Газета Спорт-Экспресс № 45 (3723) от 1 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

1 марта 2005

1 марта 2005 | Остальные

ЭНДУРО

В Московской области состоялся очередной этап третьего чемпионата России по эндуро на снегоходах - захватывающей спортивной дисциплине, которая, несмотря на свою молодость, с каждым годом становится в нашей стране все популярнее

НА ЛАСКОВОМ И СНЕЖНОМ ЗВЕРЕ

Шкет лет семи в нарядном комбинезоне и защитном шлеме с деловым видом осматривал снегоход. Потом ловко запрыгнул на него, завел мотор и через несколько секунд с ревом умчался в сторону леса, оставив позади клубы дыма и умиляющегося папашу.

-И давно он у вас так катается? - не удержался я от вопроса.

- Второй год. А что? Раз ему нравится, я не возражаю. - Отец говорил таким спокойным голосом, словно его сынуля колесил на обычном детском велике или самокате.

-Не боитесь за ребенка? Все-таки снегоход - штука опасная.

- Это смотря к кому он в руки попадет. Малой у меня смышленый, сильно не гоняет. Да и управлять снегоходом проще простого. Справа на рукоятке руля - рычаг газа, слева - тормоза. Нажал на газ - поехал, отпустил - остановился. Всего и делов-то.

Да, снегоходы нынче уже не ассоциируются с суровым бытом нефтяников-полярников, стремительно превращаясь в популярное средство зимнего отдыха. Благо, уж чем-чем, а снегом и бескрайними просторами Господь Россию не обидел.

За границей, в основном в Северной Америке и Скандинавии, многие без снегоходов вообще свой досуг не мыслят. За город выезжают кататься целыми семьями. А какие только соревнования там не проводят - от стандартных гонок по пересеченной местности до фристайла и спортивного ориентирования на снегоходах! Причем количество участников в них нередко зашкаливает за тысячу.

У нас, понятно, размах пока куда скромнее. Этап третьего чемпионата России по эндуро, состоявшийся в подмосковном селе Ильинское Дмитровского района, собрал полсотни гонщиков. Из Москвы, Питера, Златоуста, Углича, Тюмени, Нового Уренгоя... Цифра на самом деле не такая и маленькая, учитывая, что почти все выступали на собственных снегоходах. Не побоялись, выходит, рискнуть техникой ценою с приличный автомобиль!

Особенность этого чемпионата заключалась в том, что помимо профи испытать в нем себя могли все желающие старше 16 лет. Так что юного любителя снегоходов, повстречавшегося мне в Ильинском, официальные старты ждут не скоро...

КАРУСЕЛЬ ЭКСТРИМА

Термин "эндуро" (в переводе с латыни - "выносливость") в обиход ввели мотогонщики, которые с конца 80-х прозвали так свои многодневные гонки по бездорожью. Со временем это словечко перекочевало и в снегоходный спорт. Может, потому, что, когда тают трассы для снегоходов, львиная доля их владельцев пересаживается именно на мотоциклы и аквабайки? Такая вот бесконечная карусель экстрима.

Эндуро - это состязание не в мощности двигателей и не в резвости прохождения трассы. Главное здесь - точность расчета движения по всей 108-километровой дистанции. Три круга протяженностью 36 км необходимо было преодолеть за четко оговоренный лимит времени. Любые отклонения от графика карались судьями беспощадно. То есть опоздаешь к финишу или, наоборот, приедешь раньше - штраф все равно гарантирован.

Если у гонщиков совпадали показатели, для определения победителя устраивались "допы" - дополнительные соревнования на коротких участках трассы. Вот тут уже из своих "снежных коней" они могли выжимать максимум, ибо каждая секунда приравнивалась к одному очку.

Кстати, о "конях". К чемпионату допускались любые снегоходы с моторами объемом до 1000 см 3. В прежние годы существовал отдельный - "отечественный" - класс. Для российских "Рыси" и "Тайги", выпускаемых соответственно в Уфе и Рыбинске. Но в прошлом году на этапе в Ильинском произошло ЧП.

Из-за внезапного потепления вскрылись реки. И в узком месте, безуспешно штурмуя водную преграду, одна "Тайга" застряла. Вскоре на нее налетела другая, наглухо заперев подъем после переправы. Громоздкие гусеничные машины, которые по весу намного превосходят своих зарубежных собратьев, вытаскивали всем миром. Долго и мучительно. В итоге два десятка гонщиков, образовавших огромную "пробку", получили кучу штрафных очков и растеряли все шансы на победу.

И с нынешнего сезона "отечественный" класс в эндуро решили упразднить. От греха подальше. Тем более что мороки с нашими снегоходами, как и со всяким дитем российского автопрома, всегда возникало изрядно. Это было бы личной головной болью их хозяев, если бы не упомянутые заторы, невольно перекрывавшие "кислород" остальным. Трасса-то одна на всех.

Теперь обладатели "Тайги" и "Рыси" вынуждены были тягаться с заморскими китами снегоходостроения - канадским Bombardie, американскими Arctic Cat и Polaris и японской Yamaha. Занятие, в один голос твердили гонщики, столь же безнадежное, как вероятность схлопотать солнечный удар на Северном полюсе.

В результате заявиться на "Тайге" отважился единственный парнишка из Москвы, однако даже до финиша он не дотянул. Впрочем, аналогичная судьба постигла еще ровно треть участников этого снегоходного ралли, какими бы дивными моделями они ни обладали.

КРОВАВЫЕ МОЗОЛИ

На старте разноцветные снегоходы, напоминавшие гигантских стрекоз, с неистовым жужжанием срывались с места, мгновенно исчезая на повороте за непроглядными стенами снега. Далее их ожидала пролегающая через боры-косогоры снежная целина. С замысловатыми виражами, затяжными подъемами и головокружительными трамплинами.

Немудрено, что сходить с дистанции народ начал быстро. Некоторым закончить гонку удавалось буквально на пределе физических возможностей. К примеру, у Антона Богомолова из Златоуста по ходу гонки отломался рычаг газа. Нажимая на оставшийся маленький обломок, он стирал руку в кровавые мозоли, но не сдавался. И старания не пропали даром - организаторы отметили Богомолова специальным призом "За волю к победе".

Нескольким бедолагам гонщикам, по их же выражению, "береза перебежала дорогу". К счастью, на память о столкновениях с деревьями у них сохранятся лишь синяк да погнутая лыжа снегохода. Услуги бригады "Скорой помощи", дежурившей возле трассы, не понадобились никому.

- За три года, что проходят чемпионаты России, у нас, слава богу, ни одной серьезной травмы не было, - говорит главный комиссар гонки, двукратный чемпион СССР по эндуро на мотоциклах, член снегоходного комитета России Александр Никитин. - Замечу, что по степени травматизма в спорте снегоходы занимают 10-е место. Футбол, хоккей, гимнастика - все стоят выше нас. Разумеется, определенный риск присутствует. Но различные громкие истории, имевшие тяжелые последствия, процентов на 80 объясняются тем, что люди садились за руль из-за пьяного стола. Я уже практически 15 лет связан со снегоходами, поэтому знаю обо всем этом не понаслышке.

Завершился ильинский этап безоговорочным триумфом гонщиков из Нового Уренгоя. Максим Шевченко, Владимир Ушаков и Вадим Троцай, представляющие спортивно-технический клуб "Ямбург", заняли весь пьедестал. И в этом не было ничего удивительного. "Ямбург", по сути, единственная в России профессиональная снегоходная команда. С солидным бюджетом в размере восьми миллионов рублей и двенадцатью гонщиками в обойме. Что ж, коли имеешь за спиной дочернюю компанию "Газпрома", можно позволить себе такую роскошь.

- На средства "Ямбурггаздобычи" команда существует десятый год, - рассказывает главный тренер "Ямбурга" Алексей Галенских. - Руководители предприятия сами увлекаются снегоходным спортом и нам поддержку оказывают. Спору нет, снегоходы - удовольствие очень дорогое, но лучше пусть мальчишки на них катаются, чем бесцельно шляются по дворам. Записаться в наш клуб хотят многие - очередь выстроилась уже на год вперед! Ставку делаем на воспитание молодежи. Из 12 гонщиков только один ветеран: это наш лидер Максим Шевченко. Между прочим, инженер первой категории транспортного отдела "Ямбурггаздобычи"! Все остальные - школьники и студенты.

-Сколько у вас снегоходов?

- На балансе числятся 57. К сожалению, обновлять технику приходится каждый год. Спортивного снегохода хватает на сезон. Потом его разве что для тренировок использовать можно.

Всем, конечно, хорош снегоход. Кабы еще цена не кусалась... Пока же выложить за это чудо техники от 10 до 15 тысяч долларов по карману далеко не каждому. Плюс прицеп для перевозки, обслуживание, запчасти, экипировка... Влетает вся эта красота владельцу в копеечку. Также не обойтись без персонального механика. На дистанции, к слову, посторонняя помощь спортсменам запрещена. Любую поломку они должны устранить сами. Бывало, механик стоял рядом с гонщиком и, словно сурдопереводчик, на пальцах показывал тому, что и как нужно сделать. Зрелище, по словам очевидцев, было презабавное...

Чемпионат же, попрощавшись с гостеприимным Ильинским, перебрался в Ленинградскую область. Оттуда - в Мурманск, где в середине марта состоится заключительный этап. Ясно, что потеснить из призовой тройки бравых ямбургских ребят едва ли кому-то удастся. Тем не менее расстроенных лиц после финиша я не увидел. Гоняются-то на снегоходах не за призами, а за впечатлениями. А в них ни у кого недостатка точно не было.

Александр КРУЖКОВ