Газета Спорт-Экспресс № 63 (3741) от 23 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

23 марта 2005

23 марта 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ФОРМУЛА УСПЕХА "ЛОКОМОТИВА"

Благополучие футбольного клуба зависит от многих факторов, главные из которых - спортивные результаты и коммерческая деятельность. Причем одно с другим тесно связано. В этом плане образцом для подражания в России может служить московский "Локомотив".

Успехи команды Юрия Семина на футбольном поле ежегодно "подпитываются" коммерческой службой клуба, которую по распоряжению президента "Локо" Валерия Филатова уже шестой год возглавляет Давид ШАГИНЯН. С ним встретился корреспондент "СЭ".

СЕМЕЙНЫЙ СЕКТОР

-Болельщиков "Локомотива" наверняка интересует: почему в этом году выросли цены на билеты?

- Начну с того, что подорожание было незначительным - примерно на 15 процентов. Для Москвы, считаю, у нас вполне нормальные цены: самый дешевый билет стоит 80 рублей.

-Нижняя планка все время одинаковая?

- Нет. Билеты делятся на три категории в зависимости от соперника, турнира и даже - не удивляйтесь - погодных условий. Например, матчу с "Москвой" первоначально была присвоена вторая категория. В переводе на дензнаки это означает, что за вход на стадион болельщикам пришлось бы выложить как минимум 100 рублей. Но поскольку в столице по-прежнему царствует зима, мы приняли решение продавать билеты по третьей категории: то есть от 80 рублей и выше.

-А какие матчи попадают под первую категорию?

- Против ЦСКА и "Спартака". В этом году, возможно, к ним добавится "Динамо". Минимальная стоимость билета на такие игры - 120 рублей. У еврокубков, естественно, свои, более высокие расценки.

- Сезонные абонементы пользуются спросом?

- По сравнению с прошлым годом объем продаж значительно вырос. На сегодняшний день реализовано уже около двух тысяч абонементов. В основном на места за воротами.

-Какую выгоду сулит абонемент?

- Давайте считать. Его обладатель получает возможность посмотреть все 15 домашних матчей "Локомотива" в чемпионате, игры Суперкубка и Кубка России, а также встречи второго и третьего квалификационных раундов Лиги чемпионов. Самый дешевый абонемент стоит 1000 рублей. Если эту сумму поделить на количество матчей, получится, что средняя стоимость одного билета составляет всего 50 рублей. Выгода налицо.

-На Западной трибуне располагается так называемый "семейный сектор". Что это такое?

- Туда можно прийти всей семьей с детьми до 12 лет. Рядом с сектором есть игровая комната, где ребенка можно оставить под присмотром преподавателя. Плюс удобные места, неназойливая охрана, возможность купить еду и напитки прямо на трибуне - вот, пожалуй, главные достоинства "семейного сектора".

НУЖНЫ НОВЫЕ VIP-ЛОЖИ

-Сколько на стадионе VIP-лож и какова их заполняемость?

- Из 60 лож заняты 55. Остальные пустуют только потому, что там необходим ремонт. На третий год существования нового стадиона мы впервые столкнулись с ситуацией, когда спрос превысил предложение. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о строительстве дополнительных VIP-лож на втором ярусе. Думаю, через пару лет придется вводить "лист ожидания" - такая практика существует на всех крупных стадионах Европы.

-Если не секрет, среди владельцев и постоянных посетителей VIP-лож есть руководители клубов премьер-лиги?

- Есть, но называть их не хотелось бы. Могу только повторить, что интерес к стадиону большой. Впрочем, по-другому и быть не может, когда речь идет об арене, на которой помимо "Локо" играет национальная сборная, проводятся финалы Кубка России, Суперкубок, международные матчи других российских клубов и т.д.

-В Леверкузене на "БайАрене", где принимает соперников "Байер", можно наблюдать за игрой прямо из ресторана, расположенного на одной из трибун. Слышал, что в "меню" черкизовской арены скоро тоже появится подобная услуга.

- В настоящий момент на Северной трибуне идет строительство многоцелевого заведения, которое в обычные дни можно будет использовать и как спорт-бар, и как место проведения различных деловых встреч и банкетов. А во время матчей туда будут продаваться билеты. Причем те, кому не нравится смотреть футбол через стекло, смогут приобрести билет на выносной балкон (всего их будет два, на 80 мест каждый).

-Ресторан - это хорошо, но не каждому болельщику такое удовольствие по карману. Приходилось слышать жалобы на то, что в нефутбольные дни в Черкизове негде перекусить и выпить чашку кофе.

- На самом деле на территории стадиона ежедневно работает спорт-бар "Локомотив", где можно, например, посмотреть трансляции выездных матчей с участием нашей команды. О нем пока мало кто знает, потому что это заведение изначально задумывалось как часть огромного развлекательного комплекса, который еще не достроен. Как только войдут в строй аквапарк и другие объекты, бар заживет совсем другой жизнью.

РАВНЕНИЕ НА "МЮ" И "РЕАЛ"

-Российские клубы могут лишь мечтать о серьезном доходе от продажи билетов и атрибутики. Как обстоят дела с этим в "Локо"?

- На билетах зарабатываем пока немного - не более 5 процентов от общего бюджета. Это капля в море. Но за несколько лет планируем выйти на уровень 20 процентов, хотя даже эти цифры в два раза меньше тех, которые считаются нормальными для европейских грандов. Вопросами, касающимися атрибутики, скоро начнет заниматься создаваемая сейчас структура. В нее войдет и служба безопасности, которая будет отслеживать появление на рынке пиратской продукции. Есть также договоренность с таможенным комитетом о том, чтобы не пускать на территорию страны товары с символикой "Локомотива" без соответствующего разрешения клуба. Есть и другие задумки, связанные, в частности, с нашим техническим спонсором - компанией Adidas.

-Будет ли продолжен прошлогодний эксперимент, когда порядок на стадионе во время матчей обеспечивали сотрудники службы безопасности, нанятые клубом?

- Перед началом сезона у нас состоялась, на мой взгляд, очень продуктивная встреча с руководством ГУВД Москвы. Кажется, мы друг друга поняли. Так что все будет, как год назад.

-Какой зарубежный клуб считаете самым успешным коммерческим проектом?

- На сегодня лидеров двое - "Манчестер Юнайтед" и "Реал". Причем англичане удерживают пальму первенства уже на протяжении последних десяти лет. "Реал" же очень много зарабатывает на своих звездах. Сделав очередное громкое приобретение, "Королевский клуб" часто отправляется в какое-нибудь турне, где только на продаже футболок с фамилией новичка "отбивает" половину денег, затраченных на его покупку. Очень мудрый ход.

-"Локомотив" не собирается предпринять что-то подобное?

- На конференции УЕФА в Ньоне я разговаривал с руководителями киевского "Динамо" и "Шахтера" на тему проведения так называемого "славянского турне" по Азии. Идея была поддержана. Но в этом году осуществить ее в любом случае не удастся - слишком плотный календарь. Еще один проект - мини-турнир в Москве с участием двух лучших клубов Украины, "Зенита" и "Локо". При грамотной организации этих соревнований они могут принести участникам солидный доход.

-Интересно, сколько денег недосчитался "Локомотив" в прошлом году из-за неучастия в еврокубках?

- Примерно 10 миллионов долларов. Но главное не в этом. Мы и без "лигочемпионских" денег спокойно удержались на плаву благодаря налаженной коммерческой деятельности. А вот моральный удар оказался очень чувствительным. Ведь до этого на протяжении восьми лет команда постоянно играла в еврокубках! Наверное, еще и поэтому прошлогоднее чемпионство, вырванное на зубах, было встречено с такой радостью. Мы вернулись в европейскую футбольную семью, где "Локо" уже прекрасно знают. Теперь постараемся пройти два отборочных раунда, чтобы оказаться в основной сетке Лиги чемпионов. С этим турниром у нас тоже связано несколько серьезных коммерческих проектов.

20 ДОЛЛАРОВ ЗА БИЛЕТ - ДЛЯ РОССИИ ПОКА ДОРОГО

-Сколько должен стоить билет на матч, чтобы клуб оказался в "плюсе"?

- Как минимум 20 долларов. Это средняя цена на билеты в Европе. Но у нас по такому тарифу пока проходит от силы три-четыре матча в сезоне.

-Сборная России в последнее время не собирает в столице аншлагов. В таком случае есть ли от ее матчей на стадионе "Локомотив" финансовая выгода вашему клубу?

- РФС, считаю, выбрал правильный путь. Менее рейтинговые встречи вынесены за пределы Москвы, где жители не избалованы большим футболом. А такие игры, как с Португалией, нужно обязательно проводить в столице. Уверен, 7 сентября в Черкизове свободных мест не будет. Вообще мы всегда готовы принять у себя национальную команду. Есть такое понятие, как престиж. Так вот для нас оно не пустой звук.

-Готовы вновь бороться со спекулянтами?

- Бороться-то можно. Но никто еще их не победил. К сожалению, в России нет закона, карающего спекуляцию. Отсюда все проблемы. А надежды на то, что люди не будут покупать билеты с рук, мало.

-Система турникетов себя оправдала?

- Она пока не закольцована. Турникетами оборудованы только две трибуны из четырех. Поэтому точную информацию о наличии свободных мест получить невозможно.

-Можно ли избежать очередей у входа на стадион?

- Сколько бы ни было турникетов, их все равно не хватит, если основная масса болельщиков приедет на стадион в последние десять минут. Хотелось бы, чтобы люди это понимали. Доступ на трибуны открывается за два часа до матча. Так что, пользуясь случаем, хочу обратиться к любителям футбола с просьбой: приходите к нам в гости заблаговременно. Этим вы и нам облегчите работу, и себя от стояния в очередях избавите.

-Болельщики команды гостей после финального свистка вынуждены очень долго стоять на трибунах в ожидании выхода. Нельзя это время как-то сократить?

- В нашем случае главная сложность заключается в наличии рядом со стадионом станции метро. С одной стороны, это удобно. Но с другой - из-за небольшой пропускной способности метрополитена милиции приходится искусственно ограничивать поток людей, чтобы на платформах не создавалась толчея. Мы обсуждали эту тему с руководством столичного ГУВД. Обещаю: решение будет найдено. Возможно, есть смысл оставлять часть зрителей не на трибунах, где бывает достаточно тесно, а на территории стадиона. В общем, обязательно нужно что-то придумать. Ведь любая, на первый взгляд, мелочь может так испортить человеку настроение, что он раз и навсегда забудет дорогу на стадион.

ОТ ТВ-ПРОГРАММЫ К КЛУБНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ

-"Локо" - чуть ли не единственный клуб премьер-лиги, у которого есть своя программа на телевидении. Довольны этим проектом?

- Отзывы о "Вперед, Локо!" поступают хорошие. Но есть два нюанса. Небольшой охват аудитории у канала "Московия", на котором выходит программа, и не очень удачное время эфира - по воскресеньям в 9.30. А рейтинги у "Вперед, Локо!" очень даже неплохие. Будем это дело развивать. Конечная цель - сделать клубный телеканал с круглосуточным вещанием, как у "Челси" и "Милана".

-С этого сезона у команды появился свой гимн. Какая у него предыстория?

- Нам хотелось, чтобы это была не просто песня, а что-то патриотическое, пробуждающее в футболистах чувство гордости за свой клуб. Объявляли конкурс с призовым фондом, но ничего не получилось. А в прошлом году к нам пришел один из болельщиков "Локо" и предложил свой вариант музыки и слов. Это было именно то, чего мы хотели!

-На сайте нашей газеты есть рубрика "Обратная связь", где читатели могут высказать свое мнение на разные темы. Какие формы общения с болельщиками существуют у "Локо"?

- Регулярно просматриваем сообщения на клубном интернет-сайте. Скоро, кстати, откроется новый сайт, где будут учтены пожелания болельщиков. Кроме того, я постоянно контактирую с лидерами всех фан-группировок команды. А вообще двери офиса коммерческого отдела на стадионе открыты для всех поклонников "Локомотива". Приходите - будем общаться.

Юрий БУТНЕВ