха очень сложно. Какие-то демонические телодвижения, совершенно неправдоподобные захваты и приемы. После своего сенсационного воскрешения Холмс гордо рассказывал доктору Ватсону, что победить опасного врага ему помогло знание смертельной японской борьбы баритсу. Есть все основания полагать, что баритсу в данном случае - не что иное, как исковерканное до неузнаваемости название джиу-джитсу. Авторов же фильма следует похвалить за оригинальность и фантазию.

ИЗУЧАЙТЕ АНАТОМИЮ

Сейчас джиу-джитсу культивируется повсюду. Казалось бы, что в этом плохого? Но дело в том, что едва ли не в каждой стране трактуют его по-своему, а значит, нет единых правил. Есть джиу-джитсу бразильское (упоминавшийся Хойс Грэйси - типичный его представитель), французское, шведское. А на Всемирных играх было свое, особое джиу-джитсу.

Самой знаменитой, вне всяких сомнений, считается бразильская версия. Она максимально приближена к уличной драке. Философия бразильского джиу-джитсу проста. Чтобы стать мастером, совсем необязательно быть большим и сильным. Человек средней комплекции может победить более крупного противника с помощью различных приемов, основанных на принципе рычагов и знании анатомии.

Как показывает практика, большинство уличных драк заканчивается на земле. Значение всех антропометрических данных, равно как скорости, реакции и силы, в партере снижается примерно вдвое. То есть там не помогут ни нокаутирующий удар, ни головокружительные прыжки. Бразильское джиу-джитсу - это в первую очередь искусство поединка на земле. Любой его представитель в партере - страшнее чумы. Болевые приемы на руки, ноги, позвоночник, удушающие захваты и удары по болевым точкам - вот лишь неполный перечень того, что бразильский мастер джиу-джитсу умеет делать на земле.

Эти парни творят порой чудеса!

Впрочем, не стоит думать, что, овладев джиу-джитсу, можно очертя голову бросаться на толпу соперников. Это только в голливудских фильмах главный герой может голыми руками брать крепости, осажденные вооруженными до зубов плохими парнями. И только в фильмах эти парни вступают в драку по очереди, и очередной джеки чан укладывает их одного за другим. В реальной жизни очень сложно представить себе подобное. Если двое или больше противников просто крепкие мужики, никакое джиу-джитсу вам не поможет. Справедливости ради скажем, что не помогут и другие виды самообороны.

ИДЕАЛЬНЫХ БОРЦОВ НЕТ

Было время, когда Финляндия входила в состав Российской империи. А на заре отечественного джиу-джитсу все было наоборот.

- Первое время мы были частью финской федерации, - рассказывает старший тренер сборной России Дмитрий Попов. - Боролись по шведской версии, которая, кстати, весьма похожа на ту, которой придерживаются участники Всемирных игр. Потом создали независимую федерацию, разработали правила и в 1997 году провели первый национальный чемпионат.

-Много спортсменов заявилось?

- Всего по два-три в каждой весовой категории. Сейчас же желающих столько, что приходится вводить ограничения - не более двух человек от региона в одном весе. И это при том, что в России пока нет людей, которые занимаются исключительно джиу-джитсу. В основном это самбисты и дзюдоисты. Тот же Веселовзоров специализируется на боевом самбо и участвует в боях без правил.

-Зачем ему джиу-джитсу? Он что, мало зарабатывает в "восьмиугольнике"?

- Люди не могут заработать денег даже в коммерческих турнирах. Как правило, от 40 до 60 процентов гонорара уходит на страховку и спонсоров, остальные - на лечение. Игоря Зиновьева, победившего в Америке представителя школы Грэйси, в следующем поединке так шваркнул об пол Шэмрок-младший, что парню пришлось долго лечить позвоночник. В основном люди борются за свое имя, авторитет, который им может пригодиться в дальнейшей жизни.

-Как выглядит классический борец джиу-джитсу?

- Идеала нет. Человек должен уметь совмещать ударную и бросковую технику. Силу и скорость. Это не так-то просто.

ПАРТЕР - ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА

Сразу скажу: то, что я увидел в Дуйсбурге, мало похоже на смертельное боевое искусство. Это скорее адаптированное для спорта джиу-джитсу. Убивать никого не требуется. Для победы достаточно набрать больше, чем соперник, баллов.

Вице-президент Российской федерации джиу-джитсу Георгий Куковеров быстро ввел меня в курс дела.

- Существуют две категории оценок - иппон и вазари. Набрать их можно тремя способами: в стойке с помощью ударов, в захвате с помощью бросков и, наконец, в партере с помощью болевых приемов, удушений и удержаний. Вазари оценивается в один балл, иппон - в два. В партере можно заработать и три балла - скажем, провести успешный болевой прием, который вынуждает противника сдаться. Здесь-то и кроется, с моей точки зрения, одно из основных противоречий спортивного джиу-джитсу. В любом другом виде единоборств капитуляция соперника автоматически приносит тебе победу. Здесь же борец, постучавший рукой об пол хоть и теряет три балла, но как ни в чем не бывало продолжает схватку и имеет шансы отыграться.

Бьют в джиу-джитсу и руками, и ногами, но только в корпус. Удары в голову запрещены, их можно только обозначать. Вазари в стойке заработать легко - достаточно из устойчивой позиции нанести точный удар. Шансы на то, что двое из трех рефери (кроме главного судьи есть еще двое арбитров, которые располагаются на противоположных сторонах татами и фактически выполняют роль лайнсменов) поднимут руку, фиксируя тем самым результативное действие, весьма велики. Заработать иппон куда сложнее. Для этого необходимо выполнить несколько условий: удар должен быть сильным и концентрированным, нанесен в область солнечного сплетения, плавающих ребер или голову и застать оппонента врасплох.

Как правило, "ударная" часть поединка длится недолго. После того как противники входят в клинч, они больше не могут наносить друг другу удары (еще один весьма противоречивый пункт правил). Вот теперь и начинается настоящее джиу-джитсу. При проведении бросков важны их сложность и амплитуда. Большую роль играет и часть тела, на которую падает оппонент. Бросил противника на живот или грудь - получи вазари. А если на спину, судьи могут расщедриться и на иппон.

По действиям в партере можно четко определить, кто что собой представляет. Потому как партер, напомню, основа основ джиу-джитсу. Спонтанные действия встретишь очень редко, в основном борцы заранее знают, что будут делать в той или иной ситуации. Все происходит стремительно. Вот ты проводишь, казалось бы, успешный болевой прием, а секунду спустя соперник, изловчившись, уже грозит тебе удушением. На борьбу двух умелых мастеров в партере нельзя смотреть без восхищения.

ИСПАНСКИЙ СЮРПРИЗ

Россиян в джиу-джитсу пока нельзя назвать законодателями мод - скорее они твердые и весьма неуступчивые середняки. Пройти отбор на Всемирные игры удалось лишь двум нашим: Федор Серов (до 69 кг) проиграл в схватке за бронзу, а Алексей Веселовзоров, как вы уже знаете, завоевал серебро.

В первом же поединке, в четвертьфинале, Веселовзоров попал на своего принципиального соперника шведа Йохана Йорупа. Таким образом, как бы повторился финал европейского первенства этого года, который выиграл россиянин. В Дуйсбурге реванш шведу не удался, хотя Веселовзорову пришлось попыхтеть. Добрая весть пришла и из верхней части сетки: фаворит соревнований француз Венсан Паризи проиграл малоизвестному испанцу Фернандо Сеговиа.

Полуфинальная схватка Веселовзорова с немцем Уве Штейнмецем прошла с явным преимуществом чемпиона Европы. По большому счету немец не смог противопоставить своему сопернику ничего, кроме бешеной поддержки трибун. Она хоть и принесла некоторые плоды (пару баллов Штейнмец получил от арбитров просто так, в качестве приза зрительских симпатий), но решающего значения не имела. 10:3 - результат говорит сам за себя.

В финале Веселовзоров встречался с Сеговиа. Казалось бы, с этим взявшимся, по словам Попова, из ниоткуда испанцем россиянин должен был разобраться. Но вышло иначе. Веселовзоров повел - 3:1, но быстро растерял преимущество. А тут еще и судьи пришли его противнику на помощь - удар, якобы проведенный нашим спортсменом в клинче, дал повод рефери засчитать Сеговиа балл. Все оставшееся время Веселовзоров (как выяснилось позже, он еще в первой схватке потянул мышцы паха) безуспешно пытался отыграться. За полминуты до конца встречи Алексей по команде Попова пошел на последний штурм, но лавров не снискал. В джиу-джитсу Россия осталась без золота.

Всемирные игры. Дуйсбург. Джиу-джитсу. Мужчины. Весовая категория до 77 кг. 1. Йоханссон (Дания). 2. Марио (Германия). 3. Буссуже (Франция).

До 94 кг. 1. Сеговиа (Испания). 2. ВЕСЕЛОВЗОРОВ (Россия). 3. Парией (Франция).

Женщины. До 55 кг. 1. Расмуссен (Дания). 2. Перес Минерва (Испания). 3. Рейди (Франция).

До 70 кг. 1. Фелсер (Германия). 2. Фахардо Прието (Испания). 3. Виатт (Голландия).

Смешанные дуэты. 1. Хубер/Энделе (Германия). 2. Ван Боммель/Альварес (Голландия). 3. Зюрхер/Шиллигер (Швейцария).