Газета Спорт-Экспресс № 81 (3759) от 13 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 15

14 апреля 2005

14 апреля 2005 | Теннис

ТЕННИС

У КОРТА с Евгением ФЕДЯКОВЫМ

ЦЕНА ВОПРОСА

Неделю назад, рассматривая официальную и возможные причины отказа Марии Шараповой от выступления за сборную России в матче первого круга Fed Cup против сборной Италии, я еще не знал, что решение первой ракетки страны распространяется не только на поединок, который состоится 23 - 24 апреля в Бриндизи, но и на весь сезон. Таким образом, как минимум до следующего года Шарапову в составе национальной команды мы не увидим.

Россиянка, которой 19 апреля исполнится всего 18 лет, - далеко не первая звезда, отказывающаяся (будем надеяться, временно) от выступления в одном из двух главных командных теннисных турниров не из-за травмы, а ввиду каких-то иных обстоятельств, в том числе и усталости. В разное время так поступали практически все американки, Мартина Хингис, другие представительницы женской элиты, в том числе - совсем недавно - Амели Моресмо. Немало похожих примеров можно привести и в Кубке Дэвиса. Другое дело, что в российском теннисе такого прецедента пока не было. Теперь он создан - и последствия, кстати, нам еще предстоит оценить.

Впрочем, речь сегодня пойдет о другом.

Мария знала о том, что болельщики и капитан команды Шамиль Тарпищев на нее рассчитывают, поэтому решение, которое она приняла, было непростым. В то же время нельзя не признать его абсолютно обоснованным. Ведь ценой вопроса об участии Шараповой в Fed Cup фактически является титул первой ракетки мира.

После того как Линдсэй Дэвенпорт в минувшее воскресенье смогла защитить свой титул в Амелия-Айленд, ее отрыв от занимающей второе место россиянки составляет 292 очка. И теперь, даже если на этой неделе американке не удастся отстоять 93 балла, полученные в прошлом году в Чарльстоне за выход в четвертьфинал, она все равно будет лидировать с солидным преимуществом (в таком случае в общую сумму Дэвенпорт пойдут 72 очка, начисленные ей в январе за четвертьфинал в Сиднее). Однако затем Линдсэй возьмет большую паузу. Как уже вчера сообщал "СЭ", до Roland Garros она не планирует участвовать ни в одном европейском грунтовом турнире.

Шарапова же выступит в Берлине на Открытом чемпионате Германии, имеющем статус 1-й категории WTA Tour, и на аналогичном состязании в Риме. В прошлом году Мария играла на этих турнирах не слишком удачно: выбывая из борьбы в 1/8 финала, она за две недели набрала в общей сложности всего 161 очко. Учитывая, что у Дэвенпорт в середине мая "сгорят" 136 баллов, начисленные ей за выход в финал в Страсбурге, можно сделать вывод: стать первой уже в мае для Шараповой - вполне реально. Правда, для этого в Берлине и Риме ей нужно показать максимально возможные результаты, а сделать это на фоне общей усталости, накопившейся после серии успешных выступлений в Австралии, Азии и Америке, архисложно.

Да, по результатам этого года Шарапова среди россиянок находится вне конкуренции. Но далеко не факт, что в нынешнем состоянии на медленном итальянском грунте она значительно усилила бы сборную. Что же касается гипотетического полуфинала, а затем финала Fed Cup, то в календаре WTA Tour они стоят соответственно после Уимблдона и US Open. Для теннисисток, которые "не доживут" до второй недели третьего и четвертого турниров "Большого шлема", это, наверное, не самый плохой вариант. Однако игроки, которые будут претендовать там на победу (а Шарапова как раз из таких), просто не успеют толком восстановиться после горячих баталий на кортах Лондона и Нью-Йорка, особенно если встанет вопрос о смене часовых поясов.

Кто-то может сказать: ведь играют же в Fed Cup, несмотря на все свои проблемы, Анастасия Мыскина и Елена Дементьева (тоже, кстати, представительницы элиты), которые наверняка мечтают о теннисной короне. С точки зрения командных интересов тут трудно что-либо возразить. Можно лишь в очередной раз поблагодарить москвичек за проявление патриотизма.

Если бы Шарапова рискнула выступить в Бриндизи, то, не сомневаюсь, что Шамилю Тарпищеву с его громадным капитанским опытом удалось бы сгладить конфликт, возникший в прошлом году между отцом Марии Юрием Шараповым и тренером сборной Ларисой Нейланд. Но поскольку этого не произошло, мы должны пожелать Марии стать в ближайшее время первой в мире, а сборной России в сентябре выиграть Fed Cup. Славы в таком случае хватит на всех.